Повторительно-обобщающий урок-игра (исторический аукцион) по теме «Расцвет Эллинской культуры в 5-4 вв до н.э.»
Цели урока:
- образовательные:
актуализировать и упрочить знания учащихся по истории древнегреческой культуры 5- 4 вв. до н. э. (факты, понятия, имена, даты).
систематизировать и обобщить знания учащихся по этому разделу.
- развивающие:
1) продолжить работу над формированием ассоциативных связей.
- воспитательные:
1) развитие чувства прекрасного (Др. Греческая культура внесла большой вклад в развитие культуры всего мира).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
Ход урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
класс делится на 2 команды, участники которых и будут приобретать ту или иную вещь в общую копилку
Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим тему «Расцвет эллинской культуры в 5 - 4 вв. до н.э». И проведем этот урок в очень интересной форме -в форме исторического аукциона. На нашем аукционе можно купить выставленные перед вами бюсты Геродота, Гомера, Колесницу, лавровый венок и т. д . Например, продается колесница. Все желающие ее купить по очереди рассказывают о ней то, что сумели узнать готовясь к аукциону. Тот, кто покажет лучшие знания предмета, становится владельцем колесницы и получает оценку «отлично». Всем
принявшим участие в игре выставляются
оценки в зависимости от качества знания.
Итак, господа наш аукцион можно считать открытым. Первым на продажу
выставляется бюст Геродота. Кто же
будет его обладателем? Какая из команд?
Кем же был Геродот и чем он знаменит?
(рисунок с изображением бюста Геродота
представляется ученикам)
Отвечает первая команда
Геродот в 5 в. до н.э. положил начало исторической науке, «отец истории». Написал историю греко-персидских войн, «История» Геродота - один из важнейших источников о древней истории Греции и народов, населявших Переднюю Азию, Египет и юг нашей страны.
Ответ принят. Нет ли дополнений у команды соперницы. Если нет, то бюст Геродота
продан команде
Далее на аукцион выставляется бюст Гиппократа. Первой свою ставку готова
предложить команда. Итак, кто же
такой Гиппократ и чем он знаменит?
Деятельность учащихся
Гиппократ - древне греческий врач, написал множество трудов, с которыми можно познакомиться и в наше время. Написал труды о правильном питании, лекарствах и операциях, что было крупным вкладом в развитие медицины.
Деятельность учителя
Итак команда ваша ставка
принята и если нет добавлений, то бюст Гиппократа уходит в вашу копилку, (при 3-м ударе молоточка по столу покупка уходит выигравшей команде). Третьим на аукцион будет выставлена картина изображающая бога Диониса в окружении сатиров. Итак, как же она связана с эллинской культурой 5- 4 вв. до н.э.?
В праздники Диониса земледельцы устраивали шествия по улицам деревень и городов. Нараспев они рассказывали мифы о Дионисе, разыгрывали в лицах целые сцены из мифов изображая сатиров-спутников Диониса, участники праздничных шествий надевали на себя козлиные шкуры. Вокруг выступающих толпились зрители -с этим веселым праздником и было связано возникновение древне греческого театра.
Хорошо, ответ принят. Если более высокой ставки нет, то эта картина уходит в копилку
команды
Далее на аукцион выставляются
трагические маски. На какую мысль они
вас наталкивают? Итак, отвечает команда
, первая поднявшая руку.
Актеры древнегреческого театра при выступлении надевали либо комические маски, в зависимости
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
от того, какая обыгрывалась сцена. Маски соответствовали ролям мужские и женские выражающие гнев и мольбу, веселье и отчаяние.
Хорошо, ваш ответ принят.
И опять же, если нет добавлений
от команды соперницы, то маски
уходят в копилку
А сейчас на продажу будет выставлен бюст Эсхила. Что же вы можете рассказать нам о нем?
Эсхил был первым выдающимся автором трагедии. Одна из его трагедий называлась «Прометей прикованный», где прославлялись, как и в других его произведениях, смелые, мужественные люди преданные Родине, верные своему долгу, осуждали жестокость, себялюбие и лживость
Ответ принят и при третьем ударе моего молоточка уходит в вашу копилку. Далее, я представляю вам бюст Аристофана. Чем он знаменит?
Аристофан - один из первых древнегреческих комедиографов, написавший такие известные комедии как «Птицы», «Лягушки», «Всадники» и т. д. Его комедии отличались остроумием и злой насмешливостью он высмеивал лгунов, мошенников, тупиц
Хорошо. Опять же, если нет добавлений, то бюст Аристофана
уходит в копилку команды
А сейчас я представляю вам изобретение одного из архитектурных стилей. Что это за стиль и его отличительные черты? (показывается деталь колоны ионического стиля).
Деятельность учащихся Деятельность учителя
На картине мы видим стройную колонну имеющую в верху нарядные завитки, напоминавшие рога барана, такие колонны назывались ионическими, их сравнивали с фигурой изящной женщины.
Итак, если противоположная команда не может ничего добавить, т. е. поднять ставку выше, то фрагмент ионической колонны уходит в
копилку команды
А сейчас я представляю вам одну из известнейших скульптурных работ Что вы можете о ней сказать?
В 5- в. до н. э. скульпторы научились передавать движения людей. На картине мы видим статую афинского скульптора Мирона «Дискобол», которая именно передавала человека в движении. Кажется, что спортсмен сейчас разгонится и мускулистая рука далеко метнет диск. Это было новой тенденцией в культуре , по сравнению с предыдущем периодом.
Правильно. Но может быть есть добавление у команды соперницы. Если нет, то статуя дискобола уходит
в копилку команды
А сейчас я представляю вам фрагмент
афинского акрополя. Что же вы
можете нам рассказать о нем?
Строительством акрополя руководил
величайший скульптор Эллады Фидий.
Проекты строительства акрополя
утвердились народным собранием.
Воздвигнутые на акрополе здания и
статуи считаются вершиной греческого
искусства 5-в. до н. э. в афинский
акрополь входят такие известные
памятники как: Парфенон, статуя
богини Афины из бронзы мастера
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Фидия, храм Победы, скульптурная группа изображающая спор Афины и Посейдона.
Отлично. Есть ли дополнения у команды соперницы. Нет. Тогда изобретение афинского акрополя получает команда .... А на аукцион выставляется колесница, вернее сказать ее изображение. С чем она у вас ассоциируется, касаясь нашей
темы? Первой руку подняла команда
она и будет отвечать.
Колесница ассоциируется у нас с Олимпийскими играми, где самым опасным состязанием были гонки колесниц, запряженных четверками коней. Нужно было 12 раз объехать арену ипподрома. Возничие, стоя на колесницах, правили конями.
Ответ принят. Если у команды соперницы нет добавлений, то колесница уходит
в копилку команды
И наконец последняя вещь, которая
будет представлена сегодня на аукционе -
это венок из ветвей оливкового дерева.
Кто же получит этот венок?
Первым ответ готова дать команда
На Олимпийских играх судьи награждали победителей венками из ветвей оливкового дерева и это считалось огромным почетом не только для населения города, в котором он проживал.
Ответ верный. И при третьем ударе аукционного молоточка оливковый венок
уходит в копилку команды
Итак, наш аукцион подошел к концу. Теперь мы должны подвести результаты. Давайте откроем «черные ящики» и посмотрим кто же сделал больше
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
приобретений, какая из команд.
Итак, команда сделала больше
приобретений, и выиграла.
Мы поздравляем участников этой команды.
Наиболее активные получают оценку
«отлично».