СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение творческой активности обучающихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был представлен на городском методическом объединении учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Повышение творческой активности обучающихся на уроках математики»

Повышение творческой активности обучающихся

на уроках математики

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Как развить у учащихся интерес к учению, творчеству? Как повысить качество обучения по математике? Эти вопросы побудили меня к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, которые позволят достичь более высоких результатов обучения и воспитания и внедрить новые образовательные технологии в учебный процесс.

Рассматривая основные положения образовательных стандартов, замечу, что наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.

Одним из путей решения этой проблемы является применение сингапурских технологий в учебном процессе, которая повышает и стимулирует творческую активность обучающихся.

Сингапур – страна, которая имеет неповторимую систему образования, сочетающую в себе традиционные национальные основания и современные технологии. Такой подход позволяет готовить специалистов для международного рынка труда. Данная система образования оценивается экспертами как одна из лучших в мире.

Образовательная система Сингапура создана практически с нуля около 45 лет назад, с момента появления независимого государства. Сегодня данная система считается наиболее успешной и эффективной в мировом образовательном пространстве. Именно поэтому многие страны стараются перенимать положительный опыт, ведь сингапурская система предполагает использование самых современных технологий обучения.

Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет контроль: слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Отличительная черта сингапурской методики — математика по принципу от простого к сложному. Сперва детям дают потрогать, потом нарисовать и только потом учат аппелировать понятиями внутри сознания. Для маленьких сингапурских школьников совсем несложно манипулировать предметами в голове после того, как они много времени потратили на то, чтобы научиться этому на реальных примерах. Особенное внимание педагоги на уроках уделяют наглядному моделированию. Ребят учат визуализировать задачи для того, чтобы систематизировать данные и разбивать решение на простые этапы.

Цель программы — научить детей думать и понимать.


Положительные моменты сингапурской системы:

  1. Задействованы все ученики. Они учатся одновременно говорить и слышать,

исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.

  1. Развивается устная речь обучающихся. Новый материал они усваивают более

динамично, ведь каждый из них примеряет на себя позицию как ученика, так и учителя. Они по очереди читают и пересказывают информацию друг другу. Таким образом, источником новых знаний, являются они сами.

  1. Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции

«учитель».

  1. Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы

научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.

  1. Надолго сохраняется мотивация: обучение для каждого ребенка без исключения

становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет. Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

  1. У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они

учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику. Они могут открыто спорить друг с другом, и даже с учителем, но при этом важно подкреплять аргументами свои высказывания. Таким образом они учатся договариваться о сотрудничестве, находить компромисс, и таким образом конструктивно решать конфликты. Они защищают свое мнение, точку зрения, что достаточно важно во взрослой жизни.

  1. Учитель выступает модератором. Он не несет никакой информации, следит за

соблюдением алгоритма и за временем.

  1. Простота и качество. Школьники изучают основные математические понятия

до полного усвоения и решают задачи, соответствующие своему возрасту. Преподаватели делают акцент на качество образования, а не на количество пройденного материала. В учебниках по сингапурской математике много красочных иллюстраций, которые помогают ребенку понять условие задания, там же изображены разные подходы к решению, которые открывают перед ребенком возможность попробовать каждый из них и выбрать для себя самый удобный.

  1. Повторение изученного материала. По сингапурской методике повторению

изученных тем придается большое значение. Ученики младших классов могут очень долго складывать кубики, чтобы хорошо понять принципы сложения. К тому же, решив большое количество примеров на одну и ту же тему, ребенок учится оперировать выученными понятиями на практике.


Минусы сингапурской системы образования
  • 1. Требует обучения учителей. Необходимо создавать специальные курсы по

  • обучению. Перед работой непосредственно с детьми, необходимо засекать по времени,

  • сколько длится то, или иное занятие, чтобы эффективно конструировать упражнения.

  • Если высчитать неправильно, то может не хватить времени на уроке, или наоборот —

  • все упражнения будут выполнены, а время еще останется.

2. Требуется подготовка учеников к работе по сингапурской системе. Это достаточно сложный процесс, ведь обучающимся нужно запомнить 250 видов операций для того, чтобы учитель подавал сигнал, а они выполняли. Для современных учеников это нереально, ведь они не приспособлены к таким условиям. Им придется давать дополнительную инструкцию перед каждым упражнением. То есть, акцент снова будет больше смещаться на учителя. В Сингапуре детей начинают готовить еще с детского сада. Они к поступлению в школу знают принципы работы большинства «конструктов».

  1. Необходимо правильно укомплектовать группы. В классе учатся разные

дети, с разными психологическими особенностями. У них разные мышление, память, внимание, воображение, темперамент, способы действия в конфликтных ситуациях. Одни из них учатся лучше, все схватывают на лету, другие — хуже, при повторении не могут вникнуть в материал, понять его. Важно, чтобы в распределенных группах ученики помогали друг другу, немного подсказывали, но не превращали в пассивное списывание. Слабые в учебе, не должны пользоваться готовыми результатами работы более сильных своих одноклассников.

  1. Учитель не может формировать мировоззренческие ценностные установки

школьников. То есть, полностью исключена воспитательная функция. Присутствует лишь натаскивание на знания.


В сингапурской системе образования дети проходят три этапа: конкретный, пиктуральный, абстрактный.

Сначала ученики проходят «конкретный этап». Он подразумевает изучение математических понятий с помощью конкретных предметов. Например, чтобы прибавить 4 к 2, ребенок берет 4 карандаша и прибавляет к ним еще 2 карандаша. Чтобы вычесть из 7 - 3, он из 7 резинок отнимает 3. Все просто и наглядно.

Далее следует «пиктуральный этап», который заменяет вышеупомянутые карандаши и резинки картинками в учебнике.

Завершает этот подход «абстрактный этап». Он учит детей ориентироваться в области цифр и знаков. Благодаря первым двум подходам, завершающая ступень кажется детям логичной и последовательной, она помогает избегать сложностей и перегрузок.

Отличительная черта сингапурской методики — математика по принципу от простого к сложному. Сперва детям дают потрогать, потом нарисовать и только потом учат апеллировать понятиями внутри сознания. Для маленьких сингапурских школьников совсем несложно манипулировать предметами в голове после того, как они много времени потратили на то, чтобы научиться этому на реальных примерах.

Особенное внимание педагоги на уроках уделяют наглядному моделированию. Ребят учат визуализировать задачи для того, чтобы систематизировать данные и разбивать решение на простые этапы.

Углубленное изучение каждой темы — это норма в сингапурских школах. Задания построены таким образом, чтобы постоянно возвращаться к изученным ранее темам для более глубокого понимания.

В учебниках есть высказывание: «Если ты решаешь методом, который узнал в классе, ты молодец. Но если ты решаешь задачу методом, который выявил сам, который в классе не демонстрировался, ты тем более молодец, потому что теперь ты знаешь, что одну и ту же задачу можно решить несколькими способами».

Урок по Сингапурской методике — это урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; урок, содержащий разные виды деятельности; урок, на котором ученику комфортно; урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика; урок на котором развивается креативное мышление; урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала; урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Многие специалисты отмечают, что сингапурская технология достаточно эффективна при актуализации и повторении материала, однако объяснение новой информации все же стоит проводить фронтально.

Педагоги и психологи отмечают, что в основе сингапурской технологии лежат хорошо известные положения отечественных специалистов:

  • система кооперативного обучения С. Кагана;

  • идеи Л.С. Выготского;

  • идеи Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;

  • «драмогерменевтика» П.М. Ершова;

  • социоигровая методика В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

  • идеи гуманной педагогики Ш. Амонашвили.

Поэтому, сингапурская система обучение не является новой.

Вывод: урок, с использованием сингапурских обучающих приемов, позволяет развивать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, вырабатывает чувство ответственности у каждого члена группы за конечный результат. При работе в командах, когда все участники процесса активны, им весело и информация запоминается легко, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведет к более эффективному усвоению школьниками курса математики. Кроме того, эта технология позволяет прививать навыки критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми учащимся придется столкнуться в жизни. Следовательно, такие уроки ведут к более эффективному освоению школьниками образовательной программы по предмету и повышается качество образования.































Приложение

Приём МЭНЭДЖ МЭТ  – инструмент для управления классом. Табличка в центре

стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Фрагмент урока:

Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Приём ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
Приём ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть» - структура для получения информации о классе ( кто решил задачу одним способом, двумя, тремя, сколько корней в уравнении получилось и т.д.), а также знакомства с классом. Например, Фрагмент урока: проверка домашнего задания

Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.

1.Я справилась(ся) с домашним заданием.

2. Домашнее задание было трудным.

3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.

4.Я в хорошем настроении.

5.Я готов к уроку.

Приём ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Фрагмент урока:

Например, учитель дает задание: Записаны четырехугольники. Ответьте на вопросы:

      1. углы равны у…

      2. стороны равны у…

      3. диагонали перпендикулярны у…

      4. стороны параллельны у …

      5. противоположные углы равны у…

Все ответы кладете на середину стола. Время на выполнение можно дать 3 минуты. Когда время закончится можно использовать приём ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3, стол номер 3 зачитать свои предложения.

Приём ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16.

Фрагмент урока:

Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги. На каждом листочке бумаги, не соблюдая очередности выполняет шаги:

1) придумайте натуральное число в пределах 100

2) Проговорите громко это число для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги

3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх

4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.

Например, на листочках записаны дроби: 12, 29, 48, 64, 51, 22, 68, 61, 43, 84, 91, 72, 65, 11, 67, 30. Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 чисел они оставят на столе.

Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3x3.

Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три числа на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):

а) расположить числа в порядке возрастания

б) сложить числа

в) перемножить числа

На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.

Приём СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Фрагмент урока: 

В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, назовите правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений?

После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.

Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник Б под номером 1 стола №3. И ребята, слушая ответы добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.

Приём КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.
Фрагмент урока:

В четырех углах класса прикреплены слова:

1. Как складывают числа с разными знаками?

2. Как вычитают числа с разными знаками?

3. Как умножить и разделить числа с разными знаками?

4. Как сложить отрицательные числа?

Учитель дает задание вспомнить все, что они знают о данных свойствах.

Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

Приём СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Фрагмент урока:

Например, дать решить выражение на несколько действий. Время можно дать от двух до пяти минут.

Можно использовать приём СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - «одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

Приём КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).

Фрагмент урока:

Ребята работают в парах по плечу.

Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами.

Вопросы могут быть такими:

  1. правило сложения десятичных дробей

  2. правило умножения десятичных дробей

  3. правило деления десятичных дробей

  4. правило умножения смешанных чисел

  5. правило деления смешанных чисел

Приём ТАЙМД ПЭА ШЭА – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Фрагмент урока:

Учитель дает задание найти периметр и площадь прямоугольника.

На доске формулы: S=ab, S= V=abc, P=4a, P=2ab, P=2a+2b.

Подумайте и запишите на листочках ответы на следующие вопросы:

- Что для этого необходимо знать?

- Какую формулу надо применить?

Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями. Можно использовать Приём КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло.

Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

- Как идешь? – Вот так! («Шагают»)

- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку.)

- Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

- А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

- А за партой как сидишь? – Вот так!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!