Выступление по теме
«Повышение качества образования целевых групп обучающихся посредствам реализации мероприятий внеурочной деятельности при подготовки к ОГЭ по математике
Учитель: Давлетбагин Ринад Ахметвалиевич
Главной основной целью математического образования в школе является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.
И задача школы заключается дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятикласснику для успешной сдачи ОГЭ и решения пойти учиться дальше, или продолжить своё образование в средней школе. Обучающиеся, родители, учителя-предметники – все, заинтересованы в получении хороших результатов. Поэтому каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Школа принимает участие в сдаче ОГЭ ежегодно. Не секрет, что условия проведения ОГЭ постоянно ужесточаются, ребёнок ставится в такие рамки, что на фоне зашкаливающего волнения он совершает ошибки, которых не допустил бы в обычной обстановке.
Содержание экзамена по математике в 9-ом классе претерпевает регулярные изменения: это и количество заданий в КИМах, подача заданий, меньше заданий с выбором ответа, меняются типы заданий, а с недавних пор изменились кардинально и критерии оценивания.
Изменения в форме итоговой аттестации является следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки к итоговой аттестации с учётом новых требований.
В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации мы - учителя вырабатываем свою систему подготовки. Но главным в подготовке к итоговой аттестации остаётся урок и внеурочная деятельность. Повысить эффективность уроков и интересов к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельностного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в группах.
Не секрет, что о сдаче экзаменов мы говорим с учениками, начиная с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры обучающихся. Необходимо достаточное место на уроке отводить устному счёту, как на старте урока, так и при решении дальнейших задач. И в 7-9 классах не забывать об этом, в письменных работах требовать записывать вычисления в столбик, иначе ученики забывают таблицу умножения и правила действия с числами, особенно с дробями. При выполнении тестов в 9-м классе требую не только записывать ответы, но и вычисления.
Часто на дополнительных занятиях проводим фронтальную работу, используя КИМы ОГЭ и этого года, и прошлого. Использую и готовые тесты, которые можно найти в сети «Интернет» на сайтах подготовки к ОГЭ, и составленные самой.
Рекомендую своим ученикам чаще проходить online тесты, чтобы знакомится с разнообразием заданий, проверять уровень своих знаний, в случае затруднения просматривать правильное решение или выносить вопросы на консультацию.
На уроках и дополнительных занятиях использовались бланки ответов, анализировались ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы. Стараюсь уделить достаточное время на разбор решения заданий №21-26, подготовка по этому разделу запланирована на дополнительных занятиях и во время итогового повторения.
Для учащихся 9 классов провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и варианты прошлых лет. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом.
Огромное место в решении вопросов успешной сдачи итоговой аттестации занимают умения хорошо считать в уме, а также знания приёмов быстрого вычисления, нестандартных приёмов решения задач (например, на нахождение площадей фигур, задач практического содержания из раздела «Реальная математика. Площади фигур»). Большое внимание уделяю чёткому знанию правил и формул, как одной из составляющих успешного решения экзаменационных заданий. (например, формула квадрата суммы или разности, свойство умножения и деления степеней с одинаковыми показателями, определение степени с отрицательным показателем, нечёткое знание которых приводит к выбору неправильного ответа или решения).
При подготовке к уроку учителю нужно продумать не только объем информации, с которой будет знакомить обучающихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволяют его ученикам овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается, прежде всего, умением учителя выделять главное, чтобы обучающиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и правило), а не второстепенный материал.
Также считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ЕГЭ и ОГЭ является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.
Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.
Соблюдение межпредметных и внутрипреметных связей. Главное – дать обучающимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а связывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Так же для подготовки к ОГЭ (ЕГЭ) важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу периодически на дополнительных занятиях. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ.
Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.
Я, как классный руководитель, осуществляю информационную работу с родителями, учениками, провожу классные и родительские собрания, знакомлю с нормативными документами, образцами бланков, рекомендациями по режиму дня и питанию обучающихся, провожу психологическую подготовку к экзаменам.
К сожалению, есть в классе группа «риска» - обучающиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования, и группа «слабоуспевающих»– обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (их большинство). Стараюсь не только заниматься с такими учениками в дополнительное время, но и подключить более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.
И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху. Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.