В настоящее время мотивация обучающихся на низком уровне. Это приводит к тому, что успеваемость снижается, а изучаемый предмет вызывает все меньший интерес. Каждый учитель должен учитывать сложившиеся обстоятельства в своей работе. Необходимо анализировать индивидуальные способности обучающихся, а также заинтересованность класса в целом. Сегодня существует множество методов и технологий, которые направлены на повышение уровня мотивации при обучении. Для каждого учителя стоит важная задача: отобрать среди известных подходящие или разработать их самостоятельно.
Для начала необходимо познакомиться с понятием «Мотивация» с точки зрения психологии, изучить отрасли. Мотивация – система причин, которые побуждают человека к активности.[2, с.285] Другими словами, какие-то факторы, которые определяют поведение.
Учебная мотивация – это вид общей мотивации, которая в свою очередь делится на внутреннюю (направленность на процесс и результат) и внешнюю (направленность на награду и похвалу).[1, с.125]
В каждой школе есть психолог, к которому может обратиться любой учитель с целью выявления уровня мотивации обучающихся к изучению предмета. Существует множество психологических тестов, проанализировав которые, легко определить интересен ли обучающемуся учебный предмет. Конечно, каждый обучающийся индивидуален, кому-то подойдет групповая работа, а кому-то комфортнее работать в одиночку. Кто-то с удовольствием выполнит творческий проект ради получения новых знаний, а кто-то ради высокой оценки. Именно первичный анализ позволит выявить индивидуальные особенности и поможет учителю в подборе материала.
Один из способов привлечь обучающихся к изучению алгебры – применение исторического материала на уроках и во внеурочное время. Интересные исторические факты переключают внимание обучающихся во время занятия, что в свою очередь благоприятно влияет на мышление. Применение исторических фактов на уроках помогает координировать учебный процесс, делает его более эффективным.
Формы сообщения исторических сведений могут быть самыми разнообразными, например: краткая справка, беседа, творческий проект, доказательство теоремы и т.д. Такой материал можно исползать почти на любом этапе урока. Иногда достаточно 2-3 минут для того, чтобы переключить внимание обучающихся от сложной задачи, тем самым сменить вид деятельности.
Привлечь обучающийся к изучению функций непростая задача. Необходимо подумать какие из существующих педагогических методов подойдут для применения на уроках. Возможно обдумать авторские системы, технологии, упражнения и др.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и разнообразным. Это в свою очередь облегчает преодоление трудностей в понимании учебного материала. Игровые действия, с помощью которых решается задание, усиливают интерес к алгебре. Математические игры объединяют игровую, учебную и трудовую деятельности, а также обеспечивают творческий подход к решению. Во время активного участия в процессе, обучающиеся приобретают новую информацию и применяют уже изученную.
Для повторения пройденного материала можно предложить игру, целью которой будет повторение изученного материала. Предложена загадка: «Этот ученый родился в 330 г до н. э. в небольшом городке Тире, недалеко от Афин. История не оставила подробного описания одного из самых известных ученых всех времен и народов. Однажды царь Птолемей спросил ученого, существует ли другой, не такой трудный путь познания геометрии, чем тот, который изложил ученый в своих «Началах». Математик ответил: «о царь, в геометрии нет царских дорог». Кто был этот ученый?».
Каждому участнику игры предложено задание. Необходимо начертить координатную плоскость и на ней последовательно соединить точки. У каждого получится буква. Затем необходимо составить слово из полученных букв - это и будет ответом загадки. Важно провести игру после того, как весь изученный материал будет повторен.
(-8;3), (-7;3), (-7;4), (-7;5), (-8;5), (-8;4) (буква О);
(-4;3), (-3;5), (-2;3) (буква Л);
(2;9), (1;9), (1;8), (1;7), (2;7); (1;8), (2;8) (буква Е);
(9;2), (9;3), (9;4); (9;3), (10;4); (9;3), (10;2) (буква К);
(11;-5), (10;-5), (10;-6), (10;-7), (11;-7), (11;-6), (10;-6) (буква Б);
(3;-5), (3;-4), (4;-4), (6;-4), (7;-4), (7;-5); (4;-4),(5;-2), (6;-4) (буква Д)
(7;9), (7;8), (7;7), (8;9), (8;8), (8;7) (буква И);
(9;2), (9;3), (9;4); (9;3), (10;4); (9;3), (10;2) (буква К);
(-5;-4), (-4;-2), (-3;-4); (-4,2;-3), (-3,2;-3) (буква А);
(4;-6), (3;-6), (3;-7); (3;-8) (буква Г).
Еще одним примером упражнения, целью которого является отработка полученных знаний, является работа с рисунками. Обучающимся предложены картинки (Рис.1, Рис.2), на которых изображены предметы, бытовые вещи, природа и др. необходимо найти как можно больше функций «спрятанных» в рисунке.
Рис.1 Рис.2
Возможно предложить и обратное задание: подготовить обучающимся рисунки и фотографии по различным темам, на которых представлены примеры каких-либо графиков функций.
Такое задание носит творческий характер. Здесь нет сложных формулировок, но при этом начинают работать отделы головного мозга, которые отвечают за зрительную память. Даже те обучающиеся, у которых нет желания изучать сложную тему, смогут отложить первоначальную информацию про общий вид графиков функций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение уровня мотивации обучающихся – процесс трудный и энергозатратный. Но в то же время является неотъемлемой частью работы учителя. Для того чтобы увидеть динамику в развитии обучающихся, необходимо приложить много усилий: подбирать новые формы работы, систематически анализировать уровень мотивации, вносить разнообразие в привычную атмосферу. Тогда в скором времени можно почувствовать, что интерес к занятиям поднялся на новый уровень.
Список использованной литературы:
Леонтьев, Д.А. Современная психология мотивации. М., 2002. 343с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2017. 475с.
Элементарные функции действительного переменного. Пределы последовательностей и функций. Общее понятие функции. http://ilib.mccme.ru/djvu/encikl/enc-el-3.htm (дата обращения 15.03.2021).