СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение качества образования на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках химии и биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время  перед школой ставится задача формирования грамотной и креативной личности.  Задача учителя организовать учебный процесс таким образом. чтобы пробудить у обучающихся стремление к реализации своих способностей. 

Просмотр содержимого документа
««Повышение качества образования на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках химии и биологии"»

«Повышение качества образования на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках химии и биологии»

Не в количестве знаний заключается  образование, а в полном понимании и  искусном применении  всего того, что  знаешь». 

Дистерверг

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Современному обществу требуются грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней. Перед школой ставится новая задача - формирование информированной личности. То есть школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить стремление к реализации своих способностей.  

Поэтому основная цель учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Соответственно, образовательные технологии на школьных уроках не прихоть, а требование времени,  так как именно их  можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет разнообразить процесс обучения и способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий. Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным “педагогическим производством”, ставил проблемы разработки “педагогической техники”.

Начало поиска и разработка теоретических основ педагогических технологий у нас в стране была сделана Н.Ф. Талызиной, Бабанским, Беспалько.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении; во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость.

Общепринятой классификации педагогических технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • Традиционные технологии:

  • Технология проблемного обучения

  • Исследовательские технологии

  • Информационные технологии

  • Коммуникативные технологии

  • Интерактивные технологии (работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу)

  • Технология деятельностного метода

  • Развитие критического мышления

  • Технология модульного обучения

  • Технология развивающего обучения

  • Дистанционное обучение

  • Игровые технологии

  • Тестовые технологии

  • Технологии уровневой дифференциации….

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что мы чаще пользуемся традиционными технологиями, построенными на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. (монолог учителя)

Корень этих проблем лежит не в «пассивности» детей, а в процедуре, которую задает применяемая технология. (рассказать материал, выучить, оценить) Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

 

 

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.



Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Каждому из нас необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает нам возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!