СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества подготовки учащихся по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении русского языка учащиеся встречаются с большим количеством затруднений. Задача учителя - вовремя заметить, что у ребёнка возникли трудности при изучении какой-либо темы.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества подготовки учащихся по русскому языку»

ГБОУ школа-интернат №4







Доклад на методическом объединении

учителей начальных классов



Тема:

Повышение качества подготовки учащихся

по русскому языку.



Учитель: Яковлева Г. В.















2018 г.

г.о. Тольятти

Необходимость данного параграфа объясняется тем, что во всей педагогической науке нет другой такой области, где учащиеся встречались бы с таким количеством затруднений.

К трудностям русского языка можно отнести те темы, правила, случаи употребления средств языка, которые недостаточно четко регламентированы и усваиваются учащимися медленнее по сравнению с другими темами, правилами. Отбор трудных вопросов русского языка имеет большое методическое значение, так как обращает внимание учителя на необходимость специальной усиленной работы с этими вопросами, темами, а также позволяет наиболее тщательно и подробно разработать методику изучения трудных тем. К числу трудных обычно относят: выбор вариантов слов и словоформ в пределах нормы современного русского языка, например: из леса – из лесу; в словоупотреблении – паронимы, синонимы и пр.; сложные случаи различения частей речи, членов предложения: в орфографии – случаи, недостаточно точно определяемые правилом, например: слитно – раздельные написания, употребление заглавных букв, в пунктуации – случаи, допускающие варианты толкования синтаксических отношений и пр.

Задача учителя – вовремя заметить, что у ребенка возникли трудности при изучении какой – либо темы. Если же этого не происходит, то учащийся может стать неуспевающим по данному предмету. Именно поэтому, учителю начальных классов нужно знать некоторые признаки отстающего ребенка.

1. Ученик не может сказать, в чем трудность вопроса, не может на него ответить.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого.

3. Ученик не активен и отвлекается не в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

1). Недостатки биологического развития:

- дефекты органов чувств;

- соматическая ослабленность;

- особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

- психопатологические отклонения

2). Недостатки психического развития личности:

- слабое развитие эмоциональной сферы личности;

- слабое развитие воли;

- отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

3). Недостатки воспитанности личности

- недостатки в развитии моральных качеств;

- недостатки в отношениях личности к учителю, коллективу, семье и пр.;

- недостатки в трудовой воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

1). Недостатки образования личности:

- пробелы в знаниях и специальных умениях;

- пробелы в навыках учебного труда.

2). Недостатки опыта влияний школы:

- недостатки процесса обучения, учебных процессов и пр.;

- недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.)

3). Недостатки влияний внешкольной среды:

- недостатки влияний семьи;

- недостатки влияний сверстников;

- недостатки влияний культурно – производительного окружения


Проблемы обучения можно разделить на группы. Например, трудности фонетики и графики, делятся на трудности в самом содержании материала и трудности его усвоения.

Первые:

А) Осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе;

Б) дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, жи, ши и т. п.);

В) дети всегда усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение. Фонетика и графика не всегда связываются в их сознании со значениями, с жизнью.

Вторые:

А) у некоторых детей еще есть детские недостатки артикулирования звуков речи: [с] - [ш], [л] – [р] и пр.;

Б) школа с первых дней вводит высокие требования литературной речи, у детей же – диалектизмы, просторечные слова и их произношение;

В) трудности звукосочетания на начальных этапах чтения (эта трудность, отмечавшаяся в прошлом как труднопреодолимая, в настоящее время ослаблена применением современных методик);

Г) трудности письма, его техники: неустойчивость внимания и пр.

Классификация трудностей, проблем, ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения. Знание этих трудностей очень полезно для каждого учителя и является необходимым в работе каждого педагога.

Обучение русскому языку – педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителем овладевают знаниями, умениями, навыками по русскому языку, формируется их мировоззрение, их личностные черты, осуществляется развитие личности.

Процесс обучения складывается из самостоятельных линий работы учителя и учащихся. Обучение русскому языку предполагает, во – первых, содержание обучения, во – вторых, деятельность учителя, в – третьих, деятельность учащихся.

Задача учителя дать детям необходимый объем знаний. Знания должны быть глубоко осознаны учащимися, структурно оформлены, проверены как вербальным путем, так и путем выполнения практических действий.

Требования к уровню знаний излагаются в программах отдельно по каждому предмету. В рамках русского языка дети должны:

1. Называть, приводить примеры:

- звуки речи;

- изученные части речи;

- значимые части слова;

- простое двусоставное предложение;

- словосочетание (из предложения);

- словари и справочники.

2. Различать, сравнивать:

- буквы и звуки; гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие; согласные парные и непарные;

- имя существительное; имя прилагательное; глагол; личное местоимение; предлог;

- предлоги и приставки;

- приставка; корень; суффикс; окончание;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слова); предложения с однородными членами.

3. Решать практические задачи:

- делить слова на слоги; соотносить число звуков с числом букв в словах; находить ударный слог;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, местоимения в начальной и косвенных формах;

- определять синтаксическую роль изученных частей речи в предложении;

- разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания;

- выделять подлежащее и сказуемое; и т. д

Для того, чтобы учащиеся овладели всеми перечисленными умениями, знаниями учителя должны соблюдать определенные требования при подготовке к уроку. В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения; деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом.

Исходя из всего сказанного можно выделить общие требования к уроку русского языка.

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики, морфемики, мимики, орфографии. Так, слово как звуковая единица языка предстает и как совокупность звуков речи – это фонетический аспект, и как часть речи в определенной форме – морфологический аспект и т. д.

Ни один из этих аспектов не должен оставаться без внимания, как не должен и возвышаться под другими.

2. Гармоническое соотношение теории и практики.

Теория – это языковые понятия, определения, закономерности, правила, модели и т. д., практика – это речь – говорение, выражение мысли; аудирование – восприятие речи, ее понимание; мысленная внутренняя речь). Практикой принято также считать языковой анализ и другие упражнения, то есть вспомогательные учебные действия.

3. Воспитательная направленность урока; формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языкам; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспитание личности ученика, его способностей, его творчества,

4. Высокий уровень культуры речи; образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. Понятие «культура речи» предполагает безусловное соблюдение литературной нормы в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.

5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей.

6. Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: формирование умственных действий на материале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение.

Обычно к уроку предъявляется требование – достаточно много писать, не допускать безделья, скуки, энергично вести урок. Учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятельным решениям, выводам.

Также в практике обучения сложилась такая система, при которой учитель, планируя урок, определяет три параллельные линии, которые он должен провести, три разные задачи: дидактическую, развивающую и воспитательную. Но в полной ли мере такое решение вопроса отражает современный подход к уроку? Думается, что нет.

Если на каждую из этих задач посмотреть не поверхностно, не формально, если подойти к ним с учетом современного толкования понятий «развитие» и «воспитание» в процессе обучения, то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии, а одна, обеспечивающая решение триединой задачи.

Рассмотрим вопрос о взаимосвязи обучения и развития.

Если встать на позицию развивающего обучения, связывая его прежде всего со становлением у школьников умения учиться, то есть целенаправленно с помощью учителя двигаться от незнания к знанию, то это означает, что и содержание учебной работы, и способы ее организации, и используемые средства – все должно обеспечивать одновременно формирование у детей познавательной позиции и приобретение ими конкретных, в данном случае лингвистических знаний и умений. Иначе говоря, задача учителя – осуществить органичное слияние процессов обучения и развития младших школьников.

Можно сделать вывод, что развивающий эффект урока достигается не вкраплением отдельных развивающих заданий, а всем строем работы. Станет урок развивающим или нет, зависит от того, будет ли ученик впитывать готовые знания, действовать по образцу, механически отрабатывать ту или иную операцию, или сам убедится в необходимости нового знания или умения и предпримет усилия для его приобретения, а затем станет осознанно пользоваться им, применяя для решения познавательных задач.

Наряду с понятием «развивающее обучение» все большую значимость приобретает сегодня понятие «воспитывающее обучение».

На внутреннюю, глубинную связь процессов и воспитания всегда указывали педагоги и методисты. Современная же действительность еще раз подтверждает мысль о том, что обучение и воспитание неотторжимо связаны друг с другом. Чтобы понять всю глубину взаимосвязи обучения и воспитания, степень влияния первого на второе, необходимо вдуматься в одну из важнейших закономерностей, сформированных в дидактике: обучение всегда «оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. В последнем случае обучение консервирует, закрепляет и тем самым усиливает какие – то качества личности».

Таким образом, то, какие качества личности сформируются, какие получает развитие или постепенно исчезнут, какое утвердится отношение к миру, как оно закрепится в поведении ребенка, - все это в определенной мере зависит и от характера обучения. Тем, чему мы учим в школе, как организованно обучение, определяется многое: будут ли школьники, а затем и вышедшие из школы молодые люди способны только к исполнительской деятельности, или у них появится инициатива, умение самостоятельно ставить и решать различные задачи, возникнет ли у них тяга к знаниям, культуре, стремление к дальнейшему образованию и самовоспитанию, появится ли умение осуществлять эту потребность, разовьется ли способность иметь собственную точку зрения, отстаивать ее и при этом воспринимать и уважать чужое мнение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!