СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно обобщающий урок в форме соревнования

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".»

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".


Цель:

образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)

воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого, желанию посещать музеи и читать дополнительную литературу

развивающая – формировать

а) умение работы с тестовым материалом,

б) умение работы с заданиями на поиск соответствия, соотношения, 

в) умение увидеть в путанице изученное понятие,

г) умение определить лишнее понятия в перечне,

д) умение объяснять свои действия,

е) умение находить ответы в учебнике,

ж) умении и навыки работы с интерактивной доской, компьютерными программами

здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)

Форма проведения: игровое занятие


Задание 1 (за каждый правильный ответ команде по 1 камню)
Вопросы команде 1

1. Приспособление для полива садов и огородов ( шадуф)

2) Короткое копье называется (дротик)

3) Высушенное и обмотанное тонкими бинтами тело называется ( мумия)

4) Как называли знаки письма у египтян ( иероглифы)

5) Как называется плата в казну части урожая и приплода скота? (налог)

6) Кто такой вельможа? (знатный человек, царский советник, военачальник)

7) Назовите одну из стран, в которую фараоны ходили в завоевательные походы? (в Нубию, Ливию, Палестину, Сирию, Палестину)

8) Чью гробницу археологи нашли нетронутой? (фараона Тутанхамона)

9) Какую страну именовали «даром Нила» (Египет)

10) Первой столицей Египетского государства был (Мемфис)

11. Египетская гробница (Саркофаг).

12. Служители бога (Жрецы).

Команде 2

1. Имя первого фараона ( Менес)

2. Столицей Египта в период его расцветы был город (Фивы)

 3. Какой фараон построил первую великую ступенчатую пирамиду (Джосер)

 4.Богом умирающей и воскресающей природы в Древнем Египте почитался (Осирис)

5. Основным занятием египтян было (земледелие)

 6. Правителей Древнего Египта называли (фараон)

 7.Символами царской власти считались (скипетр и кнут)

8.Основную силу египетского войска составляли (боевые колесницы)

 9.Фараон, чья пирамида дошла до нас почти не разграбленной (Тутанхомон)

10.Верховным богом египтян был (Амон-Ра)

11. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов (амулет).

12. Как называются ученые, изучающие историю Древнего Египта (египтологи)

Команда 3

1. Человек, сумевший расшифровать иероглифы (Шампольон)

2. Мифическое существо, с телом льва и головой человека (сфинкс)

3. Кого в Египте считали живым богом на земле (фараона)

4. Бог мумификации и погребальных обрядов (Анубис)

5. Метал, изкоторого изготовлялись наконечники копий, клинки, лезвия топоров (бронза)

6.Материал для письма (папирус)

7. Как назывались бесправные люди (рабы)

8. Царь какого царства образовал единый Египет (Южного)

9.Месяц, когда в Египте начинался разлив (июль)

10. Страна, захваченная Египтом, откуда они брали много золота (Нубия)

11. Какую страну называли «страной черной земли»

12. Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи) 



Команда 4

1. Гробница египетских фараонов (Пирамида).

2. Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).

3. Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс).

4. Какого бога египтяне изображали с маленькими злыми глазами и рыжими волосами (Сета)

5. Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? (При жизни).

6. Чем занимались древнеегипетские крестьяне в период разлива Нила? ( на строительстве пирамид).

7. Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).

8. Вряд ли будет разумным носить два головных убора сразу, но один древний египтянин делал именно так. Что это за головные уборы? (Короны Верхнего и Нижнего Египта).

9. Какую страну называли «страна большого Хапи»

10. Назовите одно из священных животных Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

11. Вторая по высоте пирамида после пирамиды Хеопса, называлась.. (Хефрена)

12. Имя фараона, совершившего 17 завоевательных походов (Тутмос) 


Задание 2. «Контур материка»

Определите из представленных контуров материка (2 камня) тот, на котором находится Египет и обозначьте карандашом примерное расположения страны (3 камня)


Задание 3. Исследователь. ( макс. 3 камня)

Каждая группа получает предмет, связанный с историей Древнего Египта. Составьте всей командой рассказ об этом предмете и его роли в истории этой страны.

1 команда – пирамидка

2 команда – папирус

3 команда – фигурка египетского Бога

4 команда – амулет


Задание 4. Реставрация ( 2 камня)

В этом конкурсе вам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги?



















В этом конкурсе вам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Восстановите изображения и скажите, чьи головы были у богов, и какую роль выполняли эти боги?







Анубис - ____________________________________________________


Гор - _________________________________________________________








Себек - ____________________________________________________________


Тот- ______________________________________________________________


Задание 5. Работа с контурной картой (2 камня)

Дается задания, один член команды подходит к большой карте и маркером отмечает то, что требуют.



Р абота с контурной картой. Используя текст учебника (с.48-49) и карту на с. 47 заполните карту.

  1. Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э.

  2. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса и напишите его название.

  3. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск. Напишите, что в этой стране было ценно для Египта.

  4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса и напишите название этого города

  5. Страны и полуостров, завоеванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия.

  1. ______ 2. ______ 3.______ 4_______ 5________

  1. Подпишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере

  2. Подпишите моря, омывающие Египет.

  3. Отметьте первую столицу Египта


Задание 6. «Колесничие» (1 камень)

Перед вами фотография колесничего, но с одной важно ошибкой. Найдите ее.


Задание 7. «Журналисты» (3 камня)


Представим, что изобретена машина времени. Вы – журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У вас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у вельможи, крестьянина, раба

Примерные вопросы для Вельможи:

1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство?

2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы?

3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?

4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?

5. Почему вельможи трепещут перед фараоном?

6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики?

Вопросы для Крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?

Вопросы для Раба:

1. Как вы стали рабом?

2. Каким ещё образом люди становятся рабами?

3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?

4. Как ваш хозяин относится к рабам?

5. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

Вопросы для Ремесленника:

1. Какие виды ремесла выполняли ремесленники в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Каким образом ремесленник мог получить товар земледельца?

4. Какие повинности несли ремесленники несли в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?


Задание 8. Задачи по теме: «Древний Египет». (3 камня)

1. Какую пользу египтянам приносила кошка?

2. Почему многие боги египтян похожи на животных?

3. Что означает слово «иероглиф», из какого языка оно произошло?

4. Какие открытия египтян в математике применяются до сих пор?

5. Какие открытия сделали египтяне в астрономии?

Какую пользу египтянам приносила кошка?

Ответ: Египтяне использовали ручных кошек, прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышей и крыс - переносчиков многих болезней, например, чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.

2. Почему многие боги египтян похожи на животных?

Ответ: Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный - получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотем.

В тоже время не отрицается более высокая стадия положения людей над зверями, поэтому рождается переходный вариант очеловеченного пантеона. 
Бог по фигуре похожий на человека, но связанный с окружающей природой сильнее человека. 

3. Что означает слово «иероглиф», из какого языка оно произошло?

Ответ: Иеро́глиф  — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и морфемы, целые слова и понятия.

Термин «иероглиф» греческого происхождения и взят у Климента Александрийского (II—III вв.). Он называл надписи, высеченные на камне иероглифика граммата. Слово иероглиф состоит из двух частей: иерос — «священный» и  глифо — «вырезаю», «высекаю». Таким образом, иероглиф переводится как «священновырезанные письмена».

4. Какие открытия египтян в математике применяются до сих пор?

Ответ: Первые математические исследования были сделаны в Египте. Жители дельты Нила изобрели десятичную систему исчисления, умели делить и умножать. Было известно значение «пи», которое было взято в основу пропорций великой пирамиды Хеопса и гробницы других фараонов. Египтяне знали, как определить площадь и объем.

5. Какие открытия сделали египтяне в астрономии?

В храме Дендера рядом с современным городом Луксор был обнаружен первый в мир зодиакальный круг. Оригинал его хранится в музее Лувр в Париже, в Египте же туристы могут увидеть точную гипсовую копию.

Также в Египте было обнаружено несколько древних зодиакальных карт. Было известно о том, что жизненный цикл Сириуса составляет 1460 лет, а Марс и Венера имеют определенные фазы.

Египтяне изобрели первый календарь. Вычислить количество месяцев, а затем и дней в году помогли им сборы урожая, которые зависели от сезонного разлива Нила. После завоевания право на открытие было присвоено Риму. Один из месяцев был назван в честь Юлия Цезаря — «июлем».


















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!