Научно-практическая конференция
Тема: «Повышение финансовой грамотности обучающихся: методики и технологии»
МКОУ Красносибирская средняя школа -учитель начальных классов - Гринчук С. Н.
2018год
.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе»- прикладной курс , реализующий интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии - создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан
.
Цель-повышение финансовой грамотности у школьников.
«Финансовая грамотность» - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения денежных операций в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учёты расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
В школе нет предмета о деньгах. Поэтому программа «Экономическая и финансовая грамотность» направлена на базовое финансовое просвещение учащихся начальных классов. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной , семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринимать финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность , так же как и любая другая ,воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному» ,в процессе многократного повторения и закрепления , направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности , а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Современные дети , подростки и молодёжь являются активными потребителями и всё больше привлекают внимание различных торговых сетей ,производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления ,сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам ,за которые придётся расплачиваться в течение многих лет жизни.
В апреле 2017 года я прошла курсы « Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» при «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сразу задумалась о том ,как их применить в школьной жизни?
Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина способного интегрироваться в современное общество и нацеленное на совершенствование этого общества , личность , способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов ,умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.
Школа, как один из важнейших социальных институтов , должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности..
Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать , считать, но не готовит к реальной жизни , к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни , в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
2. Цель и задачи программы
Цель данной программы - воспитание в детях правильного мышления и выработки правильного отношения к финансам, чтобы они вошли во взрослую жизнь финансово подкованными, и для них не будет проблемой вопрос управления своими финансами – сбережениями, инвестициями или тратами.
Какие же знания должен получить ребенок. Он должен постичь азы финансовой грамотности – комплекс знаний и навыков, которые помогут решать любые финансовые вопросы:
• Это понимание природы и функции денег
• Умение ценить деньги
• Умение считать деньги
• Умение составлять финансовый отчет
• Умение зарабатывать и создавать источники дохода
• Умение экономить и сберегать
• Умение тратить деньги и жить по средствам
• Умение возвращать долги
• Умение делиться
• Умение приумножать деньги
• Умение пополнять свои финансовые знания
• Умение защищать свои деньги и основы элементарной финансовой безопасности
• Умение обсуждать денежные вопросы и анализировать свои поступки
Задачи, которые мы ставим перед собой:
Научить ребёнка самостоятельно разбираться в личных финансах.
Научить правильно распоряжаться своими карманными деньгами.
Научить планировать свои финансовые цели.
Научить основам управления своим капиталом.
Научить поисковой деятельности.
Выработать в себе хорошие привычки.
?
Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики и семьи.
Модели построения занятий по финансовой грамотности учащихся.
Внеурочная модель включает финансовую грамотность в систему воспитательной работы и дополнительного образования. Преимуществом перед школьными кружками, которые ограничены по численности учащихся, занятия на внеурочной деятельности позволяют привлечь большее число учащихся.
Проектная форма занятий по финансовой грамотности направлена на реализацию социальных проектов с финансовой проблематикой. Такую форму организации можно использовать как во внеурочной деятельности, так и интегрировать в учебные предметы. В начальной школе можно провести игру «Денюшки дяди Скруджа». Игра может пройти в виде КВНа. В доступной форме ребятам рассказывают историю появления денег (можно устроить театральное представление, небольшой спектакль могут показать ребята постарше). Далее ребятам предлагается потратить полученные от родителей деньги. В этом возрасте мало кто из них задумывается над вопросом: А можно ли деньги приумножить
Школьный курс финансовой грамотности рассчитан на 16 часов(2-3классы) и 16 часов (4 класс)
Основные содержательные линии курса:
-деньги, их история, виды, функции,
-семейный бюджет
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи ,практические задания, игры ,мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами ,таблицами ,схемами , а так же поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4 классов. Данное пособие разработано для преподавания курса с использованием материалов для учащихся С. Федина «Финансовая грамотность» для 2–3 классов или материалов для учащихся Г. Гловели «Финансовая грамотность» для 4 классов. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». УМК по математике для 1-4 классов под авторством Муравиной О.В. и Муравина Г.К. Стоит отметить, что в учебниках по математике для начальной школы есть большое количество задач экономической направленности. Поэтому педагоги могут активно использовать их при формировании финансовой грамотности
Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики ,окружающего мира. «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных
.
Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека .С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.
Личностные результаты изучения основ финансовой грамотности в начальной школе:
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Технологии ,которые используют учителя в своей работе: • Технология деятельностного подхода • Технология проблемного обучения • Технология критического мышления • Интерактивные и активные технологии • Здоровьесберегающие технологии
Метапредметные результаты:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
. Регулятивные:
понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например:
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности
Тестовые задания с открытым ответом, задания
Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики. «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных
.
Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.