11 А класс Дата___________________________________
Урок 25. Повторительно-обобщающий урок по теме
Тема урока : « Социальное развитие современного обществе»
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать знания по теме, актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания; подготовиться к контрольной работе.
2.Развивать у учащихся умения работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, выполнять задания и грамотно заполнять бланки ЕГЭ.
3.Способствовать воспитанию личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся.
Планируемые результаты урока
знать/понимать:
-основные социальные институты и процессы;
-различные подходы к исследованию проблем человека и общества и социального института;
уметь:
-характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по данной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
-сравнивать социальные объекты (социальные институты), выявляя их общие черты и различия; аргументы и выводы;
-объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных институтов);
-участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный
Методы обучения: Элементы интерактивного и проблемного обучения, самостоятельная работа с тестами, работа в парах и группах, беседа с элементами дискуссии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тесты части А для самостоятельной работы, карточки с заданиями для групп, тексты части С, учебник « Обществознание» 11 класс профильный уровень под ред .Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебниковой.
План урока
I. Организационный момент
II. Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся
III. Собственно учебная деятельность ( повторение, обобщение, систематизация понятий, выполнение различных вариантов заданий ЕГЭ и тестов по теме, работа в группах)
IV Заключительная часть
Ход урока
Вступительное слово учителя ( 0,5 мин.):
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме
« Социальное развитие современного общества». В начале урока мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю вспомнить и выписать на листе известные вам понятия по этой теме.
( Прием мозгового штурма) ( 2 мин.) Пишут на листочках группой и зачитывают.
(соц.структура, соц.стратификация, соц.мобильность, соц.лифты, соц.институты, соц.структура, соц.статусы и роли, соц.ценности, соц.нормы, соц.контроль, соц.интересы, соц.взаимодействие, соц.конфликт, соц.общности, межэтнические отношения, демография и т.д.
Учитель: ( 0, 5 мин.) Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это очень радует. Все понятия, которые Вы вспомнили, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение и одновременно познакомимся с возможными вариантами заданий по теме, которые могут Вам встретиться в работе на экзамене.
Учитель: Каждый человек является членом нескольких социальных групп
Вспомнить, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют, нам поможет выполнение заданий, которые могут вам встретится на экзамене.
( Уровень С5) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие социальная группа? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе
Примерный ответ: Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности.
Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.
( Уровень С1) Назовите любые три причины объединения людей в группы
Примерный ответ:
1)группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности
2)в группе человек удовлетворяет то или иной интерес
3)в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить вне группы
Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.
Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству.
Вспомнить понятие!!! - отвечают:
Социальная стратификация - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профес-сионального престижа.
Уровень (В4) Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, выпишите цифры, под которыми они указаны.
1)уровень доходов 2)место в системе общественного производства
3)отношение к средствам производства 4)основные черты образа жизни
5)роль в общественной организации труда 6)социальный престиж
Отвечают: ответ: 146
Задание: попробуйте составить самую общую схему стратификации (отвечают, демонстрируют)
Учитель: В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).
Работа в группах по карточкам-заданиям. ( 10 мин.)
Задание №1:
Причины бедности.
Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.
В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.
И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.
Вопрос: согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.
Задание №2:
Как бороться с бедностью?
В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:
- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога
- предоставление пособий малоимущим гражданам
- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства
- стимулирование производства и экономического роста
Дополните приведенный перечень.
Вопрос: какое из направлений вы считаете наиболее важным?
Задание №3:
Ты и убогая
Ты и обильная
Ты и могучая
Ты и бессильная
Матушка Русь…. (Н. А. Некрасов. )
Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.
Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.
Примерный ответ: социальные группы и люди в открытом демократическом обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.
Уровень (С7) Проанализируйте ситуацию
После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка.
Вопрос: Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Примерный ответ: Данный сюжет иллюстрирует вертикальную восходящую социальную мобильность. Факторами, которые способствуют перемещению в “социальном пространстве”, выступают: получение образования, брак с человеком, имеющим более высокий социальный статус и т. п. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.
Задание: составить схему социальной мобильности – составляют, разбираем.
З
адание: составить схему социального статуса личности ( обе схемы – 1,5 мин.)
главный приписываемый достигаемый личный социальный
президент национальность доктор наук лидер, лентяй гражданин, буддист
Обучающиеся называют и уточняют признаки понятий “социальная мобильность”, «социальные лифты», “социальный статус”, “социальная роль”.
Учитель: - В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите ее на конкретных примерах
Ответ: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписывается ( от него ожидаются) определенные модели ( типы поведения). Приводятся примеры: от ученика- посещение школы, освоение учебных предметов, соблюдение дисциплины на уроках; от руководителя предприятии – ответственных решений, заботы о членах коллектива, - от родителей – заботы о детях, их воспитание и т. д.
Уровень В ( В.3) Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
1) мужчина 2) высшее образование 3) 25 лет; 4) инженер; 5) женат
А) прирожденный статус Б) приобретенный статус
Ответ:АБАББ
обратите пожалуйста, внимание, как правильно записывается ответ в заданиях части В – без пробелов и запятых.
Работа в парах, Выполняют задания:
Уровень( В.5)Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1.Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.
2.Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.
3. Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.
4.По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: АААБ
Учитель: “Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.
- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.
Тогда Ягужинский сказал Петру:
Учитель: Как вы думаете, ребята, что ответил Ягужинский Петру I?
Предположения ребят….
Ответ Ягужинского:
- Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.
Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал”.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какие следующие понятия темы мы будем с вами повторять?
Предположения ребят…
Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.
Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?
В рамках ЕГЭ
Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?
А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.
Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.
1.) верно только А, 2.) верно только Б, 3) верны оба суждения, + 4) оба суждения неверны
В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
Что такое санкции? Назовите виды санкций.
Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему? учащиеся вспоминают понятия, после чего выполняют задание.
Отвечают:
- Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.
- Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, регулятор действий и поступков людей.
- Отклоняющееся поведение - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
- Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Уровень ( В3) Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота
1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции
Правильный ответ: 2112
Учитель: Мы повторили основные понятия изученной нами темы и рассмотрели основные варианты заданий части В и С. Сейчас я предлагаю Вам выполнить более простые задания, содержащиеся в части А работы.
Тестирование, 10 мин. - после тестирования - взаимопроверка,
Подведение итогов урока, рефлексия (3 минуты)
Какие понятия на сегодняшнем уроке не были нами рассмотрены?
Какие вопросы вызвали у Вас затруднение?
Закрепление:
Проверка выполнения работы с заданием уровня С – было в дом.задании
Домашнее задание: Подготовиться к КР №1 (поработать с заданием после 1 главы)
Приложение
Тестирование часть А Вариант 1
А1. Деление общества на группы называется
1)социальным перемещением 2)социальной дифференциацией 3)социальной адаптацией
4)социальным поведением
А2. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между
ними — это
1)характер общества 2)политика общества 3)структура общества 4)социальная мобильность
A3. Маргиналами называют
1)наиболее богатых членов общества 2)наиболее бедных членов общества
3)деклассированные элементы 4)пограничные слои и группы
А4. Племена и народности — это
1)исторические типы общества 2)социальные страты 3)этнические общности 4)социальные группы
А5. Глубинная причина всех социальных конфликтов — это
1)несовпадение интересов 2)различные воззрения социальных групп 3)зависть людей друг к другу
4)несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей
А6. Межнациональное сотрудничество способствует:
A. Развитию национальной культуры
B. Преодолению национальной ограниченности
1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?
А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.
Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.
1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны
А8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?
1)дети 2)пожилые люди 3)мужчины 4)молодежь
А9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным
нормам — это
1)самоконтроль 2)самообразование 3)социализация 4)самореализация
А10. К показателям предписанного статуса личности относится
1)карьера 2)возраст 3)квалификация 4)образование
All. Вертикальная социальная мобильность проявляется при
1)смене вероисповедания 2)перемене места жительства 3)повышении по службе
4)переходе с одного места работы на другое на такую же должность
А12. Какой критерий не является признаком социальной группы?
1)демографический 2)этнический 3)поселенческий 4)религиозный
Тестирование часть А Вариант 2
А1. Любая социальная группа характеризуется
1)малочисленностью состава 2)общностью социального статуса
3)неформальным контролем поведения 4)родственными отношениями
А2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит
1)армию 2)церковь 3)школу 4)все перечисленное
A3. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется
1)аморальным 2)девиантным 3)безнравственным 4)противоправным
А4. Социальный статус приобретается в результате
1)трудовой деятельности 2)процесса обучения 3)семейного воспитания 4)социализации
А5. Преодолению национальных противоречий способствует
1)обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности
2)перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
3)переход к рыночным методам ведения хозяйства
4)государственная поддержка малого бизнеса
А6. Верно ли суждение?
А. Страты выделяют по одному существенному признаку.
Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.
1) верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1)высокой политической активностью 2)общностью быта 3)общими увлечениями 4)профессиональными интересами
А9. К показателям достигаемого статуса личности не относится
1)карьера 2)возраст 3)квалификация 4)образование
А10. К малым группам в отличие от больших можно отнести
1)мелких предпринимателей страны 2)директоров предприятий региона
3)бригаду рабочих на крупном предприятии 4)рабочих страны
All. Социальные санкции подразделяются на
1)поощрения 2)награды 3)наказания 4)убеждения
А12. Любая социальная норма
1)является обязательным правилом поведения 2)обеспечивается принудительной силой государства 3)регулирует общественные отношения 4)выражается в официальной форме
Ключи к тесту
Вопрос А | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 2 | 2 |
2 | 3 | 4 |
3 | 4 | 2 |
4 | 3 | 4 |
5 | 4 | 1 |
6 | 3 | 2 |
7 | 3 | 3 |
8 | 3 | 2 |
9 | 1 | 2 |
10 | 2 | 3 |
11 | 3 | 13 |
12 | 3 | 3 |
Перевод баллов в отметки:
11-12 б. – «5»
8-10 б. – «4»
5-6 б. – «3»
4 и ниже – «2»
Литература:
1. http://www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал)
2. Электронный учебник в формате PDF: Обществознание: профильный уровень. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.Д.Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2014.
3.Практикум. Обществознание, под ред.Л.Н.Боголюбова, М., М.: 2008г.
4.Материалы для подготовки к ЕГЭ.
7