СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторим орфографию: правописание ПРЕ- и ПРИ-, слитное и раздельное правописание НЕ с существительными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторим орфографию: правописание ПРЕ- и ПРИ-, слитное и раздельное правописание НЕ с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Повторим орфографию: правописание ПРЕ- и ПРИ-, слитное и раздельное правописание НЕ с существительными.»

Тема урока: Повторим орфографию: правописание ПРЕ- и ПРИ-, слитное и раздельное правописание НЕ с существительными.

Дата проведения:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по изученным орфограммам.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая,коллективная.

Технология: технология педагогических мастерских, технология сотрудничества,личностно-ориентированный подход.

Методы и приѐмы обучения: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приѐмы: беседа, разъяснение, инструктаж );

 методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приемы:наблюдение)

 методы контроля (приѐмы: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа)

Оборудование: рабочий лист мастерской, учебник, раздаточный материал; компьютер,проектор (презентация), аудиозаписи «Радионяни».

Цель урока: повторить, обобщить изученный материал, актуализировать полученные знания и умения перед написанием контрольного диктанта.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить умения по правописанию приставок ПРЕ-,

ПРИ-,совершенствовать навыки слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, их творческий потенциал.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, личностные качества:

уверенность в себе, смекалку, фантазию, коллективизм.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: ориентируются в материале учебника, отвечают на вопросы,

осуществляют выбор правильного написания слов с изученными орфограммами, выполняют творческие задания.

Метапредметные:

Личностные УУД: понимают необходимость изучения пройденного материала и его широкого практического применения в жизни, критическое оценивают полученные результаты, дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», проявляют ответственность, уважение к коллективу, умеют работать в группе.

Познавательные УУД: анализируют и используют необходимую информацию, умеют самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему,выстраивать логическую цепь рассуждения, точно и грамотно излагать свои мысли.

Регулятивные УУД: выполняют учебные задания по алгоритму, умеют формулировать вопросы по учебному материалу, знают критерии взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: совершенствуют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют выражать свои мысли, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока:

I Организационный момент.

1.Учитель. Доброе утро! Сегодня у нас урок-мастерская построения знаний. Слайд 1.

Проверим готовность команд орфографической разминкой.

Работа с карточками:

а)учитель называет слово и морфему, в которой надо назвать букву, дети поднимают карточки. Заря, растение, подгореть, прикосновение, пешеход, скалолаз, касается;

б) учитель называет букву, дети – слово с объяснением правописания по орфограммам 26-29. Примечание: карточки с гласными А-О, И-Е.

2. У вас на столах рабочие листы мастерской. Подпишите сверху свою фамилию. Вы видите, строчка для темы оставлена. Что же будет в центре внимания на уроке? Это нам подскажет кроссвордный диктант. Обсудите в группе и запишите в своих листах ответы.

ПРОВЕРКА. Слайд 2,3.

Я называю лексическое значение слова. Вы проговариваете ответы орфографическим чтением).

а) «лошади » Санта-Клауса (олени);

б) один из главных зимних православных праздников (Рождество);

в) взлетающие в воздух цветные декоративные огни (фейерверк);

г) традиционный новогодний салат (оливье);

д)декоративное украшение, цепочка соединѐнных между собой предметов:

ветвей, цветов, лампочек, фонариков и т.д.(гирлянда);

е) внутреннее чувство удовольствия, весѐлого настроения и счастья, (радость);

ѐ)тропический фрукт, крупный, похожий на шишку (ананас);

ж) мифическое существо, у нее серебряные крылышки за спиной и кудри, легкие, как пух(фея);

з) яркое декоративное освещение улиц по поводу каких-либо торжеств (иллюминация);

и) шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться (ярмарка).

Прочитайте и выделите первые буквы каждого слова. Какое слово получилось?

Орфография. Мы вышли на тему урока : «Повторим орфографию». Запишите в рабочие листы мастерской.

2. Индуктор. ОПТЕКА. Ребята, какое слово здесь написано? СЛАЙД 4.

Перед вами отрывок из книги Льва Успенского (русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик, журналист, автор занимательных книг по языкознанию) «Слово о словах». Какую мысль доносит до нас автор? Какие цели нашего урока в связи с этим мы можем поставить?

Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись «Оптека».

Я и еще несколько офицеров стояли под этим столбом и крепко ругали чудака ,

который такую надпись сделал . Как нам теперь было понять : что́ находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» – дело одно; надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все этобыло нам очень нужно. Если же «оптика», – так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.

«И как только грамотный человек может этакое написать?» – ворчал майор.

Какую мысль доносит до нас автор? Какие цели мы поставим на уроке?



3. Самоконструкция. Ребята, в 5-6 классе изучается 48 орфограмм из 70 существующих, то есть вы сейчас закладываете фундамент своей грамотности. В объективе нашеговнимания сегодня будут две орфограммы. Какие? Посмотрите на стенд: ПРЕ- и ПРИ- (29) и Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (32). (метод символического видения: на стенде в символическом виде изображены нарисованные учащимися-художниками приставки ПРЕ-ПРИ и НЕ (частица, приставка, часть корня)). Обратимся к

орфограмме 29.

Команды, внимание ! В рабочих листах у вас «Лингвистическое лото», обсудите в группе, объяснив каждое слово, и поставьте плюс (+ ) в нужном месте.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Е

И

1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить.

Во время работы учащихся включается « Радионяня. ПРЕ- или ПРИ-».

(Примечание: аудиозапись учащиеся уже слушали на уроках, поэтому она не мешает, а помогает). Слайд 5.

4. Афиширование: озвучивание результатов. (Ответы: 1и, 2е,3и, 4и,5и, 6и,7е, 8и, 9е,10и.)

Индивидуальное задание. ( 2 человека за отдельной партой, работают в паре).

Вставь пропущенные буквы. У тебя всѐ получится! Весь день шел Иванушка, и

пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!» Готовность – по колпачку.

5. «Разрыв». Работа в группе. 5.1. Омофоны. Какую приставку мы должны написать: пре-или при-? Запишите слова, выбрав подходящую приставку.

-зреть, -дать,-клонить, -творить, -уменьшить, -ступить, -дел, -бывать? Обсуждение в группе. Афиширование: учащиеся объясняют, что подходят обе приставки в зависимости от лексического значения, это «фонетические близнецы».

Физкультминутка японско-театральная. (Импровизация учащихся).

Сын быка движется неровной походкой.

Вздохни полной грудью - кончаются татами,

Падения не избежать.

Ить, ни, сан, си, го - беспечен гуляющий заяц.

Попал под удары охотничьих нунчак.

Шлѐп-шлѐп, ой-ой-ой.

6.Индуктор. Выход на 32 орфограмму. Какую часть правила иллюстрирует

стихотворение?

Андрей Кропотин

Утром с мамой на столе мы

Рылись в книгах в тишине…

У меня опять проблемы:

Не пойму я эту «НЕ»!

Слов-то много с ней в начале,

Мне хватает их вполне,

Но не все, к моей печали,

Могут смысл иметь без «не».

В барабанных перепонках

Этих слов журчит струя:

Если «неженка» - сестренка,

Значит, «женка» - это я!...

А за нами скачут следом,

Отставая на вершок,

Кошка Лапка - «непоседа»

И «поседа» - кот Пушок.

Я пишу слова без цели,

Хоть заданий - пруд пруди:

Вот прошла еще «неделя»,

Значит, «деля» впереди…

Бросил я дела другие…

А итог - средь бела дня

Папе с мамой - «невралгия»…

И «вралгия» - для меня.

Слитное и раздельное написание НЕ с Существительными.

Что вы знаете о НЕ? Какой частью речи и какой морфемой она может быть?

«не» может быть частицей;

«не» может быть приставкой;

«не» может быть частью корня.

-Как видите, НЕ очень непостоянна, но без НЕ нам не обойтись.

8.Социоконструкция. 1.Повторим орфограмму 32. (Приѐм «Хоровод»: пункт правила - пример, по цепочке).

2. Распределительный диктант. Нездоровье. Негодование. Не вежливость, а грубость.Неудача. Невежда. Не внимательность, а рассеянность. Неряха. Несчастье. Не робость, а смелость. ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ.

3.Приѐм «Автобусная остановка». Облако слов: записать примеры существительных, которые с НЕ пишутся: а) слитно (без Не не употребляются); б) слитно (можно заменить синонимом); в) раздельно.

Работа по группам (одной группе даѐтся индивидуальное задание найти в интернете пословицы, в которых используется НЕ с существительными ),

через минуту меняются. Слова записывают фломастерами разных цветов

(1 группа –красный, 2 –синий, 3 -зелѐный). Афиширование.

7. Рефлексия. Обращение к целям урока. Достигли? Кто может согласиться с

утверждениями:

Мне понятен выбор гласных в корнях с чередованием.

Теперь я знаю, чем отличаются приставки пре и при.

Я смогу объяснить, когда не с существительным пишется слитно, когда раздельно?

Украсим ѐлочку: зелѐный шар – я разобрался в теме, красный – есть вопросы, не всѐ понятно.

8. Домашнее задание (на выбор): 1) напишите письма Деду Морозу с использованием изученных орфограмм; 2) «мини – проект»: изготовьте снежинку, грани которой содержат орфограммы и примеры к ним; 3) разработайте текст контрольной работы друг для друга, на одном листе - задания, на другом - ответы.

2.Сюрприз от Деда Мороза. (Конфеты с орфограммами всем ученикам).

3. Поделитесь своим впечатлением от урока (в рабочих листах мастерской).

Приложение.

Рабочий лист мастерской.

Пятнадцатое декабря. Классная работа. Тема (впиши тему):

……………………………………………………………………………………………………………………………….

1. Кроссвордный диктант: а) «лошади » Санта-Клауса: …………………………..

б) один из главных зимних православных праздников: ………………………………..

в) взлетающие в воздух цветные декоративные огни: ………………………………

г) традиционный новогодний салат: ……………………………..

д)декоративное украшение, цепочка соединѐнных между собой предметов:

ветвей, цветов, лампочек, фонариков и т.д: ……………………………………

е) внутреннее чувство удовольствия, весѐлого настроения и счастья: ..........................

ѐ)тропический фрукт, крупный, похожий на шишку:

ж) мифическое существо, у нее серебряные крылышки за спиной и кудри, легкие, как пух:

з) яркое декоративное освещение улиц по поводу каких-либо торжеств: ……......................

и) шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары,

сладости и хорошо повеселиться: ……………………………

2. «Лингвистическое лото»: поставить + в нужном месте.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Е

И

1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6)

пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,

9) пр..градить, 10)пр..тормозить.

3.Орфографическая головоломка. Какую приставку мы должны написать: пре- или при-?

Запишите слова, выбрав подходящую приставку.

-зреть, -дать,-клонить, -творить, -уменьшить, -ступить, -дел, -бывать? Обсудите в группе.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Побудьте писателями: совместно сочините историю с использованием ПРЕ- и ПРИ-, продолжив

фразу: Мы зашли в придорожное кафе.

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………....

5.

(Не)здоровье. (Не)годование. (Не ) вежливость, а грубость. (Неудача).

(Не)вежда. (Не )внимательность, а рассеянность. (Не)ряха. (Не)счастье.

(Не)робость, а смелость.

6. Пополним словарный запас. «Облако слов». Запишите на ватмане примеры

существительных, которые с НЕ пишутся: а) слитно (без Не не употребляются); б) слитно

(можно заменить синонимом); в) раздельно. Работа по группам, через минуту меняетесь

местами. Слова записывайте фломастерами разных цветов (1 группа – красный, 2 –синий,3 -зелёный).

7.Подводим итоги. Согласны вы с утверждениями:

Мне понятен выбор гласных в корнях с чередованием.

Теперь я знаю, чем отличаются приставки пре и при.

Я смогу объяснить, когда не с существительным пишется слитно, когда раздельно.

8. Поделись своим впечатлением от урока.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Успехов тебе в освоении законов русского языка!