Повышение мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся.
Согласно ФГОС процесс обучения должен привести к формированию результатов:
личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
метапредметных, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.
Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.
Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.
Для повышения мотивации необходимо:
обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;
организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы.
Существуют различные методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики. В своей практике я применяю три основных метода.
Обращение к жизненному опыту ребенка.
При изучении нового материала учитель опирается на жизненный опыт самих детей. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление учащихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все учащиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов. При изучении темы «База данных. СУБД» можно в качестве практической работы взять создание телефонной книги. Детям это знакомо – у всех есть мобильные телефоны.
Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
2. Использование занимательного материала
Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию. Так при изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям даю задание: придумать самим свой шифр. Дети с интересом выполняют такую работу. Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок на компьютерный лад.
3. Проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих проектов учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях.
Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене, до долгосрочных проектов в старшем звене.
Не будем также забывать о межпредметной связи, которую можно увидеть в методе проектов. Например: на уроках географии изучая климат, учащиеся с помощью наблюдений, составляют таблицу, а полученные на уроке информатики знания по теме «Табличный процессор Excel» помогают учащимся создавать диаграммы, и наглядно увидеть изменения погоды.
Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.
Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по другим предметам. Лучшие проекты становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают учащиеся и педагоги.
Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.
4.Индивидуально-дифференцированное обучение.
Большое значение в системно-деятельностном обучении имеет создание на уроке «ситуации успеха» для каждого обучающегося. Речь идет о применении технологии уровневой дифференциации, которая позволяет учителю осуществить индивидуальный подход в обучении. В своей практике я применяю такой метод на уроках обобщения и систематизации знаний по теме, или при осуществлении контроля знаний учащихся. Разноуровневые задания на карточках, тестирующие программы и другой дидактический материал позволяет всем учащимся успешно справляться с заданиями. Тем самым, на уроке создается «ситуация успеха», у детей воспитывается уверенность в своих силах, он становится активным участником процесса обучения.
Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу - атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
Использовать в работе различные нетрадиционные технологии уроков: урок-игра, интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Часто на уроках использую игровые и занимательные элементы: тематический забег, «Пословицы на компьютерный лад», применяю загадки, кроссворды и ребусы. Применяю технологию уровневой дифференциации: разноуровневые задания и задания по группам.
Вывод: Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:
Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.
Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.