Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности путём художественно-творческой деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями»
О. В. ЧАПТЫКОВА
Научный руководитель: О.В. Евусяк, к.п.н.
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПУТЁМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
В современной системе образования наблюдается устойчивая тенденция к расширению инклюзивной практики, что предполагает интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. В этом огромную роль отводят изобразительному искусству в развитии всесторонней личности учащихся, через различные методы и формы художественных занятий, среди которых выделяют интерактивные приёмы. Они позволяют вывести ребёнка на позицию субъекта обучения, достичь двусторонней связи и взаимообогащению опыта участников.
Художественно-творческая деятельность играет важную роль в развитии личности ребёнка, особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Успешная интеграция и социальная адаптация требует разработки и внедрения эффективных педагогических технологий и методов, учитывающих специфику развития и обучения данной категории детей. Творческая деятельность путём использования интерактивных приёмов позволяет им выражать свои мысли и чувства, находить общий язык с окружающими, чувствовать себя увереннее и успешнее.
Существующие исследования часто носят фрагментарный характер и не дают целостного представления о возможностях и эффективности интерактивных методов. Необходима систематизация и обобщение существующих теоретических подходов и практического опыта в области использования интерактивных методов в обучении художественно-творческой деятельности детей с ООП. Это позволит создать теоретическую базу для разработки эффективных методик и технологий обучения.
Проявление творчества можно наблюдать в играх детей уже в раннем возрасте. (Бацбенкова) Однако важно учитывать, что не все методы и приёмы подходят для детей с особыми образовательными потребностями, поэтому педагог должен подбирать задания с учётом особенностей учащихся. Опора будет в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значения и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление. (Ильин) В процессе изучения темы выполнялись следующие задачи: проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу; подобрать педагогический и дидактический подходы, чтобы задания соответствовали возрастным особенностям детей, были понятными и выполнимыми; подобрать более подходящие виды творческой деятельности, что предотвращали бы переутомление, включали в себя переключение с одного вида работы на другой, обеспечили восприятие материала с различных сторон. А использование нетрадиционных техник, например, рисование пальчиками, ладонью, оттиск печатками, работой с природными материалами, имело вид игровых технологий для большей заинтересованности к занятиям.
Через художественную деятельность можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности учащегося и в конечном итоге успешно интегрировать ребёнка в общество. Психология творчества, которая в свете этих положений должна приобрести статус методологически конституирующей теории, а уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих (Е.П. Ильин/Психология творчества, креативности, одаренности /Питер, СПБ, 2009. С 390).
Интерактивное обучение позволяет вовлекать всех учеников в процесс познания, развивать коммуникативные умения и навыки, стимулировать самостоятельность. Дети не только развивают свои творческие способности, но и учатся применять знания и умения в различных ситуациях, развивают фантазию и наблюдательность. Интерактивное обучение делает процесс обучения более интересным, пробуждает интерес к познанию, повышает мотивацию. Ученики учатся взаимодействовать в команде, принимать решения, критически оценивать ситуацию.
Применение таких методов повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Библиографический список
1. Е.П. Ильин/Психология творчества, креативности, одаренности /Питер, СПБ, 2009. С 390 URL:http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf
2. Бабенкова Г.Н. Развитие личности дошкольника средствами искусства / Г.Н. Бабенкова, С.А. Бабенкова // Образование и воспитание. Международный научно-методический журнал. – 2022. – №1 (37). С. 1–4. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7023/