СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«« Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей»»

« Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей»

Учитель начальных классов МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»

Пенькова Раиса Николаевна

         В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным? Как повысить мотивацию к учению?

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

  Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед учителем стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

  Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внут-ренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

   Формированию учебной мотивации способствует использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра

Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет . В  таких  случаях  использую приём “Привлекательная цель”.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

Найди лишнее число в каждом ряду”, “Зачеркни его”,

Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Стараемся сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено. У нас есть тетради, где собраны материалы по временам года. Эти тетради во многом помогают нам при подготовке уроков.

Дети заводят тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. В них они записывают слова, поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Например

: “Улыбается в небе солнце, хвастливо распустив над землёй павлиний хвост своих лучей”. (М. Горький).

Берёзка стоит в бриллиантовом сиянии инея, как будто королева в драгоценном наряде.

Сапфировые тени, падающие на снег, похожи на кружева кораллов.

Нередко в тетради появляются целые отрывки из прочитанного произведения. Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои “находки” в класс.

Открытия детей используем на разных уроках. В этих же тетрадях дети записывают стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы, которые сочинили самостоятельно. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

∙  подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

∙  придумать слова и словосочетания на тему;

 ∙ составить предложения с заданным словом;

∙ составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.

Рисуночный кадр фильма

Очень часто вместе с детьми создаём устные диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и  понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, вожу детей на одно и то же место для наблюдений. Так появляются “Зимняя сказка”, “Майский лес”, “Красавица Осень”.


Перед глазами детей всегда плакат с вопросами:

  1. Что вы видите на картине?

  2. Что изображено в центре картины?

  3. Что вы видите на заднем плане картины?

  4. На каком фоне изображены предметы?

  5. Какое время года изображено на картине?

  6. Какой день изобразил художник на картине?

  7. Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему ?

  8. Какой цвет преобладает в картине?

  9. Почему художник дал такое название картине?

  10. Нравится ли вам эта картина? Почему?

  11. Какое настроение вызывает картина? Почему?

Традиционными стали мини-сочинения “Красота вокруг нас”. Герой сочинения – любой предмет, увиденный, замеченный детьми. На уроках использую открытки с пейзажами для мини–сочинений. Для творческого развития ценны сочинения по началу. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с Лесовиком, динозавриком, с осенним листиком и первым подснежником…

  Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя.   Решающая роль в этом принадлежит нам, учителям. Каждый должен понимать, что дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее, и нам надо направить эти способности в нужное русло творчества.