СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение познавательной активности учщихся на уроках МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности учщихся на уроках МХК»

Повышение познавательной активности учащихся на уроках МХК из опыта работы учителя  ГОУ «Свердловский лицей № 1» Бариновой Анастасии Сергеевны

Повышение познавательной активности учащихся

на уроках МХК

из опыта работы учителя

ГОУ «Свердловский лицей № 1»

Бариновой Анастасии Сергеевны

Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей.

Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей.

 Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке.

Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке.

В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от  познавательной активности самого обучающегося .

В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от  познавательной активности самого обучающегося .

Поставить ученика в позицию активного участия в процессе обучения можно несколькими способами, среди которых выделяются два:   на основе интереса к содержанию занятий  на основе увлекательного способа изучения предмета.   Идеальной можно считать ситуацию, когда реализуются оба способа, именно тогда изучение предмета приводит к максимальному успеху.

Поставить ученика в позицию активного участия в процессе обучения можно несколькими способами, среди которых выделяются два: на основе интереса к содержанию занятий на основе увлекательного способа изучения предмета. Идеальной можно считать ситуацию, когда реализуются оба способа, именно тогда изучение предмета приводит к максимальному успеху.

   Для полноты понимания учащимися нового материала уроки следует начинать с «погружения» в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым, помогая детям не только узнавать, но и познавать искусство, «читать» язык архитектуры, «видеть» и чувствовать музыку повседневности.

   Для полноты понимания учащимися нового материала уроки следует начинать с «погружения» в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым, помогая детям не только узнавать, но и познавать искусство, «читать» язык архитектуры, «видеть» и чувствовать музыку повседневности.

Например, на уроке, представленном для фестиваля, первоначально рассматриваются исторические предпосылки возникновения стиля на примере истории Франции – завершение правления Людовика XIV, регентство Филиппа Орлеанского, приход к власти Людовика XV.

Например, на уроке, представленном для фестиваля, первоначально рассматриваются исторические предпосылки возникновения стиля на примере истории Франции – завершение правления Людовика XIV, регентство Филиппа Орлеанского, приход к власти Людовика XV.

Изучая тему : «Чарующее очарование рококо» мы делаем акцент на том, что культуру рококо пронизывает скрытое ощущение тревоги ,  несмотря на то, что время рококо - это эпоха практической реализации принципов эпикуреизма и гедонизма, а отличительными чертами, условно говоря, мировоззрения рококо являются умение радоваться жизни, видеть «поэзию» в «правде» повседневности. Это как финальный пир перед стремительным падением – в данном случае Французской революцией.

Изучая тему : «Чарующее очарование рококо» мы делаем акцент на том, что культуру рококо пронизывает скрытое ощущение тревоги ,  несмотря на то, что время рококо - это эпоха практической реализации принципов эпикуреизма и гедонизма, а отличительными чертами, условно говоря, мировоззрения рококо являются умение радоваться жизни, видеть «поэзию» в «правде» повседневности. Это как финальный пир перед стремительным падением – в данном случае Французской революцией.

 Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов.   Ретроспективные - связи данной темы с ранее изложенными.  Перспективные связи - с теми, которые еще предстоит изложить.    Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала.   Например, урок, представленный для конкурса, начинается с актуализации знаний по теме «Барокко».

Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные - связи данной темы с ранее изложенными. Перспективные связи - с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала. Например, урок, представленный для конкурса, начинается с актуализации знаний по теме «Барокко».

 На уроке учащиеся работают в группах . Работа в группах — метод, позволяющий активизировать познавательные интересы учащихся.Ребята учатся сотрудничать друг с другом, приобретают веру в свои возможности. Происходит мобилизация всей группы и каждого ученика. Кроме того оценки на уроках такого типа зарабатываются в основном группой.   Это происходит для того, чтобы отстающие дети не унывали, а чувствовали себя комфортно. У них есть шанс на каждом этапе включиться в продуктивную творческую деятельность и успешно ее выполнить. Оцениваются не выученные знания, а продуктивность научной и творческой работы группы в целом.

На уроке учащиеся работают в группах . Работа в группах — метод, позволяющий активизировать познавательные интересы учащихся.Ребята учатся сотрудничать друг с другом, приобретают веру в свои возможности. Происходит мобилизация всей группы и каждого ученика. Кроме того оценки на уроках такого типа зарабатываются в основном группой. Это происходит для того, чтобы отстающие дети не унывали, а чувствовали себя комфортно. У них есть шанс на каждом этапе включиться в продуктивную творческую деятельность и успешно ее выполнить. Оцениваются не выученные знания, а продуктивность научной и творческой работы группы в целом.

 Интерактивное обучение можно осуществлять  в парах,  в микрогруппах,  в малых группах,  поскольку создается атмосфера сотрудничества, развития коммуникативных качеств, предусматривается совместное решение проблем.

Интерактивное обучение можно осуществлять в парах, в микрогруппах, в малых группах, поскольку создается атмосфера сотрудничества, развития коммуникативных качеств, предусматривается совместное решение проблем.

Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции.  С ними можно работать на всех этапах урока.  На уроке «Чарующее очарование рококо» учащиеся работают с дополнительными источниками – репродукциями картин, источниками информации. При этом у них формируются навыки анализа произведения искусства, отбора информации, ее систематизации, компоновки материала, ясного донесения информации до слушателя

Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока. На уроке «Чарующее очарование рококо» учащиеся работают с дополнительными источниками – репродукциями картин, источниками информации. При этом у них формируются навыки анализа произведения искусства, отбора информации, ее систематизации, компоновки материала, ясного донесения информации до слушателя

Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности    Качество проведения занятий МХК напрямую зависит от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:   - повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;  - организуют и направляют восприятие;  - обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;  - создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;  - активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;  - являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;  - иллюстрируют связь теории с практикой;

Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности Качество проведения занятий МХК напрямую зависит от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события; - организуют и направляют восприятие; - обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность; - создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации; - активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности; - являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний; - иллюстрируют связь теории с практикой;

 При изучении темы «Чарующее очарование рококо» учащиеся, знакомятся с видеоматериалом, иллюстрирующим стиль эпохи рококо. Материал был смонтирован мною из фрагментов кинофильма .   Просмотр видеоматериала позволяет преодолевать существующие временные и пространственные границы, показывает изучаемые явления в развитии, динамике.

При изучении темы «Чарующее очарование рококо» учащиеся, знакомятся с видеоматериалом, иллюстрирующим стиль эпохи рококо. Материал был смонтирован мною из фрагментов кинофильма . Просмотр видеоматериала позволяет преодолевать существующие временные и пространственные границы, показывает изучаемые явления в развитии, динамике.

Виртуальная экскурсия - методически продуманный показ определенных объектов и явлений действительности в рамках изучаемой темы.

Виртуальная экскурсия - методически продуманный показ определенных объектов и явлений действительности в рамках изучаемой темы.

Лия Михайловна Предтеченская справедливо считала, что  «не каждому ребенку суждено стать писателем, художником, музыкантом, режиссером, но каждый из них способен стать тонким и вдумчивым ценителем искусства».

Лия Михайловна Предтеченская справедливо считала, что «не каждому ребенку суждено стать писателем, художником, музыкантом, режиссером, но каждый из них способен стать тонким и вдумчивым ценителем искусства».