СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества обученности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. Задачи: 1. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации 2. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. 3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников 4. Реализация разноуровнего обучения 5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества обученности»

Повышение качества обученности


Современная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования. Такой подход ориентирует на оценку деятельности образовательного учреждения по конечным результатам, среди которых следует выделить

основные показатели эффективности образовательной деятельности:

  • уровень обученности обучающихся;

  • уровень выполнения федеральных государственных стандартов образования;

  • готовность обучающихся к продолжению образования;

  • уровень воспитанности обучающихся;

  • состояние здоровья;

  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.


Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности образовательного учреждения.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • образовательных результатов;

  • организации образовательного процесса;

  • квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

От чего зависит качество образования:

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);

  • качества образовательных технологий;

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективная система обучения;

  • исследовательские методы обучения;

  • проектные методы обучения;

  • технологии модульного и модульно-блочного обучения;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

В зависимости от контекста употребления термин «обученность» трактуется как: система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами. Таким образом, качество обученности есть выявленные в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний, умений и навыков человеком в различных видах деятельности.

Критерием качества обученности в этом случае можно считать:

  • увеличение количества времени, затрачиваемого педагогом на индивидуальную работу с учащимся;

  • обеспечение положительно отношения учащихся к образовательному процессу, повышение мотивации

  • повышение качества образования учащихся, т.е. оценки, полученные при выполнении квалификационной работы по курсу.

Качество обученности школьников выявляется с помощью внутришкольной системы мониторинга. Мониторинг качества обученности школьников является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

От чего же зависит повышение качества обученности и эффективность практики обучения и воспитания в целом?

В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом в образовании остаётся формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Общеучебные умения бывают:

  • рабочие (организационные, практические, психолого-характерологические)

  • мыслительные (логические действия, интеллектуальные, поисковые и творческие

Я считаю, что основной задачей учителя с первых дней ребёнка в школе является научить его планировать условия, время, последовательность выполнения работы, составление и выполнение режима дня, поддержание порядка в рабочих материалах. Неотъемлемой частью в обучении детей является умение произвольного восприятия запоминания информации, организации волевых усилий, самоконтроля, самооценки. Для развития мыслительных умений необходимо научить детей анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, выявлению сходства, различий, выявлению главного, существенного, классификации, обобщению, абстрагированию. Я считаю, что развить все эти умения у детей можно через использование активных и интерактивных методов обучения.

Каждое общество на определенном этапе развития предъявляет свои требования к школе. По утверждению учёных, объем научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это означает, что как бы школа ни старалась поспевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам. На мой взгляд, наиболее доступный путь решения этой задачи - самообразование, самостоятельное овладение опытом человечества в дополнение к тем знаниям, которое молодое поколение усвоило в учебных заведениях под руководством обучавших его людей.

Сформировать у школьников и у всего взрослого населения потребность и способность к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться — эта задача в наши дни становится особо важной обязанностью школы и общества.
Научить человека учиться - значит помочь ему в овладении различными компетентностями. А это означает переход от простой осведомлённости, частных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания - к школе мышления, действия и развития способностей.
И именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, без которого не возможно в дальнейшем сформировать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания и этому способствует применение активных и интерактивных методов обучения, которые я использую в своей педагогической деятельности.

К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. Я считаю, что особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.
Игру как метод обучения использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент более общей технологии;

  • в качестве урока или его части (введение, контроль);

  • как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в. качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Можно выделить следующие функции игры:

  • Функция самореализации человека в игре.

  • Коммуникативная функция.

  • Диагностическая функция

  • Игротерапевтическая функция

  • Психологическая коррекция

  • Развлекательная функция

В своей учебной деятельности я использую игру и как форму урока, и как метод (ига – кроссворд, игры – загадки, введение кукольного персонажа).

Современный педагог должен уметь конструировать не только урок, но и особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Особое внимание уделяю интерактивным методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактивные методы, такие как ролевая игра, разработка проекта, инсценировка, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающегося, обсуждение сюжетных рисунков, помогают в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений.

Главная цель педагога, какой бы предмет он не преподавал – это формирование и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо применять личностно-ориентированный подход в обучении.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  • антропоцентричностью;

  • гуманистической сущностью;

  • психотерапевтической направленностью;

  • разносторонним, свободным и творческим развитием ребенка.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Вопрос разноуровневого подхода в обучении актуален много лет в моей педагогической деятельности. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Поэтому уже с первого класса процесс обучения я строю, подходя к каждому ребёнку индивидуально.
Условно класс делю на три группы. Первая группа – «низкий» уровень, вторая- «средний» и третья- «высокий». Но по мере обучения дети из одной группы могут перейти в другую. Обучающимся предоставляется возможность выбора заданий различного уровня сложности. Новый материал изучается так же на разном уровне. Усвоившие материал на высоком уровне сложности выполняют задания творческого характера. А те, кому не под силу сложные вопросы, могут ограничиться более лёгкими.
В своей работе я иду за детьми, учитывая принципы природосообразности и открытости детским способностям, интересам, законам развития.
В. А. Сухомлинский говорил: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». И вновь анализирую работу, ищу новые подходы к вершинам знаний и успеха, резерв которого вижу в организации процесса обучения на деятельностной основе.

Также на своих уроках я использую проблемно – диалогическую технологию. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, который относится к активным технологиям обучения. Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в их разрешении. Под учебной проблемой понимают задачу (вопрос, задание), решение которой нельзя получить по «готовому образцу», на основе уже известных учащимся способов; здесь от них требуется проявление самостоятельности в самом подходе к решению. Эта система охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности.

В своей практике применяю различные приёмы создания проблемных ситуаций.

1. Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им найти способ его разрешения.

2. Сталкиваю противоречия практической деятельности человека.

3. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом стимулируется выявление противоречия.

4. Предлагаю рассмотреть одну проблему с точки зрения различных специалистов.

5. Побуждаю учащихся проводить сравнения, обобщения, делать выводы, сопоставлять факты, т.е. провожу их через различные уровни восприятия учебной проблемы.

6. Стимулирую развитие умений обобщать, рассуждать, конкретизировать и обосновывать свое мнение.

В процессе работы дети совместно с учителем решают проблему.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с отдельными учениками. Эта работа направлена не только на устранение пробелов в знаниях учащихся , но и на подготовку к рассмотрению нового материала на предстоящем уроке. Таким образом повышается качество знаний учащихся, а главное – уровень их познавательной деятельности.

Проблемно – поисковые технологии я использую для подготовки школьников к урокам.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В ней содержится огромный развивающий потенциал , что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

  1. Планирование (анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде).

  2. Принятие решения (сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив – «мозговой штурм», выбор одного варианта, уточнение плана деятельности).

  3. Выполнение.

  4. Оценка результатов (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов - успехов и неудач - и причин этого, анализ достижения поставленной цели).

  5. Защита проекта (подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка).


Компьютерные технологии вносят в педагогические технологии значительные коррективы и предоставляют широкие возможности для повышения эффективности процесса обучения. Современная система образования нацелена на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, в котором компьютерным технологиям принадлежит ведущая и основополагающая роль. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет преподавателю реализовать интерактивный диалог с учетом дифференцированного подхода к обучению, выбрать любые подходящие методы визуализации изучаемого предмета.


Здоровьесберегающие технологии.


Важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т. е. соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.

Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т. п. Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

Для повышения качества обученности я считаю необходимым включение детей во внеурочную деятельность, конкурсную детятельность, которая способствует духу конкуренции, а значит и повышению самооценки, саморазвитию обучающихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!