Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад № 32 «Дюймовочка»
Повышение правовой грамотности детей, родителей, педагогов
презентация опыта работы
старшего воспитателя Крачковской Л.В
Ребенок, который переносит меньше оскорблений,
вырастает человеком, более сознающим свое достоинство .
Николай Гаврилович Чернышевский.
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития
человечества в будущем.
Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка,
не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же,
как много веков назад.
Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней
становятся инвалидами сорок тысяч детей.
Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность.
Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются
автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни — общественной,
политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.
Положение детей в России с наступлением XXI века
вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей
больных и оставшихся без попечительства родителей;
малолетних алкоголиков, наркоманов; не посещающих школу
в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д.
Нарушается одно из основных прав ребенка право на
полноценное детство.
Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и
дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не
только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и
унижение, издевательства, различные формы пренебрежения,
которые ранят детскую душу.
Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра.
Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей
не будет воспитано на уважении прав детей .
В нашем дошкольном учреждении сделаны первые шаги по решению этой проблемы. Воспитательно-образовательная работа организована в трех направлениях:
- с педагогами по повышению уровня правовых знаний;
- с детьми по темам: «Моя семья»; «Я имею права»
- с родителями по темам: «Мой ребёнок» «Право на жизнь без насилия»
(о недопустимости физических наказаний в семье);
«Родительские обязанности» (о том, что оба родителя несут общую и
одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка).
Бесспорно, новизна проблемы вызвала определённые сложности в организации этой работы. Своеобразие её заключалось в слабом научно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса и недостаточном уровне подготовленности специалистов по этой проблеме. Поэтому в первую очередь усилия педагогов мы направили на изучение нормативно-правовой документации и существующие методические рекомендации и пособия по ознакомлению с Конвенцией о правах ребёнка.
Защита прав детей – это дело всего общества.
Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно
осознать. Вместе с тем более 5 лет существуют программы и
пособия для детей старшего дошкольного возраста по
знакомству с правами человека и правами ребенка.
Среди авторов наиболее популярны Давыдова О.И.,
Вялкова С.М. С. Шабельнин и А. Усачев, П. Астахов и др.
Предварительная работа
Разработана программа по ознакомлению дошкольников с правами: «Я ребенок и я имею права» , которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Очень важно , что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Концепция (принципы работы)
1 Праксиологический (деятельностный) подход . Правовое воспитание
должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;
2 Интегративный подход предполагает , что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;
3 Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона.
В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства Крыма, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитии Республики, города Керчи;
4 Принцип взаимодей ствия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образователь- ного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Работа с детьми
Опираясь на пособия и технологии Давыдовой О.И., Вялковой С.М.
«Беседы об ответственности и правах ребенка» для работы с дошкольниками,
а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста,
коллективом дошкольного учреждения была начата работа по знакомству детей с
правами ребенка. Был разработан цикл занятий с использованием ИКТ . Работа с видео позволяет наглядно - подробно обсудить каждое право и закрепить
полученные представления детей. Было решено, что ввести ребенка в проблему
поможет «старая сказка на новый лад». Было необходимо выбрать хорошо
знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает определенные социальные явления.
Этим требованиям отвечают многие произведения, например,
«Три поросенка» - право на жильё,
«Красная Шапочка» , «Волк и семеро козлят» - право на жизнь,
«Буратино» - право на образование,
«Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища,
«Золушка» - право на отдых,
«Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т. д.
Цикл включал непосредственно организованную деятельность,
беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую
деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.
Беседы на этические темы:
«Приятного аппетита» ,
«Не подарок дорог, а внимание» ,
«Чтобы гости не скучали» .
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,
«Путешествие», «Экскурсия» и т.п.
Дидактические игры: "Я имею право... "
"Чьи права нарушены?",
"Назови права героев", "Выбери право".
Фрагмент дидактической игры с детьми
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков
«Обратись по имени»,
«Назови имя девочки (мальчика)
«Мои друзья, мои родственники»
«Поможем Золушке» и т.п.
Проблемно–поисковая деятельность
(разрешение различных ситуаций):
надо решить проблемные задачи
путем поиска решений от своего
имени или имени героя:
если бы я был гадким утенком...,
если бы я поймал золотую рыбку...,
если бы я вдруг превратился в...
и отгадывание загадок.
К сожалению, основные документы по защите прав ребёнка написаны
«взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная
задача воспитателей и родителей – доступно знакомить с правами и
обязанностями ребёнка, а при выборе формы обучения донести смысл,
опасность нарушения прав человека , при этом, не исказив их
содержания.
Мы стараемся знакомить дошкольников с правами ребёнка во всех видах деятельности, что позволяет детям наиболее полно усвоить понятия, реализовать свои возможности и удовлетворить потребности в самоутверждении. Применение сказочной тематики, видео материалов, мультфильмов, игр-драматизаций, дидактических игр помогает ребёнку сосредоточиться, легче запомнить материал, эмоционально окрашивая его .
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленного правового воспитания должно быть
сформировано такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность,
инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,
(ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными
способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей), а
также приобретает навыки произвольного контролирования своего
поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное
отношение к себе и окружающим,
к природе;
- пробуждает и совершенствует
интерес к себе, своему внутреннему
миру, системе потребностей, интересов,
что служит одной из психологических
основ самосовершенствования.
Работа с родителями
Реализация образовательных задач требует тесного взаимодействия педагогов с родителями
воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого
педагогического процесса ДОУ.
Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей.
Поэтому важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию
правового сознания.
Основные задачи работы с родителями:
- создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью
развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня
родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);
- обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.
Принципы работы с родителями
- Целенаправленность, систематичность, плавность;
- Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом
специфики каждой семьи;
Формы работы с родителями
Групповые и индивидуальные
Презентация и видеофильмы
Конкурсы
Выставки
Анкетирование
Собрания
Консультации
Участие родителей в
методических мероприятиях
Беседы
Обсуждение результатов
Консультации
Работа с педагогами.
Разъяснение основных положений
Конвенции ООН о правах ребенка
1. Проведение обучающих семинаров-практикумов.
2. Групповые и индивидуальные
консультации.
3. Обобщение передового опыта и
оказание методической помощи при
взаимной реализации программы по
правовому воспитанию дошкольников.
ВЫВОД
Педагог в современных условиях становится активным участником правовой
политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры дошкольников.
От самого педагога требуется неукоснительное соблюдение прав участников
образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ
взаимоотношений. Только в этом случае дети смогут освоить положительный
опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного
поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.
Перспектива дальнейшей работы :
- в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального
подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей
дошкольного возраста;
- создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в
образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры;
- выработке действенного механизма правового просвещения родителей и
создания условий для правового воспитания в условиях семьи.