МБОУ ДОБРИНСКАЯ ООШ
Повторительно-обощающий урок
по теме «Великая Отечественная война»
(1941-1945 гг.)

Учитель истории и обществознания
Первой квалификационной категории
Платонова Светлана Алексеевна.
2015
Цель урока:
повторить и закрепить основные факты, имена, даты Великой Отечественной войны (включая краеведческий материал);
развить умение анализировать и обобщать данные, строить рассказ;
способствовать развитию у школьников интереса к истории.
Условия брейн-ринга.
Участвуют три команды.
За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за правильный неполный ответ — 1 очко.
Если команда не отвечает на вопрос, вопрос переходит к команде соперников.
Если одна из команд не может ответить на вопрос, другая команда может заработать дополнительные очки.
Итоги подводятся после каждого раунда.
Оформление класса: книжная выставка о Великой Отечественной войне, музыкальные записи, фрагменты из кинофильмов.
Конкурс капитанов команд.
Каждому капитану задаётся по очереди по два вопроса:
1. Когда был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны? (5 августа 1943 г., в честь освобождения Орла и Белгорода.)
Назовите высший воинский орден СССР (орден Победы).
Назовите крупнейших советских военачальников Великой Отечественной войны.
Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (Алексея Маресьева)
Какие города–герои вы знаете? (Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Одесса, Севастополь, Киев, Брестская крепость, Новороссийск, Тула, Керчь, Минск, Мурманск, Смоленск.)
Назовите дату начала блокады Ленинграда. В каком году была блокада снята? (8 сентября 1941 по январь 1943 года).
Первый раунд Исторический
1. Вспомните название
Как назывался план наступления гитлеровских войск на Москву? (План «Тайфун»)
Как назывался план наступления гитлеровских войск в районе Курска? (План «Цитадель»)
Как называлась операция Красной Армии по освобождению Белоруссии? (План «Багратион»)
2. Что и когда произошло?
В Тегеране (Тегеранская конференция «большой тройки» в ноябре 1943 г.).
В Ялте (Крымская конференция «большой тройки» в феврале 1945 г.).
В Потсдаме (Потсдамская конференция в июле 1945 г.)
3. Кто из названных лиц не участвовал в Потсдамской конференции?
И.В.Сталин, У. Черчилль, Т.Трумен, Ф. Рузвельт (не участвовали У.Черчилль, проигравший выборы и покинувший пост премьер-министра Великобритании, и Ф.Рузвельт, умерший в апреле 1945г.).
4. Деревни и поселки, вошедшие в историю, что вы знаете о них?
Хатынь (белорусская деревня, сожженная фашистами в 1943 г.; стала символом жестокости, бессмысленного убийства мирных людей).
Катынь (деревня недалеко от Смоленска, где было обнаружено массовое захоронение польских офицеров, убитых перед войной по приказу НКВД).
Любань (поселок под Ленинградом, в районе которого сдался в плен генерал Власов, командующий 2-й ударной армией).
5. О чем рассказывают документы?
Секретные протоколы к Пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией 23 августа 1939 г. (о разделе Восточной Европы на сферы влияния).
Приказ № 270 от 16 августа 1942 г. (все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям; родные солдат лишались льгот; предоставляемых семьям участников войны).
Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. (вошел в историю под названием «Ни шагу назад!», запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования).
6. Что такое?
План «Барбаросса» (план молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утвержденный в 1940 г.).
План «Ост» (план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расовонеполноценными»).
Восточный вал (оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил; «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его»).
7. Когда произошли и какое имели значение?
Битва под Москвой (оборонительный этап: 30 сентября — 5 декабря 1941г.; контрнаступление Красной Армии 5 декабря 1941 — зима 1942 г.).
Сталинградская битва (июль 1942 — февраль 1943 г., наступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 г.).
Битва на Курской дуге (июль — август 1943г.).
Второй раунд Литературный

Назовите автора стихотворных строк.
Я Убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом
При жестоком налете. (А.Т.Твардовский)
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди? (К.Симонов)
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
(Н. Майоров)
4. Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
(А. Твардовский)
5. Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера. (К. Симонов)
6. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж идти теперь солдату,
Кому нести печаль свою. (М. Исаковский)
Назовите произведение и его автора.
Ну что вы, в самом деле? У меня мама — медицинский работник...
Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Басков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
(Б. Васильев. А зори здесь тихие.)
Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло — ранило. (В. Кондратъев. Сашка.)
Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.
(В.Быков. Сотников.)
Третий раунд Краеведческий
Учащимся предлагаются вопросы по истории родного края в годы Великой Отечественной войны.
Где на Смоленской земле родилась Советская гвардия?
(Советская гвардия родилась в боях под Ельней. Ельнинская наступательная операция, проведенная 30 .08-8.09. 1941 года)
Какие известные партизанские отряды и соединения действовали на Смоленщине во время оккупации?
(Прославленное партизанское объединение «Батя», командир – Н.З.Коляда, партизанское соединение «Дедушка», командир – В.И.Воронченко, партизанские отряды «Народный мститель» (командир – М.П.Марышев», «Тринадцать» (командир – Гришин С.В.), группа подрывников «Реванш», партизанские отряды «На врага», «Чайка», Ураган», партизанские полк имени 24-ой годовщины РККА, полк им Сергея Лаза, полк Садчикова и другие.
Какой знаменитый авиаполк базировался на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны?
(Весной 1944 года у деревни Дубровка (возле г. Рудня) около двух месяцев базировался авиаполк «Нормандия-Неман».
Назовите имя самого юного Героя Советского Союза из числа смолян, удостоенного этого в годы великой отечественной войны? (Владимир Куриленко)
В ноябре 1945 года было принято решение Советского правительства о первоочередном восстановлении 15 древнейших русских городов. В их число входило два смоленских города. Назовите их. (Смоленск и Вязьма).
Какие вы знаете названия улиц и площадей в Смоленске, районных городах области, связанные с историей Великой Отечественной Войны? (Улица М.Октябрьской, улица Лавочкина, улица М.Ф. Лукина, улица генерала-майора Городнянского, Площадь Победы, улица Жукова Г.К., улицы М.В. Исаковского и А.Т. Твардовского, названные в честь известных поэтов, создававших в годы ВОВ стихи и песни)
Четвертый раунд Музыкальный
Звучат музыкальные отрывки («минусовки») песен «Тёмная ночь» (Стихи В. Агатова, Музыка Н.Богословского), «Журавли» (Музыка Я.Френкеля, слова Р. Гамзатова), «Москвичи» (Стихи Е. Винокурова, музыка А. Эшпая), «Случайный вальс» (Стихи Е. Долматовского, музыка М. Фрадкина), «В прифронтовом лесу» (Слова М. Исаковского), «Враги сожгли родную хату ( Слова М. Исаковского), «Священная война» (стихи В. Лебедева- Кумача, музыка А. Александрова), «Алёша» (слова К. Ваншенкина, музыка Э.Колмановского), «День Победы», «Смуглянка» и другие.
Побеждает команда, правильно назвавшая наибольшее число песен военных лет.
Подведение итогов.

Используемая литература:
1.Быков В. В. Альпийская баллада. Сотников. М.: Знание, 1979
2. Васильев Б. Л. А зори здесь тихие. Л.: Лениздат, 1980.
3. Стихи о Великой Отечественной. 1974. Мурманское книжное издательство
4. Час Мужества. М. Просвещение. 1990.
5. Рассказ танкиста. А. Твардовский. М. Детская литература. 1988.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/
http://uchkopilka.ru/
http://festival.1september.ru/
http://infourok.ru/breyn-ring_po_istorii_rossii_na_temu_velikaya_otechestvennaya_voyna_9-11klass-359938.htm