Министерство образования Нижегородской области |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение |
«Арзамасский коммерческо-технический техникум» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
повышения квалификации в ГБПОУ АКТТ рабочих по профессии «Токарь»
Теоретические основы профессиональной деятельности
Рекомендована к использованию
научно-методическим советом
ГБПОУ АКТТ
Протокол № _____ от __________
2017 г.
Одобрена методическим объединением технических дисциплин Протокол №___ от «___»_____________20 г Председатель МО: _________________Н.К. Дондук | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Зам. директора по УПР и ЭД __________________А.Н. Ушанков |
Автор:
Н.К.Дондук преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Рецензенты:
В.В. Турутин, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы профессиональной деятельности
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании – для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Токарь», «Фрезеровщик».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в специальный курс.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- оказать первую медицинскую помощь и пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- соблюдать требования техники безопасности и охраны труда.
- пользоваться справочниками, ГОСТами;
- читать чертежи;
- пользоваться измерительными инструментами;
- определять состав различных марок материалов;
должен знать:
- правила поведения работающих на предприятиях;
- общие требования ТБ;
- виды взаимозаменяемости, погрешность обработки;
- виды посадок, допуски формы и расположения поверхностей;
- систему допусков и посадок (ЕСДП);
- квалитеты и параметры шероховатости;
- способы достижения требуемых квалитетов и шероховатости;
- методы и средства измерения;
- устройство измерительных инструментов;
- правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов;
- виды и свойства конструкционных и инструментальных материалов;
- значение стандартов ЕСКД;
- технологию построения чертежей;
-структуру машиностроительного производства;
-заготовки деталей машин;
-организацию основного и вспомогательного производства машиностроительного предприятия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теоретические основы профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной деятельности | 10 | |
Тема 1.1 Техника безопасности | | | |
1 | Техника безопасности, промышленная санитария и противопожарная безопасность. Обязанности работающих в области охраны труда. Требования, предъявляемые к рабочему месту, оборудованию, ручному инструменту. Правила безопасности при холодной обработке металлов. Техника безопасности перед началом работы, во время работы, после окончания работы. Несчастные случаи и анализ случаев травматизма. Ответственность. Электробезопасность. | 2 | 2 |
Тема 1.2 Общая технология металлов | 2 | Основы общей технологии металлов. Основные сведения о металлах. Основные физические, химические и механические свойства металлов. Испытание металлов. Чугуны. Основные сведения о производстве чугуна. Серый, белый и ковкий чугун. Их свойства и область применения. Маркировка. Стали. Углеродистые , легированные, быстрорежущие стали и стали с особыми свойствами. Их маркировка, свойства и область применения. Термическая обработка сталей и чугуна. Основные виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Химико-термическая обработка стали. Виды химико-термической обработки: цементация, азотирование, цианирование, диффузионная металлизация. Цветные металлы и сплавы. Маркировка, свойства и область применения. Твердые сплавы. Их маркировка и применение. Неметаллические материалы. | 2 | 2 |
Тема 1.3 Чтение чертежей | 3 | Чтение чертежей. Чертежи и эскизы деталей. Роль чертежей в технике. Чертеж детали и его назначение. Расположение проекций на чертежах. Масштабы, линии чертежа. Нанесение размеров и предельных отклонений. Обозначение и надписи на чертежах. Оформление чертежей. Последовательность в чтении чертежей. Упражнения в чтении простых чертежей. Сечения, разрезы, линии обрыва и их назначение. штриховка в разрезах и сечениях. Упражнения в чтении чертежей с разрезами и сечениями. Условные изображения на чертежах основных типов резьб, зубчатых колес, пружин, болтов, валов, гаек и других. Упражнения в чтении чертежей, имеющих детали машин и механизмов. Обозначение на чертежах неплоскостности, непараллельности, неперпендикулярности, радиального и торцевого биения, несоостности, классов точности и шероховатости поверхности. Понятие об эскизе и его отличие от рабочего чертежа. Упражнения в выполнении эскизов с натуры. | 2 | 2 |
Тема 1.4 Допуски, посадки и технические измерения | 5 | Допуски, посадки и технические измерения. Понятие о взаимозаменяемости деталей. Стандартизация и нормализация деталей. Свободные и сопрягаемые размеры. Точность обработки. Номинальные, действительные и предельные размеры. Допуск. Его назначение и определение. Определение предельных размеров и допусков. Система квалитетов. Зазоры и натяги. Посадки, их виды и назначения. Система отверстия и система вала. Таблица допусков. Обозначение допусков и посадок на чертежах. Шероховатость поверхностей. Классы чистоты поверхностей. Точность измерения. Факторы, влияющие на точность измерения. Измерительный инструмент. Штангенциркуль штангенглубиномер с величиной отсчета по нониусу 0,1- 0,05 мм. Устройство нониуса, отсчет по нему. Приемы измерения. Микрометр, его устройство, точность измерения. Приемы измерения. Нутромеры и глубиномеры. Правила пользования ими. Инструмент для проверки и измерения углов: шаблоны, угольники и угломеры. Назначение и приемы пользования ими. Предельные калибры (скобы и пробки) и их применение. Радиусные шаблоны. Инструмент для контроля резьбы (калибры, кольца, пробки, шаблоны). Правила пользования ими. Индикатор. Его назначение и устройство. Понятие об оптических, пневматических и электрических измерительных приборах. Правила обращения с измерительным инструментом и уход за ним. Упражнения и измерении деталей. | 2 | 2 |
Тема 1.5. Машиностроительное производство | | Машиностроительное производство. Структура машиностроительного производства. Заготовки деталей машин. Организация основного производства машиностроительного предприятия. Организация вспомогательного и обслуживающего производства. Организация труда на мащиностроительном предприятии. Зачёт. | 2 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты)
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- документокамера.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Б.И. Черпаков, Т.А.Альперович. Книга для станочника: Учеб. Для проф. Образования. – М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1999. – 336с.
-
В.И. Аверченков, Е.А. Польский. Технология машиностроения: Сборник задач и упражнений. – М.: ИНФРА-М,2010. – 228 с.
-
Г. М. Ганевский, И.И. Гользин. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. М; 1998г. ИРПО.
-
А.М. Адаскин; В.М. Зуев. Материаловедение (металлообработка) Москва, 2003
-
И.С. Выжнепольский. Техническое черчение. М. Высшая школа 1999г.
В.А. Мазов; А.И. Шуминов. Охрана труда в машиностроении. М. Машиностроение, 1998г
Интернет-ресурсы:
1. Каталог образовательных интернет-ресурсов edu.ru › modules.php …
2. Видеоматериал по металлообработке http://www.youtube.com/watch?v=97BlTHJ5WOg&NR=1
3. Видеоматериал по техническим измерениям video.yandex.ru
4. Ситема допусков и посадок youtube.com
5. Видеоматериал по металлообработке rutube.ru
6. Учебные наглядные пособия и презентации по курсу «Металлорежущие станки» http://win.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=b53926&url=http%3A%2F%2Fwww.labstend.ru%2Fsite%2Findex%2Fuch_tech%2Findex_full.php%3Fmode%3Dfull%26id%3D377%26id_cat%3D1569
7. Национальный проект «Образование» E-mail: rnpo@susu.ac.ru
http://en.edu.ru/ - естественно - научный образовательный портал
http://window.edu.ru/ -Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования
http://www.i-exam.ru/ -Интернет - тестирование в сфере образования (тренажеры, методики, аналитика)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
оказать первую медицинскую помощь и пользоваться средствами индивидуальной защиты | практические упражнения |
соблюдать требования техники безопасности и охраны труда | тестирование |
пользоваться справочниками, ГОСТами | практические упражнения |
читать чертежи | практические упражнения |
пользоваться измерительными инструментами | практические упражнения |
определять состав различных марок материалов | практические упражнения |
Знания: | |
правила поведения работающих на предприятиях | тестирование |
общие требования ТБ | опрос обучающихся |
виды взаимозаменяемости, погрешность обработки | самостоятельная работа |
виды посадок, допуски формы и расположения поверхностей | практические упражнения |
систему допусков и посадок (ЕСДП) | практические упражнения |
квалитеты и параметры шероховатости | практические упражнения |
способы достижения требуемых квалитетов и шероховатости | практические упражнения |
методы и средства измерения | практические упражнения |
устройство измерительных инструментов | |
правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов | практические упражнения |
виды и свойства конструкционных и инструментальных материалов | практические упражнения |
назначение стандартов ЕСКД | опрос обучающихся |
технологию построения чертежей | практические упражнения |
структуру машиностроительного производства | тестирование |
заготовки деталей машин | тестирование |
организацию основного и вспомогательного производства машиностроительного предприятия | тестирование |
5