Михайлова М.М.,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Повышение интереса к культуре народа мари через ознакомление младших школьников с марийскими сказками»
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
На современном этапе в обществе происходит становление новой системы школьного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [12] В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…».
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании детей школьного возраста рассматривают национально – региональный компонент.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
В Федеральном законе указывается, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного…материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Вместе с тем современное поколение людей не знает традиции своего народа, своей национальной культуры.
У каждого народа - она своя, индивидуальная, отличающаяся от других. Это отличие дают ей регионально – национальные особенности и содержание идеала человека, сказок, песен, игр, праздников, традиций и т.п. Национальное воспитание в школьном возрасте ведет к интеграции двух культур, сосуществованию народов, что сегодня особенно актуально.
Целью моей работы является :
Создание условий для ознакомления детей школьного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи:
Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки, танцы.
3. Формировать интерес каждого школьника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д. )
В нашем классе мы приобщаем детей к общекультурным и национально-значимым ценностям и формируем общую базовую культуру с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей детей. Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Свою педагогическую технологию приобщения детей младшего школьного возраста к народным традициям я осуществляю через различные методы, приемы и формы.
Формы работы с детьми младшего школьного возраста.
- Беседы («Мой родной край», «Праздники народов мари», «Традиции марийцев», «Памаш ял кузе шочын», «Быт народа мари») .
Чтение художественной литературы («Нончык патыр», «Акпарс», «Чоткар патыр». «Онар патыр»), чтение и заучивание стихов, пословиц, загадок.
Выставки (Марийских книг-сказок, детских рисунков, марийский орнамент)
Народные игры («Йыр-йырла модыш», «Пелашем», «Чижик вуй», «Вуд йога», «Ош меран») –
Развлечения и праздники («Шорык йол», «Уярня», «Кугече», «Пеледыш пайрем»)
Одной из основных целей является взаимодействие с семьями, вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое и эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, осуществляет воспитательную работу на основе традиций родной культуры, влияет на становление личности, обеспечивает активность детей на всех этапах приобщения к народным традициям. Разработан план работы с родителями, где отражены все формы работы:
Привлечения родителей к посещению занятий.
Участия родителей в выставках семейного творчества.
Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье, для демонстрации на тематических выставках в дошкольной группе.
Проведения совместных прогулок и экскурсий.
Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Беседы, консультации, организация вечеров, оформление наглядной информации и т.д.
В результате системной педагогической работы у детей школьного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, гордость за свою страну; развиваются волевые качества: умение преодолевать препятствия на пути достижения цели, осознанно выполнять требования взрослых, нормы поведения и правила этикета, в своих поступках следовать положительному примеру.
Библиографический список
Акцорин В.А. Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984. – 288 с.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию/В.А.Арнольдова -М.: НАКиОЦ, 1993 — 349 с.
Верещагин Г.Е. Этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья : сб. ст. /Г.Е.Верещагин, В. М. Ванюшев, Т. С. Зыкина. - Ижевск, 2004
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ В. В. Гербова. – М.:Мозаика-Синтез,2005. – 137 с.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс,2003. - 176 с.