Доклад на МО иностранных языков
на тему
«Повторение на старшей ступени обучения
иностранным языкам»
Подготовила: учитель немецкого языка
Суховерхова Л. Ю.
Иностранный язык (ИЯ) остаётся одним из самых популярных предметов у российских школьников. Как утверждают авторы заметки в одной известной газете, комплекс «незнания языка» изрядно отравляет жизнь современных молодых людей. Высокий уровень мотивации, обусловленный разными факторами, вызывает и высокие требования обучаемых, а также их родителей к учебному процессу. Неудовлетворенность качеством школьного преподавания ИЯ побуждает родителей обращаться к услугам репетиторов, которые, кстати, останутся востребованными и с введением единого государственного экзамена, так как, чтобы хорошо сдать его, выпускники школ также должны быть подготовлены соответствующим образом. С чего начинают занятия многие репетиторы? Обычно с диагностирования уровня владения ИЯ школьником и затем переходят к основательному, последовательному повторению материала. На наш взгляд, репетиторы чаще занимаются тем, что игнорируется авторами большинства современных учебников и учителями, а именно, повторением пройденного.
Если посмотреть на методические исследования и учебники последних лет, то видно, что авторы в основном озабочены обучением новому, а не проблемой сохранения усвоенного ранее. В лучшем случае в некоторых учебниках предлагаются таблицы и несколько обобщающих грамматических упражнений. Но это далеко не всё, что следует повторить, к тому же такой способ не исчерпывает все необходимые приёмы организации повторения, отвечающие современным требованиям к обучению ИЯ.
Мы рассмотрим проблему специальной организации повторения усвоенного ранее на уроках ИЯ на старшей ступени. Современные психологи утверждают: «это иллюзия, что можно получить полноценные знания без повторения. Как было оно матерью учения, так ею и остаётся». Особенно важную роль повторение играет на старшей ступени. Это связано, во-первых, с необходимостью завершения школьного курса, обобщения и систематизации всего изученного материала, совершенствования механизмов коммуникативной компетенции; во-вторых, с возможностью старшеклассников осуществлять такую систематизацию, обобщение, обусловленные развитием у них абстрактного мышления и других психических процессов; в-третьих, с потребностями большинства из них: 1) успешно закончить школу и подготовиться к поступлению в вузы (а таких по последним данным 87%); 2) добиться положительных результатов в изучении ИЯ.
На старшей ступени усложняются содержание речи учащихся и воспринимаемых ими текстов, характер речевых задач; расширяется объём иноязычного материала. Это предполагает способность и готовность учеников быстро извлекать необходимые языковые средства из долговременной памяти и правильно их использовать в речевой деятельности на ИЯ, что требует не только сохранения эталонов слов, грамматических явлений, знаний, но и умения быстро, правильно и в соответствии с ситуацией и целями общения применить их. Поэтому в обучении ИЯ следует повторять не только сам языковой материал или факты о стране изучаемого языка, но и действия, операции с этим материалом.
Под повторением при обучении ИЯ мы понимаем комплекс специальных методических приёмов, предполагающих организованную повторяемость языковых средств, тем/подтем, лингвистических и социокультурных знаний, речевых действий и операций с ними в новых условиях в целях:
предупредить их деавтоматизацию, забывание;
oобобщить, систематизировать их;
3) расширить опыт их использования в связи с новым и тем самым совершенствовать уровень развития коммуникативной компетенции и её компонентов: лингвистического и социокультурного.
Согласно современным подходам к обучению ИЯ следует проводить повторение с помощью комплекса методических приёмов, соблюдая ряд условий:
цикличность: материал повторяется по окончании цикла уроков, в последующих циклах в связи с новым материалом, в конце учебного года и в начале всех последующих; происходит расширение витка спирали за счёт «втягивания» в него усвоенного ранее и усваиваемого в данный момент;
вариативность: изменяются способы, условия, задачи использования того. Что отрабатывалось ранее; это закрепляет прежние связи, эталоны и формирует новые; обеспечивает возможности для внутриязыкового переноса и координацией связей между долговременной и оперативной видами памяти;
индивидуализация и дифференциация: учёт потребностей и пробелов учащихся конкретного класса, особенностей их памяти и других психических процессов;
активность каждого ученика в процессе повторения (речевая и мыслительная), вызываемая поставленной задачей, решение которой требует инвентаризации изученного ранее и его применения в новых условиях;
контролируемость как со стороны учителя или другого ученика, так и самим субъектом, выполняющим действие.
Повторение на старшей ступени обучения ИЯ может осуществляться через организацию содержания обучения говорению; при введении в тему/проблему; в специальных тренировочных лексических упражнениях; во время грамматических разминок, в языковых упражнениях, в которых «сталкиваются» различные явления; в обобщающих опорах; в упражнениях, подготавливающих школьников к самостоятельным высказываниям; при работе с текстами; при выполнении «сквозных» ретроспективных заданий, когда требуется вспомнить заранее прочитанные тексты, выписать слова, факты, аргументы из них, сопоставить, обобщить, дополнить информацию из этих текстов, составить анкеты, викторины на их основе и т.п.; во время корректирующих и обобщающих уроков.
Особого внимания требует повторение не узкотематических слов, а слов широкого диапазона, используемых во многих ситуациях. Учителю полезно для себя составить список таких слов и стимулировать учеников к включению их в свою речь. Поскольку, по наблюдению психологов, быстрее забываются детали, следует регулярно повторять предлоги, типичные словосочетания с артиклями, словообразовательные элементы.
Регулярное, специально организованное повторение грамматики представляется исключительно важным, так как, по нашим наблюдениям, 70 – 80 % ошибок в речи старшеклассников носят грамматический характер. Даже те явления, которые, казалось бы, были прочно усвоены учащимися ранее, вызывают у многих затруднения в неподготовленной речи и в текстах. Мы условно разделили методические мероприятия, необходимые для предотвращения деавтоматизации, на две группы:
1) способы закрепления в памяти ориентировочной основы действия, когда повторяются ситуативные и формальные ориентиры речевого образца; это могут быть различные обобщающие опоры, схемы, таблицы, упражнения аналитического характера на основе текстов для чтения;
2) способы организации грамматически направленной практики, куда входят подготовительные упражнения, предшествующие речевым, письменные упражнения, работа над ошибками, корректирующие уроки в начале учебного года и обобщающие уроки в конце года.
После устного фронтального выполнения грамматической разминки это же задание проводится письменно, и тогда каждый ученик получает возможность проверить себя.
Языковые грамматические упражнения можно проводить по кругу: учитель раздаёт учащимся через одного карточки-задания, другие ученики (соседи слева) получают карточки-ключи к заданиям. Каждый получивший задание школьник сначала работает с одноклассником, у которого есть ключ к его заданию. Затем карточки передаются по кругу так, чтобы те, кто выполнял задание, проверил по ключу соседа с другой стороны. Таким образом, каждый ученик работает с одним и тем же материалом дважды: сначала выполняя упражнение, затем, проверяя, как сосед выполнил его.
Важным условием эффективного повторения является преодоление однообразия, монотонности в работе. Как указывают психологи, эти ощущения возникают при многократной повторяемости внешнего раздражителя, неизменном ритме и темпе работы, при непривлекательности для личности определённой ситуации, при её малой эмоциональной насыщенности. Преодолеть эти негативные моменты помогает использование на уроке различных режимов работы (парных, групповых, по кругу, индивидуальных), позволяющих совместить два важных фактора усвоения: повторяемость и новизну.
Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Я использую компьютерные презентации на уроках при повторении и обобщении лексического и грамматического материала. Это наиболее увлекательная форма повторения материала, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
В результате проведённого исследования по проблеме использования повторения на старшей ступени обучения иностранным языкам были сделаны следующие выводы:
1. Повторение способствует предупреждению забывания учащимися опорного материала;
2. Повторение способствует совершенствованию знаний учеников в плане повышения уровня их полноты, обобщённости и систематичности, а также прочности, мобильности и действенности;
3. В силу того, что учащиеся при повторении работают с уже усвоенным учебным материалом, появляется возможность уделить больше внимания формированию познавательных умений.
Применение повторения на уроках иностранного языка наиболее результативно на завершающем этапе средней общеобразовательной школы (10-11 классы), так как сущность повторения при этом отвечает основным психологическим особенностям старшеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрыть их личность.
Прежде всего, это обусловлено тем, что у старшеклассников хорошо развиты такие психические процессы, как память и мышление, без которых успешная и плодотворная учёба просто невозможна. На этом этапе у учащихся доминирует словесно-логический тип памяти. Это позволяет ученикам запоминать материал осмысленно, осознавая отношения и связи между понятиями. Кроме того, у старшеклассников сформированы такие операции и формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Таким образом, презентация нового материала или материала для повторения даётся дедуктивным способом, т.е. в виде правил и обобщающих инструкций. Всё это способствует лучшему усвоению материала и систематизации знаний.