Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г. Воронежа
Доклад на тему:
Подготовила:
учитель математики Моргунова С.Н.
Воронеж 2020 – 2021г.
Проблема вычислительных навыков на уроках математики — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема самообразования «Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний».
Данная тема в настоящее время актуальна, т. к.: • научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе и ВУЗе; • по математике обязательный экзамен в выпускных классах в форме ГИА; • во многих учебных заведениях после окончания школы математика - один из главных предметов; • вычислительные навыки необходимы в практической жизни каждого человека, и в рыночных условиях математическая грамотность тоже необходима.
Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.
Важнейшей задачей обучения математике, как отмечается в программе, является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки учащихся в системе общего образования. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается впервые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий.
В нашей школе большинство учащихся, для которых достижение уровня обязательной подготовки определенной стандартом математического образования – непростая задача, во многом из-за низкого уровня вычислительной культуры школьников. Такие школьники, при отсутствии своевременной помощи учителя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки при вычислениях и в лучшем случаи за свой ответ получат отметку «удовлетворительно».
В течение 2020-2021 учебного года, работая по теме самообразования, я изучала теоретический материал: «Устная работа на уроках математики, как средство развития вычислительных навыков математики», находила и применяла на уроках различные алгоритмы ускоренных вычислений. И я прихожу к выводу, что это очень нужно.
Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины. Упражнениям в устном счете всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления.
Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье «Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка»: важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств учащегося. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
В отличие от письменных упражнений содержание устных такого, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований. Поэтому, в ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность устно отвечать, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.
Устные упражнения, проводимые в начале урока, дисциплинируют учащихся, помогают быстро включиться в работу. Проведение их в середине или конце урока, также положительно сказывается на работе учащихся. Переключение внимания, интерес, с которым учащиеся обычно выполняют устные упражнения, служат как бы разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письмом или практической работой. Они дают возможность изучить больший по объему материал за более короткий промежуток времени. Позволяют по реакции группы в той или иной мере судить об усвоении материала, помогают выявлять ошибки учащихся или показывают готовность группы к изучению нового материала и степень его усвоения.
Устный счет я всегда провожу так, чтобы учащиеся начинали с легкого, затем брались за вычисления все более трудных заданий. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.
Устные упражнения не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и преподаватель, и учащиеся. Устные упражнения можно соединять с закреплением изученного материала, предлагать при опросе, а также специально отводить 5-7 минут на уроке для устных упражнений.
Материал для этого можно подобрать из учебника, специальных сборников, математических энциклопедий или книг, можно предложить учащимся самим придумать задания. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого преподаватель определяет место устных упражнений на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо их провести после изучения нового материала.
Систему устных вопросов я реализую в различных формах: при опросе учащихся, при проведении беседы с группой, при проведении самостоятельных фронтальных работ, математических диктантов. Я стараюсь сделать так, чтобы устные упражнения воспринимались как интересная игра. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема.
Также увлекательно на уроках проходит математическая эстафета. Для ее проведения на уроке записываются задания в 3 столбика. Учащиеся делятся на команды(3 ряда). Эстафету мы проводим сидя за партами – «пускаем» листки с заданиями по рядам. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.
Устные упражнения могут быть построены в следующей форме: – задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд; – здания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте правильную четырехугольную пирамиду, найдите боковую поверхность, покажите боковые ребра; – задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?);
Рассмотрим основные виды устных упражнений: – нахождение значений математических выражений. Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. – сравнение математических выражений. Эти упражнения имеют ряд вариантов.
Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. – решения разных уравнений. Они также помогают выработке вычислительных навыков. Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10; 15 • х – 9 = 51) и более сложные (2x =16). Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнения. – решение задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений возбуждает интерес у учащихся, активизирует их мыслительную деятельность. – задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность). –упражнения в форме дидактических игр (“Викторина”, “Математическое лото”, “Математическая эстафета”). – задания в виде математического диктанта.
Устные упражнения по геометрии провожу в следующей форме. Раздаю карточку с моделью геометрических фигур. Учащиеся рассказывают про ту или иную фигуру. Или на доске сделаю чертеж некоторой фигуры. Раздаю карточки с пропущенными словами в тексте. Учащиеся должны прочитать текст, вставляя те или иные пропущенные слова (это название фигуры или названия ее элементов).
Список изученной литературы:
1. Данилов. И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.-
2. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19.
3. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2
4. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43