Повышение ИКТ-компетентности педагогов как способ улучшения организации и повышения эффективности учебного процесса
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Актуальность
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в школе – с учащимися должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения школьников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения уроков на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет уроки с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Ведущая идея презентуемого опыта:
Внедрение информационно-коммуникативных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Сущность опыта:
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего МО пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Однако в ходе организации работы по данному вопросу, мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
· потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
· желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
· неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
· возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
· потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
· существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Цели и задачи
Данные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи, решаемые в опыте:
· систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
· разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
· расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
· разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
· создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий;
· создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:
· диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;
· индивидуального собеседования;
· изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
· систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.
Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.
Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности
· экономия времени при разработке дидактических материалов;
· перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
· переход на новый уровень педагогического мастерства.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения. Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.
Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
Готовность применять новые технологии определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.
Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.
Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребовалось создать новую систему работы.
Формы работы с педагогами
В практике работы МО существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетентности:
· мастер-классы;
· педагогические мастерские и наставничество;
· обучающие семинары;
· работа в паре;
· тематические семинары.
Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов организуются мастер-классы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с учащимися.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с учащимися с использованием информационных технологий и т. д.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию учителя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.
Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Планируется проведение тематических семинаров с участием специалистов по ИКТ. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office”, создание личного сайта учителя, блога, участие в сетевых сообществах и др.
В помощь педагогам была создана творческая группа, которая разработала уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.
Результаты:
В методической работе нашего МО ИКТ-технологии (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях.
Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно, педагоги:
· умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют документацию, диагностику и т. д.);
· умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
· активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
· владеют навыками поиска информации в Интернете;
· владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
· умеют разрабатывать уроки с использованием информационных технологий;
Существует множество национальных, региональных и международных программ, которые внедряют использование новых информационных технологий для участия и создания разнообразных проектов. Учителя и ученики нашего района принимают активное участие в различных инновационных проектах, что позволяет повысить мотивацию обучения и создать среду реальной коммуникации на английском языке. Учителя нашего района участвуют в пилотном проекте Министерства Образования Украины и канадского колледжа английского языка «Учитель нового поколения». В апреле 2013 года 2 учителя нашего района прошли тренинг и получили сертификаты учителя – инструктора по дистанционному обучению учащихся в Канадском колледже английского языка. В рамках Меморандума, подписанного между школами и Канадским колледжем, в школах проводятся он-лайн встречи учащихся старших классов с носителями языка, студентами и преподавателями ведущих учебных заведений мира. Участие в данном проекте дает возможность учителям и учащимся получения самообразования на курсах обучения в Канадском колледже английского языка, совершенствования компьютерных навыков и доступ к информационным Интернет ресурсам. Также данная программа дает возможность учащимся получить опыт дистанционного образования. В этом году некоторые учащиеся этих школ получили Сертификаты Канадского колледжа английского языка об окончании курса обучения.В сентябре 2013 года, на заседании МО была презентован опыт и результаты участия учителей района в международных проектах с целью распространения данного опыта среди молодых педагогов района. Было сделано ударение на необходимости повышения ИКТ-компетентности как одной из главных условий участия в международных проектах.
Учителя английского языка активно используют ИКТ технологии на уроках иностранного языка, так как это позволяет повысить активность учащихся, мотивацию учения, создать комфортную среду обучения. С этой целью учителя нашего МО готовят мультимедийные уроки, с которыми они делятся на заседаниях МО и на открытых уроках. В апреле 2014 года состоялось заседание МО, которое прошло в форме деловой игры. Учителям удалось создать среду активного взаимодействия по вопросу повышения ИКТ-компетентности учителя и использования ИКТ на уроках английского языка как современного инструмента педагогической деятельности. Учителями было выработано общее мнение по вопросу повышения ИКТ-компетентности. Руководствуясь данным мнением МО учителей английского языка планирует продолжить работу по данной проблеме в следующем году и планирует:
· Провести семинар-практикум по вопросу повышения ИКТ-компетентности с привлечением специалистов по информационным технологиям.
· Продолжить работу над созданием сайтов учителей-предметников.
· Продолжить работу по созданию информационного ресурса.
· Активизировать участие в вебинарах, видеоконференциях, он-лайн-конкурсах.
· Начать работу по созданию сетевого сообщества учителей английского языка Першотравневого района.
· Участвовать в работе украинских и международных сетевых сообществ учителей английского языка.
По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель–предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой «компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации». Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.
« Интернет - технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».