СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся (из опыта работы над инновационным проектом)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается опыт работы творческого коллектива педагогических работников средней школы № 66 г. Гомеля по повышению  профессиональной компетентности в области формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся за период 2019-2021 годов во время работы над инновационным проектом "Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям" .Материал предназначен для администрации, методистов, педагогов  общего среднего образования, всем заинтересованным. Статья напечатана в сборнике "Педагог 21 века:  современные вызовы и компетенции"// Материалы Международной научно-практической конференции.- Гомель, 16 июня 2022 года, стр. 425-428

Просмотр содержимого документа
«Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся (из опыта работы над инновационным проектом)»

повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся (из опыта работы над инновационным проектом)



Поправко В.П.,

учитель государственного учреждения

образования «Средняя школа № 66

г. Гомеля»,

учитель истории и обществоведения

высшей квалификационной категории


        Освоение новых технологий обучения нацеливает педагогов на постоянное самообразование, взаимодействие с профессиональным сообществом и обмен опытом, а администрацию учреждения образования – на создание самообучающегося педагогического сообщества по внедрению инновационного педагогического опыта. Обучение через исследование, персонализация обучения, оценивание для обучения (оценить сегодня, чтобы научить завтра) – вот принципы обучения XXI века, которые определяют векторы развития современного творческого учителя.

За период реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» творческим коллективом педагогов средней школы № 66 г. Гомеля, осуществляющим инновационную деятельность, применялась модель профессионального обучения педагогов, в основе которой лежит идея обучающейся организации (сообщества). В соответствии с данной моделью процесс профессионального развития осуществляется векторно от саморазвития как ценности организации к профессиональному совершенствованию через включение в инновационную деятельность, групповое обучение и развитие в сообществе профессионалов.

В нашей школе развитие педагогических компетенций осуществляется по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

Во-первых, развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических формирований, творческих групп;

б) повышение квалификации.

Во-вторых, развитие, управляемое изнутри, со стороны самого педагога:

а) самообразование (самостоятельное приобретение новых знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение занятий.

Основными механизмами организации деятельности педагогов для развития профессиональной компетентности выступают:

На первом этапе – выявление уровня профессиональной компетентности учителя при помощи диагностирования, тестирования; затем определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

На втором этапе – развитие профессиональной компетентности педагога осуществляется через самообразование, создание творческих групп, повышение квалификации, активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательской работе, создание собственных публикаций, разработку системы стимулирования деятельности учителя администрацией.

Третий этап представляет собой анализ и самоанализ деятельности учителя: обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Основными управленческими приемами на этапе планирования выступали методики «дерево целей», «дорожная карта», матрица планирования. Популярными управленческими механизмами на этапе организации стали командообразование, сетевое партнерство, делегирование полномочий. Мотивация поддерживалась материальным и моральным стимулированием. Анализ и оценка деятельности осуществлялась через супервизию, оппонирование и рецензирование, экспертную оценку.

Уровень сформированности профессиональных компетентностей педагогов в области организации образовательного путешествия как способа формирования профессионального самоопределения учащихся изучался педагогом-психологом на основании данных анкетирования и диагностики (анкета по оценке готовности к инновационной деятельности; определение уровня сформированности педагогической рефлексии (Е.Е. Рукавишникова), диагностика уровня эмпатии (И.М. Юсупов), тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер), оценка своего творческого потенциала (Е.И. Рогов), анкета для учителей по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков, опросник «Диагностика эмоционального выгорания С.Джексон, К.Маслач, адаптация Н.Е.Водопьяновой). По итогам изученных материалов можно констатировать, что в процессе реализации инновационной деятельности педагоги, участвующие в проекте смогли улучшить свои навыки. Благодаря применению новых методических мероприятий у них появилась возможность углублять и совершенствовать рефлексивные умения в ежедневной образовательной деятельности. Педагоги не просто приобрели новые знания, умения, навыки, но и совершенствовали уже имеющиеся. В процессе инновационной деятельности более половины участников смогли достичь высокого уровня развития педагогической рефлексии, улучшить свой уровень эмпатии, проработать свой творческий потенциал.

За период работы над реализацией инновационного проекта обеспечена непрерывность повышения квалификации педагогов через педагогические мини-исследования, систему методических мероприятий, участие в мероприятиях ГУО «Академия последипломного образования», обучающих курсов, семинаров-практикумов, вебинаров.

Из основных проблем, которые выделяют педагоги при реализации инновационной деятельности на подготовительном этапе в качестве барьера, препятствующего освоению инновации, выявлено чувство неуверенности в неизвестном для коллектива виде деятельности, трудности в организации рефлексивного этапа, в методах мотивации и стимулирования участников образовательного путешествия, владении современными методиками диагностики. К ним добавились риски, обусловленные ограниченностью временных ресурсов и работой в условиях пандемии COVID-19.

Для преодоления возникших трудностей проводились обучающие семинары, мастер-классы, вебинары, на которых педагоги знакомились с новыми технологиями, делились опытом, психологические тренинги личностного роста, с целью профилактики эмоционального выгорания.

Для совершенствования профессиональной инновационной компетенции педагогов в 2019 – 2021 годах руководством школы и педагогами – участниками инновационной деятельности проведена следующая работа:

ежегодное установочное инструктивно-методическое совещание по плану реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»;

два инструктивно-методических совещания по изучению нормативных правовых документов по инновационной деятельности (ежегодно в сентябре);

три психолого-педагогических консилиума (по результатам психологической диагностики профессионального самоопределения учащихся);

тематическое заседание педагогического совета «Формирование профессионального самоопределения учащихся в процессе реализации индивидуальных образовательных программ по ознакомлению с различными профессиями и специальностями, востребованными в регионе посредством технологии образовательного путешествия» (апрель 2021 года);

восемь тематических методических занятий с педагогами в рамках постоянно действующего семинара-практикума «Исследовательская деятельность педагога при организации образовательного путешествия как способа формирования профессионального самоопределения учащихся» (каждую учебную четверть);

в рамках работы постоянно действующего семинара состоялось заседание «Связь учебных предметов и профессиональной сферы деятельности». В результате подготовлены и проведены уроки по технологии образовательного путешествия (бинарный - история Беларуси и белорусская литература «Развитие литературы и искусства в БССР в 1950-1980 годы» и интегрированный – физика и биология в профильной группе «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум»);

За период с сентября 2019 года по апрель 2021 года все педагоги-участники инновационной деятельности прошли повышение квалификации как по проблематике реализации инновационного проекта, так и по различным вопросам организации и осуществления образовательного процесса.

Повысили квалификационную категорию с первой на высшую три педагога.

Обобщили опыт в рамках работы над инновационным проектом три педагога.

Приняли участие в двадцати обучающих методических семинарах за два года двенадцать педагогов, в том числе в X Рождественском фестивале педагогического мастерства (онлайн - форум).

Выступили в качестве участников конкурса педагогического мастерства в рамках Международного фестиваля «Познание в сотворчестве» два педагога.

Транслировали педагогический опыт - четыре педагога, в том числе Лямцева Н.И. – на заседании республиканского методического объединения краеведов «Укараненне краязнаўчай дзейнасцi ў адукацыйны працэс».

Двумя педагогами созданы персональные сайты, где размещаются методические материалы [1].

Организована группа учащихся и педагогов в социальной сети «VK» «Путешествие в завтра» https://vk.com/public194751316

Результатом победы на областном этапе республиканского конкурса по разработке справочников региональных экскурсионных маршрутов образовательной направленности «Дорогами знаний» стало участие печатного продукта, разработанного творческим коллективом школы, на XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященной Году народного единства [2].

Педагогический опыт участников инновационного проекта (педагогов и учащихся) представлен публикациями, статьями в сборниках научно-исследовательских конференций [3].

Таким образом, сформированная система управленческой деятельности, комплексное информационно-методическое сопровождение педагогов позволили продолжить расширение инновационного образовательного пространства и повысить мотивацию не только участников инновационной деятельности, но и всех членов педагогического коллектива.


Список использованных источников


  1. Поправко В.П. Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного учащегося и его тьюторское сопровождение –24.12.2020 https://multiurok.ru/files/individualnaia-obrazovatelnaia-programma-intellekt.html

  2. Старинные усадебно-парковые комплексы Гомельской области/ Д.Г.Кухаренко, Н.И.Лямцева, Т.Г.Флерко; под редакцией Н.И.Лямцевой.- Гомель: Редакция газеты «Гомельская праýда», 2020-50с.

  3. Лямцева Н.И. Краеведческие проекты в научно-исследовательской деятельности учащихся - материалы заседания республиканского методического объединения краеведов.- Минск, 2021 – сб.статей