«Повышения качества образования в условиях обновлённого содержания образования через организацию критериального оценивания на уроках в 5,7 классах»
Учитель химии Самамбетова Н.П.
Актуальность проблемы:
Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками
Уровень знаний разный, а отношение к учебной деятельности одинаковое
Теория вопроса:
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
Ожидаемые результаты или практическая значимость критериального оценивания
Учащимся
Родителям
Учителям
- Определять уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса Отслеживать прогресс в обучении и корректировать индивидуальную траекторию развития ученика Мотивировать учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы Осуществлять мониторинг эффективности учебной программы Обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями
- Определять уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса
- Отслеживать прогресс в обучении и корректировать индивидуальную траекторию развития ученика
- Мотивировать учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы
- Осуществлять мониторинг эффективности учебной программы
- Обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха Использование многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждение результатов обучения Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников Использовать знания и навыки для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха
- Использование многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждение результатов обучения
- Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников
- Использовать знания и навыки для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
- Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребёнка Отслеживать прогресс в обучении ребёнка Обеспечивать ребёнку поддержку в процессе обучения Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы
- Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребёнка
- Отслеживать прогресс в обучении ребёнка
- Обеспечивать ребёнку поддержку в процессе обучения
- Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы
Положительные стороны и трудности критериального оценивания
* Оценивание стало более объективным и справедливым по мнению учащихся, родителей, педагогов
* Необходимость предварительной и трудоемкой подготовки учителя к циклу уроков в рамках раздела учебной программы для правильного планирования формативного оценивания
* Возможность организации учебного процесса на основе индивидуального подхода
* Необходимость доработки критериев в разрезе предметов и их адаптации к действующим программам
* Способность учащихся самим оценивать себя и других учеников по известным критериям, что повысило мотивацию учеников к обучению
* Снижение показателей успеваемости и качества знаний из за сложности тем
Налейте в чистую пробирку 3-4 мл известковой воды. В пробирку прибора для получения газа поместите 1-2 кусочка мела или мрамора и прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Газоотводную трубку поместите в пробку с известковой водой (смотрите рисунок). Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
2. Проведите описанный опыт, соблюдая правила техники безопасности.
Необходимо соблюдать осторожность при работе с кислотами и стеклом. В случае попадания кислоты на руки, следует промыть руки водой и обработать 2%-ным раствором соды.
3. Составьте отчёт, заполнив таблицу.
4. Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции получения оксида углерода (IV) лабораторным способом.
2. Дайте характеристику реакции получения оксида углерода (IV) по всем изученным признакам классификации реакций (число и состав исходных и образующихся веществ и продуктов реакции, направление реакции, изменение степени окисления элементов, участие катализатора, тепловой эффект реакции).
3.Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые вами в опыте.
4. Опишите не менее двух способов распознавания оксида углерода (IV).
5. Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду.
Инструкция к опыту
Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, лабораторный штатив, пробирка и пробка с газоотводной трубкой, пробирка, химический стакан с водой; соляная кислота (1:2), мел или мрамор, известковая вода.
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Изучите инструкцию по проведению опыта
Соберите прибор для получения газа и проверьте его на герметичность.
Приложение к инструкции
Оценивание практической работы
Перевод в пятибалльную шкалу:
6-5 баллов – “5”,
4 балла - “4”,
3-2 балла – “3”,
1-0 балл – “2”
6 баллов
*Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
*учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает *самостоятельно, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
*правильно изображает схему экспериментальной установки;
*правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, *систематизирует данные в виде таблицы;
*делает правильные самостоятельные выводы.
5 баллов
*Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
*учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает с небольшой помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности, во *взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
*правильно изображает схему экспериментальной установки;
*правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, *систематизирует данные в виде таблицы;
*делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.
4 балла
*Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
*учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
*прибор для получения углекислого газа собирает с небольшой помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
*правильно изображает схему экспериментальной установки;
*правильно описывает результаты наблюдений, правильно *записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах ,систематизирует данные в виде таблицы с небольшой помощью учителя;
*делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.
3 балла
Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью учителя;
учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности;
схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах с ошибкой, систематизирует данные в виде таблицы с помощью учителя;
делает правильные выводы с помощью учителя.
2 балла
Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью учителя;
учащийся правильно использует лабораторное оборудование, соблюдая правила техники безопасности;
прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя;
схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах с ошибками, систематизирует данные в виде таблицы с помощью учителя;
делает правильные выводы с помощью учителя.
1 балл
*Учащийся не правильно использует лабораторное оборудование, не соблюдает правила техники безопасности;
*не умеет самостоятельно проводить эксперимент, не умеет описывать результаты наблюдений, не умеет записывать уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизировать данные в виде таблицы, делать выводы.
0 баллов
*Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.
Формативное оценивание на уроках
Кластеры и постеры
Критерии оценивания:
- Оформление (цветовая гамма, формат А2)
- Доступность
- Объёмность
Кластеры и постеры
Критерии оценивания:
- Оформление (цветовая гамма, формат А2)
- Доступность
- Объёмность