СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение познавательной активности путём художественно-творческой деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной системе образования наблюдается устойчивая тенденция к расширению инклюзивной практики, что предполагает интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. В этом огромную роль отводят изобразительному искусству в развитии всесторонней личности учащихся, через различные методы и формы художественных занятий, среди которых выделяют интерактивные приёмы. Они позволяют вывести ребёнка на позицию субъекта обучения, достичь двусторонней связи и взаимообогащению опыта участников.

Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности путём художественно-творческой деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями»



О. В. ЧАПТЫКОВА

Научный руководитель: О.В. Евусяк, к.п.н.


ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПУТЁМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


В современной системе образования наблюдается устойчивая тенденция к расширению инклюзивной практики, что предполагает интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. В этом огромную роль отводят изобразительному искусству в развитии всесторонней личности учащихся, через различные методы и формы художественных занятий, среди которых выделяют интерактивные приёмы. Они позволяют вывести ребёнка на позицию субъекта обучения, достичь двусторонней связи и взаимообогащению опыта участников.


Художественно-творческая деятельность играет важную роль в развитии личности ребёнка, особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Успешная интеграция и социальная адаптация требует разработки и внедрения эффективных педагогических технологий и методов, учитывающих специфику развития и обучения данной категории детей. Творческая деятельность путём использования интерактивных приёмов позволяет им выражать свои мысли и чувства, находить общий язык с окружающими, чувствовать себя увереннее и успешнее.

Существующие исследования часто носят фрагментарный характер и не дают целостного представления о возможностях и эффективности интерактивных методов. Необходима систематизация и обобщение существующих теоретических подходов и практического опыта в области использования интерактивных методов в обучении художественно-творческой деятельности детей с ООП. Это позволит создать теоретическую базу для разработки эффективных методик и технологий обучения.

Проявление творчества можно наблюдать в играх детей уже в раннем возрасте. (Бацбенкова) Однако важно учитывать, что не все методы и приёмы подходят для детей с особыми образовательными потребностями, поэтому педагог должен подбирать задания с учётом особенностей учащихся. Опора будет в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значения и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление. (Ильин) В процессе изучения темы выполнялись следующие задачи: проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу; подобрать педагогический и дидактический подходы, чтобы задания соответствовали возрастным особенностям детей, были понятными и выполнимыми; подобрать более подходящие виды творческой деятельности, что предотвращали бы переутомление, включали в себя переключение с одного вида работы на другой, обеспечили восприятие материала с различных сторон. А использование нетрадиционных техник, например, рисование пальчиками, ладонью, оттиск печатками, работой с природными материалами, имело вид игровых технологий для большей заинтересованности к занятиям.

Через художественную деятельность можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности учащегося и в конечном итоге успешно интегрировать ребёнка в общество. Психология творчества, которая в свете этих положений должна приобрести статус методологически конституирующей теории, а уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих (Е.П. Ильин/Психология творчества, креативности, одаренности /Питер, СПБ, 2009. С 390).

Интерактивное обучение позволяет вовлекать всех учеников в процесс познания, развивать коммуникативные умения и навыки, стимулировать самостоятельность. Дети не только развивают свои творческие способности, но и учатся применять знания и умения в различных ситуациях, развивают фантазию и наблюдательность. Интерактивное обучение делает процесс обучения более интересным, пробуждает интерес к познанию, повышает мотивацию. Ученики учатся взаимодействовать в команде, принимать решения, критически оценивать ситуацию.

Применение таких методов повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. 


Библиографический список

1. Е.П. Ильин/Психология творчества, креативности, одаренности /Питер, СПБ, 2009. С 390 URL:http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf

2. Бабенкова Г.Н. Развитие личности дошкольника средствами искусства / Г.Н. Бабенкова, С.А. Бабенкова // Образование и воспитание. Международный научно-методический журнал.2022.№1 (37). С. 14. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7023/