СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества обучения на уроках географии в условиях ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества обучения на уроках географии в условиях ФГОС»

Повышения качества обучения
на уроках географии в условиях ФГОС

(Подготовила Пилипенко Н.А.)


В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что глобальная цель российского образования направлена на формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование у школьников навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования.
Целью современной урока является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.
Различные формы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т. д. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности. Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения.
Учиться должно быть интересно, потому что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.
Есть следующие способы мотивации, применяемые при обучении географии:
Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия, оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, занятия краеведением умение вовлечь школьников в активный учебный труд, эти качества личности активно влияют на мотивы изучения географии школьниками.
В свете требований ФГОС к качеству обучения пока что, новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применять их можно и нужно в «ином свете». Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т. е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.
Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше: уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки, уроки-дискуссии, экскурсии в природу и на производство, уроки на местности, в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Океан - основа жизни на Земле! », «Планета Земля», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер! », «Капелька-путешественница», «Знакомьтесь, Антарктида! », и др.
Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению.

Например, мотивацией к изучению рек на различных материках может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что по названию рек можно проследить историю открытия, заселения материка. Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи.
На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.
Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля.
Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. К учебнику есть жесткий диск с дополнительной информацией, что уже является мотивом т. к. детям любопытно, какая информация может быть на нем. Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать. », «Докажите. », «Дайте обоснование. », «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете, что произойдет, если. » — и т. д.
Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками географической информации. Известно, что при обучении географии применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства географических объектов и явлений. Эта база обучения географии положительно влияет на формирование мотивов учебной деятельности, удовлетворяет потребности в практической деятельности, в новых впечатлениях, в эмоциональной жизни на уроке.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения. Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего! » (Платон). Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны.
Компьютер на уроках географии стал важным средством достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию личности школьника и профессиональной подготовки учителя.
Большой объем географических знаний невозможно изложить в школьных учебниках. Поэтому компьютер стал незаменимым помощником учителя. Современный урок трудно представить без новых компьютерных технологий. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей. Применение слайд - фильмов на уроках обеспечивает наглядность, динамичность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными формами. Создание презентаций – трудоемкий процесс, который требует от учителя знание компьютера, изучения возможностей программ, большого количества времени. Однако современный учитель должен идти в ногу со временем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!