III | Основной материал: На доске вывешивается график зависимости tº плавления и отвердевания от t, мин. Задание 1. На доске вывешен ключ-кроссворд. Вопросы к ключу: Какой вам известен способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей? (Цифра (1) – вторая буква в слове). Излучение. Какой вы знаете процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении его температуры? (Цифра (2) – первая буква в слове). Нагревание. Какой вам известен процесс перехода вещества из жидкости в газ? (Цифра (3 и 4) – четвертая и седьмая буква в слове). Испарение. Какой вы знаете процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое? (Цифра (5 и 6) – две последние буквы в слове). Кристаллизация. Задание 2. Этим ключом открываются все врата городов страны Калория. Город Теоретиков. Проложить маршрут. Кроссворд из восьми вопросов. | | | | | | | | | | | | 7 Т | | | | | | 1 Т | Е | П | Л | О | О | Б | М | Е | Н | 2 К | 4 О | Н | В | Е | К | Ц | И | Я | | | | Р | | | Х | | | М | | | | | | | | М | | | Л | | | П | | | | | | | | О | | | А | | | Е | | 6 Д | | | | | | М | | | Ж | | | Р | 5 П | Ж | | | | | | Е | | | Д | | 3 К | А | Л | О | Р | И | Я | | | Т | | | Е | | | Т | А | У | | | | | | Р | | | Н | | | У | В | Л | | | | | | | | | И | | | Р | Л | Ь | | | | | | | | | Е | | | А | Е | | | | | | | | | | | | | | Н | | | | | | | | | | | | | | И | | | | | | | | | | | | | | Е | | | | | | | | | По горизонтали: 1.Процесс передачи энергии от одного тела к другому, имеющему более низкую температуру. (теплообмен). 2. Процесс теплопередачи, осуществляемый путем переноса энергии потоками жидкости или газа. (конвекция) 3. Первоначальная единица количества теплоты. (калория). По вертикали: 1.Величина, которая измеряется в градусах. (температура). 4. Процесс уменьшения ΔU с понижением температуры. (охлаждение). 5. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление) 6. Единица энергии. (джоуль). 7. Прибор для измерения температуры. (термометр) Для общения необходимо знание языка жителей местности, в которую прибывают путешественники. Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки. Q, c, m, t, λ, r, q, U Задание 3. Город Процессоград. Проводники должны назвать процессы, изображенные на графике, и обосновать выбранную дорогу. Задание 4. Город Законоград. 1.По какой формуле можно определить какое количество теплоты выделилось при сгорании топлива? Q=qm 2.По какой формуле можно определить какое количество теплоты нужно затратить, чтобы нагреть тело? Q=cm(t2-t1) 3.По какой формуле можно определить какое количество теплоты потребуется для плавления того или иного вещества? Q=λm 4.По какой формуле можно определить какое количество теплоты потребуется, чтобы обратить в пар данное вещество? Q=rm Задание 5. Город Прибороград. Капитаны команд объясняют, как устроен термометр и калориметр (принцип их действия). К апитаны обмениваются приготовленными дома встречными вопросами по теме «Тепловые явления». Задание 6. Город Решайкино. По одному человеку от команды решают задачу у доски (учесть уровень подготовки учащихся), соответственно подобрать задачи. Задание 7. Город Применяйкино. В течение 1,5 минуты каждой команде нужно рассказать, где в технике, природе, быту, а также сельском хозяйстве можно применить данное тепловое явление. Задание 8. Город Литературоград. Участники каждой команды читают стихи, где упоминаются любые тепловые явления и их проявление. Задание 9. Город Итогоград. 1).Подсчет очков. 2).Капитаны команд оценивают работу каждого ученика. | См. рис.1. Рис. 2 Командам выдаются задания (рисунок ключа и вопросы). Капитан в дневнике отмечает очки, заработанные каждом членом команды (очки получает тот, кто правильно ответил на заданный вопрос). Очки: сколько правильных ответов в задании (дополнительное очко – команда, которая первая нашла ключ). Выполняет вся команда (кроме этнографа и штурмана). Два этнографа и два штурмана работают в это время у доски 2 и 3. За каждый правильный ответ – одно очко (кто первый отгадает кроссворд – дополнительное очко). Этнографы (от каждой команды) за 2 мин. должны написать как можно больше терминов, относящихся к теме «Тепловые явления» (каждые два термина – одно очко). Штурманы (от каждой команды) за 2 мин. должны расшифровать буквы. Каждый правильный ответ – очко 9кто первый отгадает и все правильно, то одно дополнительное очко). Итоги по 1, 2, 3. По очереди выбирают необходимые карточки, которые лежат на столе вверх надписью, вставляют их в прорезь над графиком на игровом поле. За правильные ответы и более конкретные обоснования дается одно очко. На столе лежат карточки с формулами, на каждый вопрос учителя учащиеся поднимают ту или иную карточку (за каждый правильный ответ – очко команде). Капитаны выбирают одну из карточек, лежащих на столе учителя. Очко за правильный ответ и дополнительное очко за вопрос. Команды решают самостоятельно на местах (очко за правильное решение и очко кто быстрее). Использование таблиц по теме. Каждая команда выбирает по карточке. (Теплопровод- ность, конвекция, излучение). Очко тому, кто более полный даст ответ. Е. А. Баратынский (отрывок) «Осень», В. И. Иванов «Март». Не оценивается. | |