СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества обучения физики в сельской школе в рамках участия в проекте 500+

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена способам повышения качества обучения на уроках физики. Сельская отдаленная школа нуждается в в таких методических наработках.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества обучения физики в сельской школе в рамках участия в проекте 500+»

Классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие двух-трех учеников на уроке в городской школе существенным образом не влияет на запланированный учителем тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. В сельской школе ситуация резко изменяется: учителю приходится существенно изменять организацию, структуру урока. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок – тренировочный или повторения пройденного. Это делается тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми.

В условиях сельской малочисленной школы диапазон разнообразий индивидуально-психологических особенностей учащихся любого класса, во-первых, становится значительно меньше, что упрощает работу учителя, связанную с учетом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника, во-вторых, становится менее плотным по насыщенности различными показателями, что вынуждает учителя ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося класса.

Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение и учебного диалога. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность.

В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации. Например, если в классе из двух учеников один проявляет интерес к физике и имеет хорошие и отличные оценки, а другой - с трудом "тянет" на тройки, то, совершенно очевидно, что преподавать в таком классе с расчетом на среднестатистического ученика нерезультативно.

В связи с дифференциацией обучения самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе приобретает совершенно новую функцию - регулятора эмоциональной нагрузки учащихся. Известно, что в малом классе каждый ученик находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости. Но это можно нейтрализовать посредством организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Здесь-то и может осуществляться уровневая дифференциация. Индивидуальные дифференцированные задания - это мощное средство вовлечения в учебную работу всех учащихся. При организации уровневой дифференциации решаю три основные задачи: сформировать рабочие группы, отобрать учебный материал для них, практически реализовать разноуровневое обучение.

Индивидуальная работа на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, развитием способностей и познавательных возможностей каждого учащегося, она является наиболее эффективной формой для углубления знаний, восполнения имеющихся пробелов в изучении материала, снятием трудностей в учении. Успех индивидуальной работы как раз и определяется подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся трудностей. Индивидуальный подход проявляется во внимательном и заботливом отношении учителя к каждому ребенку, в формировании положительного отношения к учебе, в поощрении успехов ребенка.

Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Как уже отмечалось, это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу, так как ожидают вызова учителя в любую минуту. Такой усиленный контроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка.(Пример, 9класс, 1 год работы) Поэтому в ходе урока необходимо предусмотреть краткий отдых (физкультминутка между разными видами деятельности), включение занимательного материала (загадок, отрывков из литературных произведений, связанных с изучаемым материалом, интересных фактов из жизни ученых и различных областей науки).

Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Конструируя урок, я стараюсь учитывать не только особенности содержания, но и закономерности его усвоения и процесса обучения, продумываю, как обучать учащихся приемам познавательной деятельности. Основные принципы формирования познавательного интереса, которые использую в своей работе, следующие: · консультирование с учетом отношения школьника к учебному предмету; · консультации отдельных учащихся по трудным разделам; ·включение занимательных фактов с учетом любознательности детей; ·насыщение урока материалом, требующим мыслительной активности; · объяснение с опорой на самостоятельный поиск учащихся; ·побуждение к высказыванию самостоятельных мнений. Большую роль в своей работе я отвожу организации учеб­но-познавательной деятельности учащихся на материале, связан­ном с окружающей жизнью, т.е. практическому обучению, т.к. одна из целей обучения физике как раз и заключается в ознакомлении с применением основных достижений физики в народном хозяйстве и в быту. Одним из направлений в организации практического обучения являются экспериментальные домашние зада­ния. Домашние экспериментальные задания ориентированы главным образом на выявление и осмысление физических явлений и зако­нов, проявляющихся в окружающей среде и лежащих в основе действия технических игрушек, бытовой техники, домашних приборов, инструментов и приспособлений.

Примеры таких заданий:

  1. Определить ускорение велосипеда, скатывающегося с горы.

  2. Определить выигрыш в силе при пользовании ножницами.

  3. Изменится ли температура воды и как, если в ней растворить поваренную соль? Объясните явление.

  4. Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для мо­лока. Определите объем той посуды, которой вы пользуетесь.

Одной из важнейших проблем в условиях СМШ является оценивание результатов учебной деятельности учащихся. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению.