СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение правовой грамотности родителей дошкольников и педагогов ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра.

Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей

не будет воспитано на уважении прав детей.

Опираясь на пособия и технологии  Давыдовой О.И., Вялковой С.М.

«Беседы об ответственности и правах ребенка» для работы с дошкольниками,

а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста,

коллективом дошкольного учреждения была начата работа по знакомству детей с

правами ребенка.  

Просмотр содержимого документа
«Повышение правовой грамотности родителей дошкольников и педагогов ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города Керчи Республики Крым «Детский сад № 32 «Дюймовочка» Повышение правовой грамотности детей, родителей, педагогов презентация опыта работы старшего воспитателя Крачковской Л.В

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад № 32 «Дюймовочка»

Повышение правовой грамотности детей, родителей, педагогов

презентация опыта работы

старшего воспитателя Крачковской Л.В

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство .  Николай Гаврилович Чернышевский.  С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений,

вырастает человеком, более сознающим свое достоинство .

Николай Гаврилович Чернышевский.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития

человечества в будущем.

 Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад.  Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни — общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка,

не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же,

как много веков назад.

Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней

становятся инвалидами сорок тысяч детей.

Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность.

Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются

автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни — общественной,

политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.

Положение детей в России с наступлением XXI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков, наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д.  Нарушается одно из основных прав ребенка право на полноценное детство. Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Положение детей в России с наступлением XXI века

вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей

больных и оставшихся без попечительства родителей;

малолетних алкоголиков, наркоманов; не посещающих школу

в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д.

Нарушается одно из основных прав ребенка право на

полноценное детство.

Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и

дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не

только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и

унижение, издевательства, различные формы пренебрежения,

которые ранят детскую душу.

Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра. Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей не будет воспитано на уважении прав детей .

Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра.

Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей

не будет воспитано на уважении прав детей .

 В нашем дошкольном учреждении сделаны первые шаги по решению этой проблемы. Воспитательно-образовательная работа организована в трех направлениях: с педагогами по повышению уровня правовых знаний; с детьми по темам: «Моя семья»; «Я имею права» с родителями по темам: «Мой ребёнок» «Право на жизнь без насилия» (о недопустимости физических наказаний в семье); «Родительские обязанности» (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка).  Бесспорно, новизна проблемы вызвала определённые сложности в организации этой работы.  Своеобразие её заключалось в слабом научно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса и недостаточном уровне подготовленности специалистов по этой проблеме. Поэтому в первую очередь усилия педагогов мы направили на изучение нормативно-правовой документации и существующие методические рекомендации и пособия по ознакомлению с Конвенцией о правах ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении сделаны первые шаги по решению этой проблемы. Воспитательно-образовательная работа организована в трех направлениях:

  • с педагогами по повышению уровня правовых знаний;
  • с детьми по темам: «Моя семья»; «Я имею права»
  • с родителями по темам: «Мой ребёнок» «Право на жизнь без насилия»

(о недопустимости физических наказаний в семье);

«Родительские обязанности» (о том, что оба родителя несут общую и

одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка).

Бесспорно, новизна проблемы вызвала определённые сложности в организации этой работы.  Своеобразие её заключалось в слабом научно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса и недостаточном уровне подготовленности специалистов по этой проблеме. Поэтому в первую очередь усилия педагогов мы направили на изучение нормативно-правовой документации и существующие методические рекомендации и пособия по ознакомлению с Конвенцией о правах ребёнка.

Защита прав детей – это дело всего общества.   Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Вместе с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка.  Среди авторов наиболее популярны Давыдова О.И., Вялкова С.М. С. Шабельнин и А. Усачев, П. Астахов и др.

Защита прав детей – это дело всего общества.

Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно

осознать. Вместе с тем более 5 лет существуют программы и

пособия для детей старшего дошкольного возраста по

знакомству с правами человека и правами ребенка.

Среди авторов наиболее популярны Давыдова О.И.,

Вялкова С.М. С. Шабельнин и А. Усачев, П. Астахов и др.

Предварительная работа Разработана программа по ознакомлению дошкольников с правами:  «Я ребенок и я имею права» , которая включает в себя обучение и воспитание в их  неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами  общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по  правовому воспитанию учитывались возрастные особенности дошкольников, в  частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует  эффективному познанию окружающего мира. Очень важно , что ребенок руководствуется  в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и  устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций,  получаемых ребенком.

Предварительная работа

Разработана программа по ознакомлению дошкольников с правами: «Я ребенок и я имею права» , которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Очень важно , что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Концепция (принципы работы)

1 Праксиологический (деятельностный) подход . Правовое воспитание

должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

2 Интегративный подход предполагает , что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;

3 Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона.

В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства Крыма, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитии Республики, города Керчи;

4 Принцип взаимодей ствия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образователь- ного учреждения, просвещение их в области прав человека.

Работа с детьми   Опираясь на пособия и технологии Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» для работы с дошкольниками, а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, коллективом дошкольного учреждения была начата работа по знакомству детей с правами ребенка. Был разработан цикл занятий с использованием ИКТ . Работа с видео позволяет наглядно - подробно обсудить каждое право и закрепить  полученные представления детей. Было решено, что ввести ребенка в проблему поможет «старая сказка на новый лад». Было необходимо выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает определенные социальные явления.

Работа с детьми

Опираясь на пособия и технологии Давыдовой О.И., Вялковой С.М.

«Беседы об ответственности и правах ребенка» для работы с дошкольниками,

а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста,

коллективом дошкольного учреждения была начата работа по знакомству детей с

правами ребенка. Был разработан цикл занятий с использованием ИКТ . Работа с видео позволяет наглядно - подробно обсудить каждое право и закрепить

полученные представления детей. Было решено, что ввести ребенка в проблему

поможет «старая сказка на новый лад». Было необходимо выбрать хорошо

знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает определенные социальные явления.

Этим требованиям отвечают многие произведения, например,  «Три поросенка»  - право на жильё, «Красная Шапочка» ,  «Волк и семеро козлят» - право на жизнь,  «Буратино»  - право на образование,  «Заюшкина избушка»  - право на неприкосновенность жилища, «Золушка»  - право на отдых,  «Доктор Айболит»  - право на медицинскую помощь и т. д. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Беседы на этические темы: «Приятного аппетита» ,   «Не подарок дорог, а внимание» ,  «Чтобы гости не скучали» . Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п. Дидактические игры:

Этим требованиям отвечают многие произведения, например, 

«Три поросенка»  - право на жильё,

«Красная Шапочка»«Волк и семеро козлят» - право на жизнь, 

«Буратино»  - право на образование, 

«Заюшкина избушка»  - право на неприкосновенность жилища,

«Золушка»  - право на отдых, 

«Доктор Айболит»  - право на медицинскую помощь и т. д.

Цикл включал непосредственно организованную деятельность,

беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую

деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.

Беседы на этические темы:

«Приятного аппетита» ,

  «Не подарок дорог, а внимание»

«Чтобы гости не скучали» .

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,

«Путешествие», «Экскурсия» и т.п.

Дидактические игры: "Я имею право... " 

"Чьи права нарушены?",

"Назови права героев", "Выбери право".

Фрагмент дидактической игры с детьми

Фрагмент дидактической игры с детьми

Игры и упражнения на развитие  эмоциональной сферы,  коммуникативных умений и навыков     «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика) «Мои друзья, мои родственники» «Поможем Золушке» и т.п.  Проблемно–поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций):  надо решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в...  и отгадывание загадок.  

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков  

«Обратись по имени»,

«Назови имя девочки (мальчика)

«Мои друзья, мои родственники»

«Поможем Золушке» и т.п. 

Проблемно–поисковая деятельность

(разрешение различных ситуаций): 

надо решить проблемные задачи

путем поиска решений от своего

имени или имени героя:

если бы я был гадким утенком...,

если бы я поймал золотую рыбку...,

если бы я вдруг превратился в...

и отгадывание загадок.

 

 К сожалению, основные документы по защите прав ребёнка написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно знакомить с правами и обязанностями ребёнка, а при выборе формы обучения донести смысл, опасность нарушения прав человека , при этом, не исказив их содержания.  Мы стараемся знакомить дошкольников с правами ребёнка во всех видах деятельности, что позволяет детям наиболее полно усвоить понятия, реализовать свои возможности и удовлетворить потребности в самоутверждении. Применение сказочной тематики, видео материалов, мультфильмов, игр-драматизаций, дидактических игр помогает ребёнку сосредоточиться, легче запомнить материал, эмоционально окрашивая его .

К сожалению, основные документы по защите прав ребёнка написаны

«взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная

задача воспитателей и родителей – доступно знакомить с правами и

обязанностями ребёнка, а при выборе формы обучения донести смысл,

опасность нарушения прав человека , при этом, не исказив их

содержания.

Мы стараемся знакомить дошкольников с правами ребёнка во всех видах деятельности, что позволяет детям наиболее полно усвоить понятия, реализовать свои возможности и удовлетворить потребности в самоутверждении. Применение сказочной тематики, видео материалов, мультфильмов, игр-драматизаций, дидактических игр помогает ребёнку сосредоточиться, легче запомнить материал, эмоционально окрашивая его .

Ожидаемые результаты   В результате целенаправленного  правового воспитания должно быть сформировано такое усвоение прав и гражданское поведение, которое: формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения; позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей), а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Ожидаемые результаты

В результате целенаправленного  правового воспитания должно быть

сформировано такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

  • формирует высокие нравственные личностные качества: активность,

инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

  • позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,  

(ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными

способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей), а

также приобретает навыки произвольного контролирования своего

поведения и управления им;

  • обеспечивает ответственное

отношение к себе и окружающим,

к природе;

  • пробуждает и совершенствует

интерес к себе, своему внутреннему

миру, системе потребностей, интересов,

что служит одной из психологических

основ самосовершенствования.

Работа с родителями Реализация образовательных задач требует тесного взаимодействия педагогов с родителями  воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого педагогического процесса ДОУ. Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Поэтому важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания. Основные задачи работы с родителями: создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью  развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения); - обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье. Принципы работы с родителями Целенаправленность, систематичность, плавность; Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом  специфики каждой семьи;

Работа с родителями

Реализация образовательных задач требует тесного взаимодействия педагогов с родителями

воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого

педагогического процесса ДОУ.

Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей.

Поэтому важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию

правового сознания.

Основные задачи работы с родителями:

  • создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью

развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня

родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);

- обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плавность;
  • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом

специфики каждой семьи;

Формы работы с родителями Групповые и индивидуальные Презентация и видеофильмы Конкурсы Выставки Анкетирование     Собрания Консультации Участие родителей в методических мероприятиях Беседы Обсуждение результатов Консультации

Формы работы с родителями

Групповые и индивидуальные

Презентация и видеофильмы

Конкурсы

Выставки

Анкетирование

 

 

Собрания

Консультации

Участие родителей в

методических мероприятиях

Беседы

Обсуждение результатов

Консультации

Работа с педагогами.   Разъяснение основных положений Конвенции ООН о правах ребенка 1. Проведение обучающих семинаров-практикумов. 2. Групповые и индивидуальные консультации. 3. Обобщение передового опыта и оказание методической помощи при взаимной реализации программы по правовому воспитанию дошкольников.

Работа с педагогами.

Разъяснение основных положений

Конвенции ООН о правах ребенка

1. Проведение обучающих семинаров-практикумов.

2. Групповые и индивидуальные

консультации.

3. Обобщение передового опыта и

оказание методической помощи при

взаимной реализации программы по

правовому воспитанию дошкольников.

ВЫВОД Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры дошкольников. От самого педагога требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ взаимоотношений. Только в этом случае дети смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.  Перспектива дальнейшей работы :  в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста; создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры; выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.    

ВЫВОД

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой

политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры дошкольников.

От самого педагога требуется неукоснительное соблюдение прав участников

образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ

взаимоотношений. Только в этом случае дети смогут освоить положительный

опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного

поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

Перспектива дальнейшей работы : 

  • в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального

подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей

дошкольного возраста;

  • создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в

образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры;

  • выработке действенного механизма правового просвещения родителей и

создания условий для правового воспитания в условиях семьи.