Ковалева Наталья Александровна
учитель английского языка
МАОУ Багдаринская средняя школа
Повышение мотивации на уроках английского языка.
Можно ли приохотить ученика к учению? Данный вопрос изучался многими учеными и педагогами, от Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А С Макаренко и др.
Ученье - это труд. По мнению К.Д. Ушинского « …. Ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы оно почерпалась из лучшего источника - из любви к воспитателю,- убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет: а ученье на интересе, не дает возможность окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли».
Таким образом, приохотить ученика к учению можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и формированию в нем такой установки. Таким образом, необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учение стало смыслом жизни и одной из ведущих личностных потребностей, определяющим внутренним мотивом; нужно, чтобы ученик был увлечен учением, а трудности принимал добровольно, как осознанную необходимость; нужно чтобы его жизнь в школе и вне ее стала целостной, чтобы единство определялось сознательным стремлением к самообразованию и самосовершенствованию.
Главный вопрос заключается в том, в каких условиях, принимается школьником учебная и познавательная задача и осуществляется деятельность, побуждаемая прямыми мотивами.
В рамках классно-урочной системы учащиеся должны иметь возможность двигаться в индивидуальном режиме, расширяя или сужая область освоения знаний и умений по предмету, привлекая необходимый именно ему справочный материал, расширяя и сужая объем тренировочных упражнений.
Чтобы возникал и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:
Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса, создающие насыщенную обучающую среду.
В данной статье мы остановимся на нескольких методах, способствующих формированию развивающей среды на уроках английского языка.
Моделирование обучающей среды в рамках урока.
Задача учителя состоит не только в формировании определенного набора лексико-грамматических навыков, но и в раскрытии коммуникативного потенциала ученика.
Поэтому так важен внешний облик «учебного кабинета». Каждый объект класса желательно сопровождать ярлыком с его английским названием или инструкцией по пользованию. например, (a door, May I come in? May I go out?).
Данные таблички способствуют эффективному усвоению лексики, служат справочным материалом.
С другой стороны таблички могут стать источником создания языковых ситуаций и упражнений:
Составление устных инструкций и передвижение по классу.
Лексика классного обихода.
Наглядный материал в форме таблиц по разным темам.
Главная цель подобных заданий - привлечь внимание учеников к лексическому окружению и активизировать пассивный словарный запас, который формируется при беглом знакомстве со словами при перемещении по классу.
Методика интенсивного изучения лексики.
Слова, которые изучаются на уроке, необходимо неоднократно повторять.
Я использую прием «лексический мешок». Каждое слово записано на карточке и складывается в мешочек.
На уроке можно мешочек использовать в разных целях.
- изобразить слово по-английски.
- за время перевести на русский язык слова. (песочные часы)
- игра « передай по кругу» (под музыку передается мешок, после остановки музыки, ученик должен назвать слово или составить с ним предложение).
-составить мини-ситуацию, в которой в начале должно употребляться слово, вытянутое первым, в середине - второе слово, а в конце - последнее слово и т.д.
Использование мешочка предоставляет учителю методический манёвр. Фактором стимулирования мотивации является «индекс изученности слов». Каждый урок проводятся тесты-пятиминутки, и отслеживается количество усвоенных слов по теме. Ученик получает за слова « лексики» в зависимости от количества проверяемых слов. Количество «лексиков» может увеличиваться или уменьшаться. В конце недели подводится итог, и каждый обучающийся видит результаты своего труда.
Лексики можно обменять на призы в магазине «бонусов» или на интеллектуальные деньги, а конкретно-умники.
Оценка результатов.
Для создания системы формирующего оценивания использую накопительную систему оценивания - бонусы. Не всегда отметка 2-5 позволяет увидеть продвижение каждого ученика (например, добавил ответ, работал активно при выполнении конкретного задания, помог товарищу). Бонус-предмет накопления. За определенное число бонусов за четверть предлагается приз. Для подсчета бонусов, учащимся ведется паспорт, куда вносятся все бонусы. В начальной школе ученики любят получать сертификаты за хорошую работу от разных мультипликационных героев или персонажей учебника.
Формирование обучающей среды – дело сугубо творческое, требующее гибкого педагогического мышления, готовности к поиску оптимальных путей организации учебного процесса. Задач учителя - побуждать ученика к активной роли в учебном процессе, так как он не только часть этого процесса, но и сам формирует свою обучающую среду.
1. Ребенок-целостная личность.
Не всегда в процессе обучения учитывается направленность личностного развития школьника, вместе с учебным материалом ему навязывается и учебная деятельность, а его настоящая жизнь вдали от процесса обучения.
2. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию.
3.Ребенок стремится к свободной активности своих познавательных сил. Объект познавательной деятельности и форма деятельности будут восприняты на мотивационной основе в том случае, если они будут связаны с переживанием чувства свободного выбора.
4. Учебно-познавательная деятельность в силу общественной значимости ее результатов имеет для школьника личностный смысл.
5. Стремление к новому- основная функция познавательной деятельности.
Литература:
Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
Кларин М.В. Инновационный модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М., 1994.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Начальная школа, 2011г