Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации на уроках русского языка»
Городской округ « Город Якутск » Управление образованием Муниципальное общеобразовательное учреждение Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида) Повышение мотивации учащихся на уроках русского языка
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Праведных Валентина Ивановна
Основное содержание образования
направлено на развитие ребенка,
его инициативы,
стремления к образованию,
умения анализировать,
делать выбор
принимать самостоятельные и верные
решения.
Проблемы сегодняшней школы
резкое падение интереса учащихся к
русскому языку и, как следствие,
снижение грамотности, косноязычие,
неумение правильно, логично выразить
свою мысль.
Занимательность
средство создания положительного фона всего урока,
опора для развития профессиональной памяти
Игра
- вид человеческой деятельности, способной воссоздавать другие виды человеческой деятельности;
- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе;
- самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон;
- не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.
- способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов.
игры, используемые на уроках русского языка,
можно классифицировать в зависимости от их общей методической цели, развивающей определенную грань способностей.
Игры бывают:
- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
- комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знак, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка;
- аналитические – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывания намека;
- контекстные – игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот – передавать информацию самыми разными способами;
- языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового образования являются самыми значимыми;
- творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.
Учебные
наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю».
«Антидиктант» .
Дорожка - д а рожка, доро ш ка.
Капуста – к о пуста,
Тропка – тро б ка,
Кость – ко зь ть
«Проверки»
Кто за 3 минуты найдет и запишет больше
проверок к слову ломать ?
- Ломать – ломка, разлом, надлом, поломка, излом…
Кто за 3 минуты больше придумает слов, для
которых может быть проверочным слово
дом ?
Дом – домашний, домовой, дома…
Комбинаторные
- игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знак, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка
«ШАРАДЫ»
- В тетради я бываю О первом слоге говорить не будем.
- Косая и прямая. Второй слог очень нужен людям,
- В другом совсем значении Хотя не для него они живут
- Я планка для черчения. А целое между собой ведут.
- И, наконец, порою (Беседа)
- В шеренгу вас построю.
- ( Линейка) Слог первый представляет интерес
- Лишь тем, что он всегда имеет вес.
- Чтоб отгадать, имей терпение: Среди союзов слог второй найдёте.
- С «Л» я – часть лица, Слог третий… Сами как-нибудь поймете.
- А с «Б» - растение. Сама о нем писать я не должна.
- (Лоб – боб) Я чересчур для этого скромна.
- А в целом долгожители живут,
- С «Л» я слёзы вызываю, Для анекдотов пищу нам дают.
- С «Ж» по воздуху летаю. (Грузия)
- (Лук – жук)
- Хотите знать мой первый слог –
- Просите, чтоб козёл помог.
- Второй мой слог словарь составил
- И тем навек себя прославил.
- А целым наградить нас надо
- За гениальную шараду!
- (Медаль)
«Ребусы»
«Палиндромы»
- А роза упала на лапу Азора.
- Аргентина манит негра.
- А в Енисее — синева.
- А лама мала.
- А лис, он умён — крыса сыр к нему носила.
- А собака боса.
- Арбуз у зубра.
- Дом мод.
- Уж я веники не вяжу.
Аналитические
- игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывания намека
«Пропорция»
- Черное/белое = ( огонь )/вода
- Сила/доброта = слабость/( злост ь)
- Война/смерть = мир/( жизнь )
- Человек/пища = машина/( топливо )
- Капля/море = слово/( текст )
- Пустыня/кактусы – море/( водоросли )
«Продолжить ряд»
- О,Д,Т …? ( Ч, даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три, четыре );
- Апельсин, банан, виноград…? ( любое слово-название фрукта, начинающееся со следующей буквы алфавита );
- Медведи, сестры, поросята…? (например, мушкетеры – слово, вместе с числительным три образующее название художественного произведения)…
Ассоциативные
- игры, которые активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма
«Намеки»
- К – сумка (кенгуру)
- Б – нос (Буратино)
- З – солнце (солнечный зайчик)
- Ш – вы (школьники)
- К – самолет (ковер)
- К – Ура! (каникулы)
«Венок сравнений»
- Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая.
- Она похожа на время, её тоже невозможно остановить.
Использование игровой технологии:
- повысит и углубит интерес детей;
- разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;
- поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения, коммуникативные умения (работа в группах).