СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в 9-первой половине 12 веков" проходит в виде игры.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в9-первой половине12 веков соответстует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в 9-первой половине 12 веков" проходит в виде игры.»

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в IX –первой половине XII веках»

Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.(Слайд 1)

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся обобщать и систематизировать материал, изученный в главе Русь в IX – первой половине XII века

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Оборудование: карта «Киевская Русь», иллюстрированный материал, конверты с заданиями, анкета, презентация.

Форма урока: урок- игра

Методы и приемы: продуктивный, работа в парах и группах, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

Класс разбивается на 2команды; они готовят название команды ,выбирают капитанов заранее. Участники команды готовят кроссворд на 7 слов (предварительно сдав на проверку учителю).


I этап: Вводно-мотивационный.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята! Вам было дано опережающее задание, составить кроссворд, давайте вспомним, на какую тему.

Ответы учеников

Учитель, правильно ребята на тему «Русь в IX – первой половине XII века»

Организационный момент

(формулирование темы, постановка цели и задач урока).

Вспомните, на прошлом уроке вы были разделены на команды и сегодня у нас последний урок по теме. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Ответы учеников: повторять, обобщать материал по пройденной теме.

Правильно

Выход на тему и задачи урока

Итак, тема нашего урока : «Повторение и обобщение по теме "Древняя Русь в IX – первой половине XII века", но урок необычный, он будет в форме игры.

Учитель:. Напоминаю ее условия: учащиеся поделены на 2 команды, предварительно получили задания. Каждому участнику команды дается оценочный лист, за каждый конкурс учащиеся будут получать специальные жетоны-"Ум", проставлять свои баллы в оценочные листы, по результатам конкурса будут оцениваться результаты каждого и команды в целом.

II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.

Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах, парах)

Конкурсные задания

1 конкурс “Разминка” "Объясни значение слов.»

За каждый правильный ответ- 1 Ум:

1-й команде: дань, полюдье, земледелие, погосты, хазары, вервь,

2 команде: вира, уроки, люди, бортничество, повоз, , мозаика. .(Слайд 2)

2 конкурс «Найдите ошибки в тексте»


Работа в команде: Каждой команде даётся текст, нужно найти исторические ошибки в тексте.

(8 Ошибок) Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.

Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев.

После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр. .(Слайд 3-4)



3 конкурс князей.(капитанов) «На привале»

На столе у учителя в стеклянной глубокой круглой тарелке помещаются бумажные рыбки, на обратной стороне каждой записаны даты. Участник «ловит рыбку», в случае правильного ответа, получает один балл.

(На рыбках написаны следующие даты: 988, 882,912-945,945-962,962-972,980-1015гг,1019-1054,1037,1097,-113-1125,1125-1132,1073,996,) .(Слайд 5)


4 конкурс «Узнай героя» .(Слайды 6-19)

О ком идёт речь?

1. Легко и неслышно ходил он в походах как барс, не вез за собой обозов с котлами.

Не возил он и шатров расписных, спал как простой воин, подложив седло под голову. Отправляясь на войну, всегда предупреждал противника: «Иду на Вы»( Святослав)


2. Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря. Но в память о муже

дань все-таки соберу. Она не велика: 3 голубя, да 3 воробья с каждого двора».(Ольга)

3. Если не прийдет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг"(Владимир)


4. Идите с данью, а я пособираю ещё"( Игорь своей дружине).


5."На месте победы над печенегами построим и храм и назовём его Святой Софии"(Ярослав Мудрый)

6. Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека"( Владимир Мономах)

Минутка здоровьесбережения.

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

5конкурс «Древо познаний»(Игра "Да, нетка").(Слайд 20)


Для проведения этого конкурса учитель заранее готовит макет дерева, к которому прикреплены листочки на магнитах и на внутренней стороне написаны вопросы в виде «Да-нетка». По два представителя с каждой команды по очереди подходят к дереву и, оборвавши определенный листок, вслух читают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ команда получает одному балу.

Задания:

1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами да

2.Княгиня Ольга приняла ислам нет

3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет

4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет

5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да

6.Нестор- автор «Повести временных лет» да

7.В 988 году было принято христианство да

8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет

9.Княгиня Ольга ввела погосты да

10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян нет

11.Владимир Мономах внук византийского императора да

12.Митрополит - глава русской православной церкви да


6 конкурс «Реши кроссворд». Предварительное опережающее домашнее задание.

На него дается 5 минут, после чего участники отдают его на взаимопроверку той команде, которая его составляла. За каждый правильный ответ по одному баллу.

(Слайд 21)



7 конкурс "Древнерусский торг"(Слайд 22-23)


Ниже перечислены товары:

Золото, меха, паволоки, воск, вино, оружие из булатной стали, челядь, овощи, мёд, масло, книги.

1-команда:Вы, заморские купцы, что вы предложите киевлянам у вас купить?

2 команда: Вы, древнерусские купцы- гости, предложите к продаже свои товары


8 конкурс"Древнерусское зодчество"(Слайд 24)



Даны 4 изображения русских храмов. Учащиеся должны назвать 2храма, относящихся к изучаемому периоду, вспомнить их название, дата постройки, при ком они были построены.(Слева направо: Десятинная церковь в Киеве, Собор Василия Блаженного на Красной площади , Успенский храм Московского кремля, Храм Святой Софии в Киеве)

( При наличии времени- тест.)

III этап: Подведение итогов урока. (Слайд 25)



Рефлексия. 1.Было ли интересно на уроке? (Слайд 26-27)


2.Что больше всего понравилось?

3.Какие вопросы вызывали затруднения?

4. Изменилось ли у вас настроение к концу урока?

«Три лица»

На парте лежат смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на анкету.




Заключение. Подведение итогов и выставление оценок.

Домашнее задание: повторение материала из истории Средних веков по феодальной раздробленности;

по желанию 1)составить кроссворд;

2) напиши мини сообщение от имени князя, холопа, купца о своей жизни в древнерусском государстве"(Слайд 28)







Приложение 1.

Оценочный лист участника команды"______________"

Фамилия, имя ученика_____________________________

конкурса

Название конкурса

Количество баллов

1

Разминка” "Объясни значение слов.»



2

«Найдите ошибки в тексте»



3

«На привале»



4

«Узнай героя»



5

«Древо познаний»



6

«Реши кроссворд».



7

"Древнерусский торг"




8

"Древнерусское зодчество"



Общее количество баллов








Приложение2

Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.

Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев.

После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.





Задание к конкурсу"Древнерусский торг"


Ниже перечислены товары:

Золото, меха, паволоки, воск, вино, оружие из булатной стали, челядь, овощи, мёд, масло, книги.


1-команда:Вы, заморские купцы, что вы предложите киевлянам у вас купить?

________________________________________________


_________________________________________________

Приложение 3


Тест

1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:

А) Москва

Б) Киев

В) Чернигов

Г) Новгород

2.Крестьян на Руси называли:

А) шелом

Б) жито

В) смерд

Г) воевода

5. На Руси гостем называли:

А) родственника

Б) соседа

В) купца

6. Славяне питались:

А) картофелем

Б) кукурузой

В) помидорами

Г) рыбой

7.Основным занятием славян было:

А) ремесло

Б) торговля

В) земледелие

Г) строительство городов

8. Христианство было принято на Руси при князе:

А) Ярославе Мудром

Б) Владимире Красное Солнышко

В) Владимире Мономахе


Тест

1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:

А) Москва

Б) Киев

В) Чернигов

Г) Новгород

2.Крестьян на Руси называли:

А) шелом

Б) жито

В) смерд

Г) воевода

5. На Руси гостем называли:

А) родственника

Б) соседа

В) купца

6. Славяне питались:

А) картофелем

Б) кукурузой

В) помидорами

Г) рыбой

7.Основным занятием славян было:

А) ремесло

Б) торговля

В) земледелие

Г) строительство городов

8. Христианство было принято на Руси при князе:

А) Ярославе Мудром

Б) Владимире Красное Солнышко

В) Владимире Мономах



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!