Обобщающий урок "Световые явления". Физика. 8-й класс
.
Цель: Образовательная:
Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, частичное обобщение знаний материала, некоторое углубление; закрепить полученные знания на примерах решения задач.
Развивающая:
Развитие устной речи учащихся; творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей; развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
Воспитательная:
Формировать интерес учащихся к изучению физики; воспитывать аккуратность умения и навыки рационального использования, своего времени, планирования своей деятельности; воспитание бережного отношения к оборудованию, учебному материалу.
Приборы: карточки-задания, компьютер, проектор, акустические колонки.
Эпиграф:
Чудный дар природы вечной
Дар, бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сияние,
Море в блеске голубом,
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем.
Здравствуйте, садитесь!
I. Повторение изучаемого материала
1) Источником света называют……..
2) Световой луч-это………
3) В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?
4) Тень – это …
5) При каких условиях от предмета получается лишь полутень.
6) Справедливы ли законы законы отражения в случае падения света на лист белой бумаги.
7) Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены. Даже если стены окрашены в темный цвет?
8) Что длится дольше0полное затмение Солнца или полное затмение луны?
9) От чего зависит абсолютный показатель преломления?
10) Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плывущую невдалеке?
11) Преломлением света называют………
12) Оптическую силу линзы обозначают……..
13) Почему тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата? При каких условиях тень будет везде одинаково отчетлива?
14) Почему говорят, что в темноте все кошки серые, а лошади – вороными?
15) 1 дптр (диоптрия) – это………
16) Параллельные лучи. Пройдя сквозь собирающую линзу,…….
17) Почему люли называют зайца косым?
18) Точечным источником называют…….
19) Почему, кажется, что вдали рельсы сходятся?
20) Что отличает действительное изображение точки линейного?
-
Сейчас ребята, я буду показывать вам рисунки, а вы объясните предназначение вещей изображенных на рисунках и процессы, связанные с ними. На экране появляются рисунки.
а) б) в) г) д) е)
ж)
Карточка №1
-
Световой луч – это линия, вдоль которой…….
-
Расстояния от линзы до ее фокуса обозначают и называют …
-
При переходе из одной среды в другую луч света изменяет направление на границе этих сред, это явление называется….
-
Покажите на чертеже углы падения и отражения света.
-
Приведите примеры естественного источника света.
Карточка №2
-
Полутень – это та область, в которую…
-
оптическая сила линзы обозначается буквой …, за измерение принята…
-
Линза, у которой края намного тоньше, чем середина является…
-
Сформулируйте закон отражения света
-
Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале?
Карточка №3
-
В местах полутени, только часть Солнца, будет закрыта Луной, т.е….
-
Оптическая сила линзы – это величина,..
-
Линза, у которой края толще, чем середина является …..
-
В плоском зеркале изображение предмета…
-
При изменении угла падения меняется…
Карточка №4
-
Тень – это та область пространства, в которую…
-
Источники света подразделяются на….
-
Какие (печатные) буквы алфавита не изменяются при отражении в плоском зеркале
-
Линзами называются...
-
Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0°. Чему равен угол преломления?
Карточка №5
-
Во время Солнечного затмения тень от Луны...
-
Тела, от которых исходит свет являются…
-
Оптической осью называется прямая АВ,…
-
Каковы особенности изображения получаемого с помощью плоского зеркала..
-
Оптическая плотность среды характеризуется…..
II. Проверка домашнего задания
Устали ребята, давайте отдохнем!
-
Нужно было составить дома мини рассказ, сказку, стих, составить кроссворд, сделать презентацию по теме “Световые явления”
Ребята могут получить от 3 до 5 баллов за эту работу. Консультанты оценивают каждую работу. Можно показать и зачитать наиболее удачные работы.
1) На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза).
2) Брат и сестра, кто их приметил?
Сестра светла, братец светел.
Она всегда растет зимой,
Он летом. Что за брат с сестрой? (день и ночь).
3) Два соседа непоседы.
День на работе.
Ночь на отдыхе (глаза).
4) Привинтили пузырёк-загорелся огонек (лампа).
5) Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (стекло в окне).
6) Много соседей рядом живут, а никогда не видятся? (окна).
7) Под двумя мостами
Два родника.
Придет беда – потечет вода (глаза).
8) Сидит Пахом на коне верхом,
Книги читает, а грамоты не знает (очки).
9) Прозрачное озеро.
Себя видно,
А дна не найдешь (зеркало).
10) Есть у каждого лица,
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора (глаза).
11) На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались (очки).
12) Языка нет,
А правду скажет (зеркало).
13) Свет пропускает,
А тепло не выпускает (стекло).
14) Золотая птичка,
Вечером в дом влетает –
Весь дом освещает (электрическая лампа).
15) Своих глаз нет,
А видит далеко (бинокль).
16) У человека одна,
У ворона две,
У медведя нет ни одной (буква “О”).
III. Компьютерное тестирование.
Ребята садятся за компьютер, отвечают на вопросы и компьютер выдает оценку. Тест составлен в программе Hyper Test. Данный тест набирается в программе Блокнот и вставляется в оболочку Hyper Test, в которой необходимо выполнить настройки.
Световые явления.
Физика.
/\ Какое из перечисленных явлений относится к световым?
– плавление металла
– ржавление металла
+ солнечное затмение
– взаимодействие молекул
\/
/\ К формулировке какого закона относится утверждение: “свет в прозрачной среде распространяется прямолинейно”?
– закон отражения света
– закон преломления света
+ закон распространения света
– закон поглощения света
\/
/\ В какой среде свет распространяется с большей скоростью?
– в воздухе
+ в вакууме
– в воде
– скорость света во всех средах одинакова
\/
/\ Какое из утверждений относится к законам отражения света?
+ угол отражения равен углу падения
– угол отражения больше угла падения
– угол отражения меньше угла падения
– лучи падающий и отраженный взаимообратимы.
\/
/\ Как изменятся угол между падающим лучом на плоское зеркало и отраженным от него лучом при увеличении угла падения на 10° С?
– не изменится
– увеличится на 5°
– увеличится на 10°
+ увеличится на 20°
\/
/\ На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?
\/
/\ Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстояние 1м стоит человек. Чему равно расстояние между человеком и его изображением в зеркале?
– 0.5 м
+ 2 м
– 1 м
+ 4 м
\/
/\ Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется…
+ преломлением света
– отражением света
– распространением света
– поглощением света
\/
/\ На рисунке представлены сечения четырёх линз. Какая из них является собирающей?
– только первая
– только вторую
– только третья
+ только первая и вторая
– все указанные линзы являются собирающими
– ни одна из указанных линз не является собирающей
\/
/\ Оптическая сила линзы – физическая величина, которая…
– прямо пропорциональна фокусному расстоянию линзы
+ обратно пропорциональна фокусному расстоянию линзы
– равна фокусному расстоянию линзы
– равна двойному фокусному расстоянию линзы
\/
/\ Какой оптический прибор обычно дает действительное изображение?
+ кинопроектор
– бинокль
– микроскоп
– телескоп
– фотоаппарат
\/
/\ Какую линзу можно применять для дальнозоркости?
-собирающую линзу
+рассеивающую линзу
-любую линзу
VI. Подведение итогов урока.
,