Повышение эффективности деятельности школ, работающих в сложных социальных условиях и/или показывающих низкие образовательные результаты
1.Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения доступности качественного общего образования, сокращения образовательного неравенства
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:
- бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
- равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
- получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Понятие «качество образования»
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации», ст.2:
п.1 « образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения , являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков , ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»;
п.29 « качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам , образовательным стандартам , федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Оценка качества образования включает в себя:
- оценку качества подготовки обучающихся; оценку качества условий осуществления образовательной деятельности.
- оценку качества подготовки обучающихся;
- оценку качества условий осуществления образовательной деятельности.
п.5 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года »
Национальный проект « Образование »
В национальный проект входят следующие федеральные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальные лифты для каждого», «Экспорт образования», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность». С целью реализации основных задач национального проекта «Образование» была разработана государственная программа Российской Федерации « Развитие образования » (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642).
В целях реализации государственной программы Российской Федерации«Развитие образования» Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки была разработана и приказом от 22 января 2019 года № 39 была утверждена ведомственная целевая программа «Качество образования».
Единая система оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации:
- государственная итоговая аттестация: единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ). всероссийские проверочные работы (ВПО) национальные исследования качества образования (НИКО) международные сопоставительные исследования.
- государственная итоговая аттестация: единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ).
- всероссийские проверочные работы (ВПО)
- национальные исследования качества образования (НИКО)
- международные сопоставительные исследования.
Идентификация школ как одно из приоритетных направлений региональной политики в области образования и её реализация в рамках действующей региональной системы оценки качества образования
Отметим, что основная проблема неравенства в образовании в настоящее время связана с расслоением школ по образовательным результатам учащихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами учащихся. В таких школах, как правило, концентрируются дети из неблагополучных семей и семей с низким социальным статусом, дети с неродным русским языком и девиантным поведением. К группе школ с низкими образовательными результатами чаще всего относятся и школы, функционирующие в неблагополучных социальных условиях: в сельской местности, на окраинах крупных городов и т.д.
Что же такое школа, работающая в сложном социальном контексте? Какие интегрированные факторы свидетельствуют о работе школ в сложных социальных условиях?
Основная причина формирования сегмента школ с устойчиво низкими образовательными результатами
В числе внешних причин – сложный социальный контекст деятельности школы и проблемный контингент.
Немаловажным фактором в данном случае выступает обучение детей разных национальностей, в том числе детей мигрантов, для которых русский язык не является родным.
Решение задач повышения качества образования в школах, находящихся в сложном социальном контексте, связано с изменением системы образовательной и воспитательной деятельности, в определении новой стратегической линии управленческого аппарата и педагогического коллектива образовательной организации, в том числе новой модели управления, повышении профессиональных компетенций педагогических работников, качества условий и содержания образовательной деятельности, диагностики ее результатов и т.д.
Ю.М. Федорчук, Ю.В. Полянинова определили внутренние и внешние факторы, влияющие на школу.
Школы, работающие в сложных социальных контекстах
Социально-экономические ресурсы семьи (сложный контингент учащихся)
Ресурсный потенциал школы (внешние и внутренние факторы)
- дети из семей с низким уровнем образования родителей;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети мигрантов со смешанным языковым составом, с разным уровнем владения русским языком;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети с особыми потребностями (ОВЗ, инклюзивное образование);
- дети с девиантным поведением;
- семьи с низким социальным статусом и др.
- малокомплектные школы;
- школы в труднодоступных районах с ограниченной транспортной доступностью (северные районы, окраины городов, сельская местность, территориально отделенные районы);
- школы в неблагоустроенных районах;
- школы с высокой долей учащихся с девиантным поведением;
- Депривированное внешнее окружение школы;
Дефицит ресурсов: кадровых, методических, материально-технических,финансовых
– недостаточная профессиональная компетенция педагогов (учительский рост) и др.
Актуальность применения методики, разработка единого подхода к определению статуса школ и критериям их отнесения к категории функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
В результате диагностических мероприятий выявляются школы, с низкими результатами обучения, а также функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, в которых учатся дети из социально неблагополучных семей, с проблемами в обучении и поведении и т. д. Зачастую школы, отнесенные к данным группам, помимо неблагоприятных социальных условий не имеют необходимых внутренних ресурсов (кадровых, методических, материально-технических, финансовых и др.) для организации эффективной работы, вследствие чего нуждаются в поддержке на муниципальном и региональном уровнях
Виды, формы, методы и объекты ВШК в общеобразовательной организации
Структура процессов внутришкольного контроля
Объекты внутришкольного контроля
Основные элементы контроля учебно-воспитательной работы
Показатели контроля за выполнением всеобуча
Показатели контроля за выполнением программ
При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы методической работы.
Основные элементы контроля методической работы
При контроле деятельности методических объединений проверяются следующие показатели:
Показатели проверки деятельности М/О
Основные элементы контроля внеурочной воспитательной
Экспериментальная и научно-исследовательская работа является одним из основных видов образовательной деятельности учебных заведений.
Критерии оценки качества экспериментальной и научно- исследовательской работы
Алгоритм проектирования внутришкольного контроля как инструмента обеспечения качества образования
Проведение внутришкольного контроля состоит из нескольких этапов.
Первый этап внутреннего контроля в школе - это установка стандартов. На этом этапе определяются конкретные цели, под которыми подразумевается постановка задачи и определение критериев её успешного выполнения.
Второй этап проведения внутришкольного контроля - оценка достигнутых результатов.
Третий этап внутреннего контроля в школе - проведение корректировки в случае расхождения достигнутых результатов от установленных стандартов. Высшим пилотажем в рамках внутришкольного контроля является достижение соответствия установленного стандарта и ожидаемого результата.
«Дети не должны быть заложниками
социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и
финансовую»
Статья «Строительство
справедливости. Социальная политика
для России»
В нашей школе на протяжении нескольких лет результаты образовательной деятельности оставался невысокими. Главный вопрос: «Почему?»
Факторов много. Однако, одним из наиболее важных, сопутствующих низким учебным достижениям, оставался осложненный контингент обучающихся и низкий социально-экономический потенциал их семей. Сложившаяся ситуация представляется объективно крайне сложной.
Немаловажным фактором также является обучение детей разных национальностей, прибывшие в наш регион из бывших советских республик.
Дети, в основном, разные по национальности: русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики - без знания русского языка (неумение говорить по – русски).
По социальному статусу они из различных семей: многодетных, неполных, неблагополучных, злоупотребляющих алкоголем, часто неустроенных в быту.
Исходя из мониторинга результаты показали, что более большая часть родителей некомпетентны в вопросах образования, так как низкий процент родителей имеют высшее образование и среднеспециаальное. Сложный социальный контекст, в котором находится школа, социально- экономическое и территориальное неравенства вступают в противоречия с возможностью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов.
И приоритетная задача повышения качества образования и уровня образовательных результатов, которая заключается в изменении системы образовательного и воспитательного процессов в целом, в определении новой индивидуальной стратегической линии работы руководителя и педагогического коллектива школы. Решение данной задачи возможно при совершенно новой модели управления, повышении профессиональных компетенций педагогов, развитии инструментов самооценки, диагностики образовательного процесса и результатов, повышении мотивации к обучению учеников и их родителей, развитии взаимодействия с местными жителями, более высоким ресурсным обеспечением образовательного процесса, информационной доступности.
ПРОЕКТ
«Переход школы, работающей в сложных
социальных условиях, в эффективный режим функционирования и развития
на 2022 – 2024 годы»
Основная идея проекта
П редполагает переход школы в качественно новое состояние и имеет своей целью развитие, но не за счёт притока внешних ресурсов, а за счёт развития внутреннего потенциала самой школы. Она запускает механизмы, которые обеспечивают результативность вне зависимости от материально- т е хн ичес к ой оснащённости ш к о лы контингента обучающихся, доходов семей. В определении новой индивидуальной стратегической ли н ии. работы руководителя и педагогического коллектива школы, которая позволит решить приоритетную образовательную задачу: повышения качества образования и уровня образовательных результатов.
,
Выявленные проблемы
- Падение уровня обученности детей при переходе из начального звена в среднее. Нет четкой работы по преемственности начальной и средней школы. Необходимо создание системы преемственности с целью недопустимости падения качества образования.
- Недостаточная обеспеченность школы квалифицированными кадрами, «старение» кадров.
- Анализ ресурсного обеспечения выявил определенные разрывы: между уровнем профессиональной подготовки имеющихся педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью педагогов для работы в режиме перехода на новые образовательные стандарты.
- Материально-техническая база не достаточно соответствует всем современным требованиям.
- Низкие показатели образовательных результатов по предметам «Математика», «Обществознание», «Русский язык», «История», «Физика» и по другим предметам (результаты уровня обученности по итогам 3-х учебных лет).
- Результаты ОГЭ: за последние три года по ряду предметов (обществознание, математика, история, русский язык) выпускники показывают результаты ниже муниципальных.
- Загруженность педагогов с целью получения заработка, а как следствие «синдром профессионального выгорания».
- Пассивность родителей в вопросах образования и будущего ребенка.
- Структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют концептуальным основам ФГОС нового поколения. Модернизация образования не охватила полностью все звенья школы.
- Низкие образовательные результаты у обучающихся смешанного языкового состава, с разным уровнем владения русским языком.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для перехода школы в эффективный режим работы с целью обеспечения равенства возможностей детей в получении качественного образования,
независимо от социально-экономического контекста (смешанного состава учащихся) путем
обновления структуры и содержания образования, создания школьной системы оценки качества образования и повышении квалификации педагогических кадров.
Задачи проекта:
- Позитивное, эффективное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей учащихся, учителей, родителей учащихся в качественном образовании, доступном для всех учащихся вне зависимости от социально-культурных возможностей семьи, уровня подготовленности учащегося, уровня владения русским языком, путем обновления структуры и содержания .
-Создание школьной системы оценки качества образования,соответствие условий организации образовательногопроцесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям.
- Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования.
-
-
Описание основных мероприятий проекта
Обновление структуры и содержания образования
Разработка и реализация школьной системы оценки качества образования
Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров как необходимого
условия обеспечения современного качества
образования
Обновление структуры и содержания образования
Переход на новые образовательные стандарты
Внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективную
реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий
Профильная подготовка
Дистанционное обучение детей, временно отсутствующих по состоянию здоровья или обучающихся на дому
Наполнение школьного компонента ОУ на разных ступенях
обучения
Обновление структуры и содержания образования
Изменения школьной инфраструктуры
Цель – совершенствование инфраструктуры ОУ, способной обеспечить качественное проведение образовательного процесса.
Информатизация образ ова т е льно г о процесса
- единое информационное пространство школы;
- школьный сайт;
- медиатека;
- электронный документооборот.
- создание банка необходимого оборудования и учебно-наглядных пособий;
- замена устаревшего оборудования;
- обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, ФГОС ОВЗ;
- совершенствование спортивного комплекса
(спортивная площадка);
- оборудование помещений для дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Модернизация материально- технической базы
Разработка и реализация Школьной системы оценки качества образования
качество медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
качество потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном
процессе;
качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
Качество ресурсного обеспечения ( ма т е р иально- т е х н иче с к о г о, уче б н о - методического);
качество организации образовательного
процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы
организации обучения);
качество партнерского
взаимодействия с семьей и социумом;
качество образовательной программы;
качество потенциала обучающихся;
качество управления образовательными системами и процессами;
качество знаний.
Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования
Цель: создание мобильной системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических работников МБОУ СОШ № 2 г.Алдан , способной удовлетворить запросы каждого педагога в соответствии с потребностями образовательного учреждения.
Задачи:
- Развитие нормативно-правовой базы по созданию условий повышения квалификации педагогических работников с учётом современных требований.
- Создание оптимальных условий для повышения образовательного уровня квалификации педагогических работников.
- Совершенствование учебно-методического и информационно-технического обеспечения образовательного процесса.
- Создание условий мотивации профессионального развития педагогических кадров.
- Разработка индивидуальных программ повышения квалификации педагогов.
- Создание системы профессионального консультирования, помогающей начинающим педагогам на всех этапах их профессиональной карьеры.
- Оценка эффективности реализации программы.
Ожидаемые результаты:
- увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих первую и высшую
квалификационные категории, от общего количества педагогических работников общеобразовательных организаций
- увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет от общего количества педагогических работников общеобразовательных организаций
Основные направления реализации проекта
Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов
Пр о фе с сиональное сопровождение
молодых специалистов
Сохранение и развитие кадрового потенциала
Сохранение и развитие кадрового потенциала
№
Направление и
1
Изучение
содержание дея те ль ности
О ж и даемыйрезу л ь тат
2
Сроки
Информационный
образовательных по т ребнос т ей педагогов
Персп е кт и в ны й план
3
август-сентябрь каждого
повышения
Целевая подготовка
4
каталог
Приложение к
Аттестацияпедагогов
квалификации
5
Обеспе ч ение кадрами,
учителей
ежегодно
программе
года
способными учить по ФГОС нового поколения
Повышение категории
Участие педагогов в
ежегодно
6
и соответствие занимаемой
ЗаседанияМО
2020-2024
работе ШМО и районных
Участие в работе
должности
ме т одиче с ких м е р опри я т иях
2020-2024
Разработкивыступлений
ме т одиче с ких семинаров и конференций
и
-на базе ОУ;
Весь период
презен т аций из опытаработы
-в других ОУ;
- в регионе.
Цель: обеспечение современного образовательного
процесса квалифицированными кадрами и развитие механизмов, способствующих росту их
профессионального потенциала.
Основные задачи:
- Совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников школы.
- Повышение престижа педагогической профессии. 3.Социально-правовая защита педагогических кадров. Прогнозируемый результат
В ходе реализации целевой программы будут:
- созданы условия для повышения качества кадрового
потенциала школы, способного выполнять современные требования к содержанию образовательного процесса;
- сформированы команды педагогов, способных вести
результативную инновационную деятельность,
принимать участие в разработке инновационных
проектов, в конструировании образовательных программ и их осознанной реализации.
1. Повышение качества преподавания, освоение новых педагогических технологий
Организация профессионального общения, обмена опытом (посещения учителями школы мастер-классов и открытых уроков эффективных педагогов в другие образовательные организации (по возможности)).
Обеспечение подготовки педагогов и введение практики «наставничества».
Обеспечение адресного повышения квалификации педагогов (семинары, курсы, программы ПК и проф. переподготовки) в области сопровождения и оценки
индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами.
Внедрение индивидуальных планов профессионального развития (ИППР) педагога в зависимости от дефицитов, затруднений. Формирование запроса на содержание курсов повышения квалификации с учетом выявленных методических проблем учителей.
Проведение регулярного группового, индивидуального анализа и
Создание творческой группы - школьного профессионального сообщества - для повышения качества преподавания.
обсуждения педагогами результатов, достижений и проблем преподавания
на методических объединениях, педсоветах.
Проведение учителями, прошедшими курсы повышения квалификации, мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня коллег (мастер-классы, обучающие семинары, открытые уроки, занятия).
2. Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательного процесса и результатов
Разработка и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов для отдельных категорий учащихся и оценка индивидуального прогресса обучающихся с
использованием таблицы
образовательных (предметные и метапредметные карты наблюдения учителей).
Совершенство в ание инс т р у м ен т о в внутришкольной системы оценки
Исследование удовлетворенности родителей качеством образования.
качества образовательных результатов и
процедур их применения.
Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, ВПР с целью определения зоны затруднений обучающихся по каждому разделу содержания предмета.
Исследование учебной мотивации обучающихся, удовлетворенности качеством образования.