Повышение познавательной активности учащихся
на уроках МХК
из опыта работы учителя
ГОУ «Свердловский лицей № 1»
Бариновой Анастасии Сергеевны
Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей.
Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке.
В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося .
Поставить ученика в позицию активного участия в процессе обучения можно несколькими способами, среди которых выделяются два: на основе интереса к содержанию занятий на основе увлекательного способа изучения предмета. Идеальной можно считать ситуацию, когда реализуются оба способа, именно тогда изучение предмета приводит к максимальному успеху.
Для полноты понимания учащимися нового материала уроки следует начинать с «погружения» в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым, помогая детям не только узнавать, но и познавать искусство, «читать» язык архитектуры, «видеть» и чувствовать музыку повседневности.
Например, на уроке, представленном для фестиваля, первоначально рассматриваются исторические предпосылки возникновения стиля на примере истории Франции – завершение правления Людовика XIV, регентство Филиппа Орлеанского, приход к власти Людовика XV.
Изучая тему : «Чарующее очарование рококо» мы делаем акцент на том, что культуру рококо пронизывает скрытое ощущение тревоги , несмотря на то, что время рококо - это эпоха практической реализации принципов эпикуреизма и гедонизма, а отличительными чертами, условно говоря, мировоззрения рококо являются умение радоваться жизни, видеть «поэзию» в «правде» повседневности. Это как финальный пир перед стремительным падением – в данном случае Французской революцией.
Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные - связи данной темы с ранее изложенными. Перспективные связи - с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала. Например, урок, представленный для конкурса, начинается с актуализации знаний по теме «Барокко».
На уроке учащиеся работают в группах . Работа в группах — метод, позволяющий активизировать познавательные интересы учащихся.Ребята учатся сотрудничать друг с другом, приобретают веру в свои возможности. Происходит мобилизация всей группы и каждого ученика. Кроме того оценки на уроках такого типа зарабатываются в основном группой. Это происходит для того, чтобы отстающие дети не унывали, а чувствовали себя комфортно. У них есть шанс на каждом этапе включиться в продуктивную творческую деятельность и успешно ее выполнить. Оцениваются не выученные знания, а продуктивность научной и творческой работы группы в целом.
Интерактивное обучение можно осуществлять в парах, в микрогруппах, в малых группах, поскольку создается атмосфера сотрудничества, развития коммуникативных качеств, предусматривается совместное решение проблем.
Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока. На уроке «Чарующее очарование рококо» учащиеся работают с дополнительными источниками – репродукциями картин, источниками информации. При этом у них формируются навыки анализа произведения искусства, отбора информации, ее систематизации, компоновки материала, ясного донесения информации до слушателя
Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности Качество проведения занятий МХК напрямую зависит от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события; - организуют и направляют восприятие; - обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность; - создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации; - активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности; - являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний; - иллюстрируют связь теории с практикой;
При изучении темы «Чарующее очарование рококо» учащиеся, знакомятся с видеоматериалом, иллюстрирующим стиль эпохи рококо. Материал был смонтирован мною из фрагментов кинофильма . Просмотр видеоматериала позволяет преодолевать существующие временные и пространственные границы, показывает изучаемые явления в развитии, динамике.
Виртуальная экскурсия - методически продуманный показ определенных объектов и явлений действительности в рамках изучаемой темы.
Лия Михайловна Предтеченская справедливо считала, что «не каждому ребенку суждено стать писателем, художником, музыкантом, режиссером, но каждый из них способен стать тонким и вдумчивым ценителем искусства».