Тема урока: Повторим орфографию: правописание ПРЕ- и ПРИ-, слитное и раздельное правописание НЕ с существительными.
Дата проведения:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по изученным орфограммам.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая,коллективная.
Технология: технология педагогических мастерских, технология сотрудничества,личностно-ориентированный подход.
Методы и приѐмы обучения: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приѐмы: беседа, разъяснение, инструктаж );
методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приемы:наблюдение)
методы контроля (приѐмы: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа)
Оборудование: рабочий лист мастерской, учебник, раздаточный материал; компьютер,проектор (презентация), аудиозаписи «Радионяни».
Цель урока: повторить, обобщить изученный материал, актуализировать полученные знания и умения перед написанием контрольного диктанта.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить умения по правописанию приставок ПРЕ-,
ПРИ-,совершенствовать навыки слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, их творческий потенциал.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, личностные качества:
уверенность в себе, смекалку, фантазию, коллективизм.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: ориентируются в материале учебника, отвечают на вопросы,
осуществляют выбор правильного написания слов с изученными орфограммами, выполняют творческие задания.
Метапредметные:
Личностные УУД: понимают необходимость изучения пройденного материала и его широкого практического применения в жизни, критическое оценивают полученные результаты, дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», проявляют ответственность, уважение к коллективу, умеют работать в группе.
Познавательные УУД: анализируют и используют необходимую информацию, умеют самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему,выстраивать логическую цепь рассуждения, точно и грамотно излагать свои мысли.
Регулятивные УУД: выполняют учебные задания по алгоритму, умеют формулировать вопросы по учебному материалу, знают критерии взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
Коммуникативные УУД: совершенствуют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют выражать свои мысли, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока:
I Организационный момент.
1.Учитель. Доброе утро! Сегодня у нас урок-мастерская построения знаний. Слайд 1.
Проверим готовность команд орфографической разминкой.
Работа с карточками:
а)учитель называет слово и морфему, в которой надо назвать букву, дети поднимают карточки. Заря, растение, подгореть, прикосновение, пешеход, скалолаз, касается;
б) учитель называет букву, дети – слово с объяснением правописания по орфограммам 26-29. Примечание: карточки с гласными А-О, И-Е.
2. У вас на столах рабочие листы мастерской. Подпишите сверху свою фамилию. Вы видите, строчка для темы оставлена. Что же будет в центре внимания на уроке? Это нам подскажет кроссвордный диктант. Обсудите в группе и запишите в своих листах ответы.
ПРОВЕРКА. Слайд 2,3.
Я называю лексическое значение слова. Вы проговариваете ответы орфографическим чтением).
а) «лошади » Санта-Клауса (олени);
б) один из главных зимних православных праздников (Рождество);
в) взлетающие в воздух цветные декоративные огни (фейерверк);
г) традиционный новогодний салат (оливье);
д)декоративное украшение, цепочка соединѐнных между собой предметов:
ветвей, цветов, лампочек, фонариков и т.д.(гирлянда);
е) внутреннее чувство удовольствия, весѐлого настроения и счастья, (радость);
ѐ)тропический фрукт, крупный, похожий на шишку (ананас);
ж) мифическое существо, у нее серебряные крылышки за спиной и кудри, легкие, как пух(фея);
з) яркое декоративное освещение улиц по поводу каких-либо торжеств (иллюминация);
и) шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться (ярмарка).
Прочитайте и выделите первые буквы каждого слова. Какое слово получилось?
Орфография. Мы вышли на тему урока : «Повторим орфографию». Запишите в рабочие листы мастерской.
2. Индуктор. ОПТЕКА. Ребята, какое слово здесь написано? СЛАЙД 4.
Перед вами отрывок из книги Льва Успенского (русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик, журналист, автор занимательных книг по языкознанию) «Слово о словах». Какую мысль доносит до нас автор? Какие цели нашего урока в связи с этим мы можем поставить?
Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись «Оптека».
Я и еще несколько офицеров стояли под этим столбом и крепко ругали чудака ,
который такую надпись сделал . Как нам теперь было понять : что́ находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» – дело одно; надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все этобыло нам очень нужно. Если же «оптика», – так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.
«И как только грамотный человек может этакое написать?» – ворчал майор.
Какую мысль доносит до нас автор? Какие цели мы поставим на уроке?
3. Самоконструкция. Ребята, в 5-6 классе изучается 48 орфограмм из 70 существующих, то есть вы сейчас закладываете фундамент своей грамотности. В объективе нашеговнимания сегодня будут две орфограммы. Какие? Посмотрите на стенд: ПРЕ- и ПРИ- (29) и Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (32). (метод символического видения: на стенде в символическом виде изображены нарисованные учащимися-художниками приставки ПРЕ-ПРИ и НЕ (частица, приставка, часть корня)). Обратимся к
орфограмме 29.
Команды, внимание ! В рабочих листах у вас «Лингвистическое лото», обсудите в группе, объяснив каждое слово, и поставьте плюс (+ ) в нужном месте.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Е
И
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить.
Во время работы учащихся включается « Радионяня. ПРЕ- или ПРИ-».
(Примечание: аудиозапись учащиеся уже слушали на уроках, поэтому она не мешает, а помогает). Слайд 5.
4. Афиширование: озвучивание результатов. (Ответы: 1и, 2е,3и, 4и,5и, 6и,7е, 8и, 9е,10и.)
Индивидуальное задание. ( 2 человека за отдельной партой, работают в паре).
Вставь пропущенные буквы. У тебя всѐ получится! Весь день шел Иванушка, и
пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!» Готовность – по колпачку.
5. «Разрыв». Работа в группе. 5.1. Омофоны. Какую приставку мы должны написать: пре-или при-? Запишите слова, выбрав подходящую приставку.
-зреть, -дать,-клонить, -творить, -уменьшить, -ступить, -дел, -бывать? Обсуждение в группе. Афиширование: учащиеся объясняют, что подходят обе приставки в зависимости от лексического значения, это «фонетические близнецы».
Физкультминутка японско-театральная. (Импровизация учащихся).
Сын быка движется неровной походкой.
Вздохни полной грудью - кончаются татами,
Падения не избежать.
Ить, ни, сан, си, го - беспечен гуляющий заяц.
Попал под удары охотничьих нунчак.
Шлѐп-шлѐп, ой-ой-ой.
6.Индуктор. Выход на 32 орфограмму. Какую часть правила иллюстрирует
стихотворение?
Андрей Кропотин
Утром с мамой на столе мы
Рылись в книгах в тишине…
У меня опять проблемы:
Не пойму я эту «НЕ»!
Слов-то много с ней в начале,
Мне хватает их вполне,
Но не все, к моей печали,
Могут смысл иметь без «не».
В барабанных перепонках
Этих слов журчит струя:
Если «неженка» - сестренка,
Значит, «женка» - это я!...
А за нами скачут следом,
Отставая на вершок,
Кошка Лапка - «непоседа»
И «поседа» - кот Пушок.
Я пишу слова без цели,
Хоть заданий - пруд пруди:
Вот прошла еще «неделя»,
Значит, «деля» впереди…
Бросил я дела другие…
А итог - средь бела дня
Папе с мамой - «невралгия»…
И «вралгия» - для меня.
Слитное и раздельное написание НЕ с Существительными.
Что вы знаете о НЕ? Какой частью речи и какой морфемой она может быть?
«не» может быть частицей;
«не» может быть приставкой;
«не» может быть частью корня.
-Как видите, НЕ очень непостоянна, но без НЕ нам не обойтись.
8.Социоконструкция. 1.Повторим орфограмму 32. (Приѐм «Хоровод»: пункт правила - пример, по цепочке).
2. Распределительный диктант. Нездоровье. Негодование. Не вежливость, а грубость.Неудача. Невежда. Не внимательность, а рассеянность. Неряха. Несчастье. Не робость, а смелость. ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ.
3.Приѐм «Автобусная остановка». Облако слов: записать примеры существительных, которые с НЕ пишутся: а) слитно (без Не не употребляются); б) слитно (можно заменить синонимом); в) раздельно.
Работа по группам (одной группе даѐтся индивидуальное задание найти в интернете пословицы, в которых используется НЕ с существительными ),
через минуту меняются. Слова записывают фломастерами разных цветов
(1 группа –красный, 2 –синий, 3 -зелѐный). Афиширование.
7. Рефлексия. Обращение к целям урока. Достигли? Кто может согласиться с
утверждениями:
Мне понятен выбор гласных в корнях с чередованием.
Теперь я знаю, чем отличаются приставки пре и при.
Я смогу объяснить, когда не с существительным пишется слитно, когда раздельно?
Украсим ѐлочку: зелѐный шар – я разобрался в теме, красный – есть вопросы, не всѐ понятно.
8. Домашнее задание (на выбор): 1) напишите письма Деду Морозу с использованием изученных орфограмм; 2) «мини – проект»: изготовьте снежинку, грани которой содержат орфограммы и примеры к ним; 3) разработайте текст контрольной работы друг для друга, на одном листе - задания, на другом - ответы.
2.Сюрприз от Деда Мороза. (Конфеты с орфограммами всем ученикам).
3. Поделитесь своим впечатлением от урока (в рабочих листах мастерской).
Приложение.
Рабочий лист мастерской.
Пятнадцатое декабря. Классная работа. Тема (впиши тему):
……………………………………………………………………………………………………………………………….
1. Кроссвордный диктант: а) «лошади » Санта-Клауса: …………………………..
б) один из главных зимних православных праздников: ………………………………..
в) взлетающие в воздух цветные декоративные огни: ………………………………
г) традиционный новогодний салат: ……………………………..
д)декоративное украшение, цепочка соединѐнных между собой предметов:
ветвей, цветов, лампочек, фонариков и т.д: ……………………………………
е) внутреннее чувство удовольствия, весѐлого настроения и счастья: ..........................
ѐ)тропический фрукт, крупный, похожий на шишку:
ж) мифическое существо, у нее серебряные крылышки за спиной и кудри, легкие, как пух:
з) яркое декоративное освещение улиц по поводу каких-либо торжеств: ……......................
и) шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары,
сладости и хорошо повеселиться: ……………………………
2. «Лингвистическое лото»: поставить + в нужном месте.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Е
И
1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6)
пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить.
3.Орфографическая головоломка. Какую приставку мы должны написать: пре- или при-?
Запишите слова, выбрав подходящую приставку.
-зреть, -дать,-клонить, -творить, -уменьшить, -ступить, -дел, -бывать? Обсудите в группе.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4.Побудьте писателями: совместно сочините историю с использованием ПРЕ- и ПРИ-, продолжив
фразу: Мы зашли в придорожное кафе.
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………....
5.
(Не)здоровье. (Не)годование. (Не ) вежливость, а грубость. (Неудача).
(Не)вежда. (Не )внимательность, а рассеянность. (Не)ряха. (Не)счастье.
(Не)робость, а смелость.
6. Пополним словарный запас. «Облако слов». Запишите на ватмане примеры
существительных, которые с НЕ пишутся: а) слитно (без Не не употребляются); б) слитно
(можно заменить синонимом); в) раздельно. Работа по группам, через минуту меняетесь
местами. Слова записывайте фломастерами разных цветов (1 группа – красный, 2 –синий,3 -зелёный).
7.Подводим итоги. Согласны вы с утверждениями:
Мне понятен выбор гласных в корнях с чередованием.
Теперь я знаю, чем отличаются приставки пре и при.
Я смогу объяснить, когда не с существительным пишется слитно, когда раздельно.
8. Поделись своим впечатлением от урока.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Успехов тебе в освоении законов русского языка!