СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение профессиональной компетентности педагога средствами инновационных управленческих технологий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы из опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагога средствами инновационных управленческих  технологий"  представлен на методической студии "Этюд"

Просмотр содержимого документа
«Повышение профессиональной компетентности педагога средствами инновационных управленческих технологий»

Повышение профессиональной компетентности педагога средствами инновационных управленческих технологий

Латышева С.А., заместитель директора по УВР МОУ «СШ № 57»


«Не дай Вам Бог жить во время перемен», - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …

Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени».

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы учителя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является методическая работа.

Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой - важное звено непрерывного образования педагогических кадров.

На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его профессиональной компетентности.

Ведущими принципами методической работы, безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.

Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога - поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.

Какие же управленческие технологии будут способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов?

Технология учебно-методической игры: способствует развитию интереса учителей к инновационной деятельности за счёт введения игровых элементов в структуру методической работы.

В соответствии с рекомендациями доктора педагогических наук Сергея Николаевича Митина, учебно-методические игры в технологии подразделяются на три основных вида:

-     имитационные упражнения (содержание игровой деятельности составляет выполнение отдельных операций; цель – закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на важном аспекте педагогической деятельности); 
-     анализ педагогических ситуаций (цель таких игр заключается в знакомстве с ситуацией, принятии решений и выработке оптимальной модели своего поведения в подобных ситуациях); 

-     комплексные имитации педагогической деятельности и последствий принимаемых педагогом решений.

Для каждого вида игр в технологии предусмотрен специальный алгоритм подготовки и реализации.

Внедрение технологий творческих коалиций позволяет нам создавать мобильные группы для решения оперативно-тактических конкретных задач, которые держат целевую линию развития школы, решают конкретные задачи, возникающие по ходу деятельности.

В практике методической работы школы используется также технология проектных команд – разновидность модульной технологии управления. Маленькая команда как основной элемент организационной культуры таит в себе большие возможности. Именно командный метод работы позволяет без специальных материальных затрат добиваться успехов в развитии каждой личности. Педагог – человек команды, умеет слушать, уважать мнение другого.

А теперь проанализируем рейтинг востребованности некоторых форм выше названных технологий в методической работе педагогами школы.

Небольшое исследование, целью которого было выявление эффективность организации методической работы в школе, проведенное в 2014 и в 2018 годах, показало, что за четыре года налицо переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования. А это значит: существенно изменилось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, возросла доля педагогов с развитым самосознанием, которые способны принимать участие в технологических, организационных, социальных инновационных мероприятиях.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью форм и методов представленных выше управленческих технологий.

Естественно, выбор форм методической работы зависит от образования, уровня квалификации, педагогического стажа педагогических работников и, в первую очередь, от поставленной цели.

Рассмотрим и проанализируем таблицу.

Таблица 1. Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, Школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские, решение педагогических задач, творческая лаборатория, педагогическое «ателье»

Развитие креативных способностей

Творческие группы, конкурсы, творческие отчеты, педагогический КВН

Становление стиля педагогической деятельности

Мастер-классы, тренинги, устный журнал, круглый стол

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы, методический диалог

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары, ярмарка педагогических идей, разработка методического портфеля

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары, банк идей, аукцион


По итогам диагностики наивысшую оценку педагогов получили такие формы работы школьной методической службы как тренинги, методический диалог, дискуссионные качели, фестиваль педагогических идей, творческая лаборатория.

Расскажу о некоторых из них.

Дискуссионные качели. Учителям предложено объединиться в 2 группы и защитить противоположные мнения по теме «Технологическая карта урока. За и против».

Тренинг «Технологии педагогического взаимодействия». После квик-настройки учителям предложены упражнения

- «Контроль и управление»: по желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы – роли младших школьников. Каждый «ученик» получает от психолога карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Член группы в роли учителя обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в классе. После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре учителем для установления классной дисциплины, какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат.

После группового обсуждения проигрывается ситуация «Как успокоить класс за 5 минут», в которой учитель стремится использовать те приемы и средства, которые были высказаны в группе и показались ему наиболее эффективными и полезными.

- «Договор»: участники делятся на 3 группы: «учителя», «ученики», «родители»; ситуация: учащиеся – старшеклассники предлагают классному руководителю в один из выходных дней выехать со всем классом за город на турбазу с ночевкой. Классный руководитель соглашается при условии, что поедут и несколько родителей. Родители отказываются. В данной ситуации различие интересов сторон может привести к конфликту.

- «Мои коллеги»: психолог предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: учитель обращается к своему коллеге с просьбой подменить его в течение одного-двух дней из-за болезни или вынужденного отъезда.

Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны учителем для выражения своей просьбы, почему один учитель пошел ему навстречу, а другой - нет (если это произошло в игре).

Мастер-классы. Эту форму работы активно используют учителя-филологи. Были проведены мастер-классы по темам «Творческие работы учащихся нетрадиционных жанров», «Использование ИКТ для обеспечения качества образования», «Формирование знаний и умений учащихся через использование тест-технологии», «Стимулирование филологической одаренности учащихся средствами ИКТ».

Результаты работы методического объединения по итогам года представлены на конкурсе стенгазет МО или в форме проведения устного журнала «Педагогические вести», на страницах которого отражены теоретические и практические вопросы; фотоотчеты и видеоматериалы иллюстрировали деятельность педагогов.

В ходе проведения методического фестиваля педагоги провели серию открытых уроков, обменялись опытом работы по внедрению новых педагогических технологий, провели мастер-классы. Итогом мероприятия стало награждение активных и творческих педагогов.

В 2017-2018 годах на базе школы работала городская творческая лаборатория учителей начальных классов «Здоровый ребенок - здоровая нация». На заседаниях лаборатории был представлен опыт работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий с использованием активных и интерактивных форм: решение педагогических задач, деловая игра, «киношкола» (был отснят урок физической культуры в 1 классе, педагогам было предложено осуществить анализ урока с позиций учителя физической культуры, медицинской сестры, классного руководителя, администрации), «педагогическая мастерская (педагоги-мастера знакомили членов лаборатории с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности). Каждый участник разработал методический портфель по теме, принял участие в выпуске методического пособия «Двигательная активность младших школьников».

С молодыми специалистами в рамках Школы молодого учителя эффективными стали консультации-парадоксы, консультации с запланированными ошибками, имитационные игры, прием «Скорая помощь».

Следует отметить, что даже традиционный педагогический совет с использованием интерактивных и информационных технологий, превращается в Школу педагогического мастерства, деловую игру, круглый стол, диспут.

Январский педсовет по теме «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся» был проведен с использованием следующим форм:

- деловая игра (метод инсценировки) – заседание комиссии ПМПК, где врач, дефектолог, логопед, социальный педагог, родители, учитель обсуждали проблему ученика-Колобка, выявляли проблемы и предлагали пути решения;

- «дискуссионные качели» – участники групп защищали противоположные точки зрения: положительное и отрицательное воздействие дифференциации на ученика;

- «киношкола» – педагогам предложен ряд фрагментов из мультфильмов о неуспевающих учениках, после просмотра предложено обсудить причины неуспеваемости, поведения.

Также следует отметить, что уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В школе созданы все необходимые условия для использования учителями ИТ в педагогической деятельности: материально-технические условия (оборудованы 2 компьютерных класса, в кабинетах секретаря, директора, заместителей директора, библиотеки есть ноутбуки с подключением в Интернету), создано единое информационно-образовательное пространство школы (сайт школы, библиотеки, группа ученического самоуправления, группы классов в Контакте), педагоги могут получать методическую помощь не только в методическом кабинете школе и в виртуальном методическом кабинете на сайте школы.

Можно выделить следующие виды деятельности педагогов с использованием ИТ: урочная деятельность, внеурочная, научно-методическая, научно-исследовательская.


Для научно-методической и научно исследовательской деятельности педагоги активно используют возможности виртуального методического кабинета.

Для учителя хорошо организованный и информационно насыщенный ВМК становится существенным подспорьем в повышении квалификации.

В постоянно пополняемой «Нормативной базе» размещены образовательные стандарты, учебные планы, образовательные программы, методические рекомендации по изучению учебных предметов, приказы по школе, регламентирующие организацию учебно-воспитательной работе в общеобразовательной организации. По всем учебным предметам созданы коллекции ссылок на внешние ресурсы сети Интернет, полезные как во время занятий, так и в самостоятельной работе педагогов и школьников (раздел «Самообразование»).

ВМК создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования через «Банк электронных образовательных ресурсов», раздел «Самообразование», где размещены ссылки на педагогические и образовательные ресурсы, вебинары «Инфоурока».

Существующие формы методических мероприятий расширяются за счет таких новых форм, как обмен информацией, высказывание своей точки зрения, получение консультации по интересующему вопросу в «Консультационном пункте», вебинары, веб-коучинг, электронная конференция и др.

ВМК позволяет организовать научно-методическое пространство для учителей, обсуждение инновационных аспектов образовательной деятельности (раздел «Программы, проекты»), создает оптимальный доступ к необходимой информации, оперативно обеспечивает необходимой методической помощью молодых учителей в виртуальной «Школе молодого учителя». На страницах раздела «Распространение опыта работы» посетители кабинета могут представить свой инновационный опыт, перейти по ссылкам на сайты педагогов школы, созданные на образовательных порталах «Инфорурок» или «Мультиурок».

В конце выступления хочется отметить, что практика работы учителей доказывает преимущество использования инновационных управленческих технологий. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление.

Важно и то, что поддерживается благоприятный психологический климат в коллективе, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников, система методической работы начинает двигаться вперед с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Перечисленные формы методической работы способствуют созданию педагогически грамотной команды, предполагают активное использование возможностей каждого педагога и всего педагогического коллектива.

В конце выступления хочется, чтоб администрация школы была дальновидной и прислушалась к словам японского писателя И. Иманцуми:

«Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

8