СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«повышение качества образования через создание системы повышения профессионального мастерства педагогов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение передового опыта педагогов России на интернет портале "Пояк просвещения"

Просмотр содержимого документа
««повышение качества образования через создание системы повышения профессионального мастерства педагогов»»

Ширина Валентина Петровна

Учитель биологии

МКОУ Писаревская сош Кантемировского муниципального района Воронежской области

* * *

«Повышение качества образования через создание системы повышения профессионального мастерства педагогов»


Качество образования – от идеи развития общеобразовательной школы до реальности.


Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.

И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.

Философский словарь дает такое толкование категории качества: «Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество».

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Концепция качества образования станет действующей концепцией только после многократного нашего обсуждения в коллективе, будучи понятой и принятой всеми участниками образовательного процесса.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако, образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В качестве условий достижения «нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» определены:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, повышения качества отдыха детей;

  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

  • более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

  • введение профильного обучения в старшей школе;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

  • обеспечение знания выпускниками средней школы иностранного языка на уровне функциональной грамотности;

  • развитие дистанционного образования;

  • государственная поддержка школ для одаренных детей;

  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

  • создание государственной системы оценки качества образования и др.

Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов школы.


Во все времена профессия педагога была наиважнейшей. Доктор педагогических наук, профессор Г.И. Щукина считает, что «профессия учителя для общества – самая значительная, она сродни профессии ваятелей прекрасного, создающих шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость». Благодаря педагогической деятельности культурные ценности становятся достоянием новых поколений, в диалоге ученика и учителя рождаются новые идеи, новые духовные и материальные ценности и не прерывается связь времен.

В педагогической науке деятельность, мастерство характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовленности, творчеством и общей культурой педагога. В условиях современного мира всё больше появляется педагогов – мастеров своего дела: педагогов года, творчески работающих учителей. Ведь только творческий высокопрофессиональный педагог может вырастить и воспитать думающего, творческого человека. И каждый педагог должен стремиться совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства воспитания, обучения и развития человека.

С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются:

  • высокий уровень общей и педагогической культуры;

  •  гуманистическая направленность;

  • профессиональная компетентность (т.е. система профессиональных знаний и умений, а также профессиональные качества);

  • творческие способности.

В современном мире, когда очень быстро меняются социально-экономические условия жизни общества, педагог должен отвечать этим новым условиям, ему необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор. Как никакая другая профессия педагога требует непрерывного самосовершенствования и пополнения знаний.

В помощь педагогам существует система повышения квалификации педагогических кадров: институты усовершенствования учителей, научно-методические центры, институты повышения квалификации, методические объединения и другие.

Методическая работа образовательного учреждения должна быть направлена, прежде всего, на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала в соответствии с его интересами и запросами. Реализация данных задач осуществляется посредством различных форм повышения квалификации педагогов.

Одной из главнейших форм повышения профессионального мастерства педагогов является педагогический совет. На педсоветах обсуждаются планы образовательной деятельности, заслушивают информацию, отчеты педагогов, анализ работы методических объединений учителей и каждого педагога в отдельности. Формы проведения педсоветов различны: от «круглого стола» до «мозговой атаки».

Методическое объединение – традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного или нескольких близких профилей деятельности. Педагоги, прежде всего, занимаются методической работой: разработкой или изучением методики по предмету, обсуждением актуальных проблем, различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения. Основные формы работы МО: заседания с выступлениями; обзор новинок методической литературы; подготовка мероприятий, конкурсов; методическая учеба педагогов и другое.

Одна из форм повышения педагогического мастерства – школа молодого педагога, задачами которой являются:

  •  учить молодых педагогов правильной организации занятия, оформлению документации;

  • обеспечивать необходимой методической литературой;

  • учить оценке и контролю знаний, самоанализу и многое другое.

Следующая форма повышения квалификации педагогов – курсовое обучение. Курсы очень насыщенны информационно. Помимо обучения по запланированным темам, огромное значение имеет общение слушателей курсов между собой, обмен идеями, практическим опытом.

Особое место в росте профессионального мастерства всех педагогов занимает самообразование, в процессе которого возможно расширить и углубить знания во всех, интересующих педагога областях. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным, групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной и осуществляться в тех объемах и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно лишь в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности. Самообразование всегда было средством сохранения профессиональной компетентности.

Широко практикуется и такая форма повышения квалификации педагога как семинар. На семинарах педагоги знакомятся как с теоретическими выкладками, так и с результатами творческой деятельности своих коллег. Семинар обычно состоит из двух частей: теория и практика. Такая форма семинара способствует развитию творческого потенциала и профессионализма педагога, так как каждый может высказать свое мнение, соображения по поводу увиденного или услышанного, дать оценку практикуму, ознакомиться с передовым опытом.

Открытые уроки, взаимное посещение занятий – также являются формами повышения педагогического мастерства. Педагоги демонстрируют коллегам, родителям обучающихся то, чему научили детей. По окончании проходит обсуждение находок педагога, подводятся итоги - результативность занятия и творческого роста обучающихся, звучат пожелания и предложения педагогу.

Школа передового педагогического опыта – это обобщение, систематизация, описание и распространение достижений педагога с учетом:

  • высокой эффективности и результативности;

  • длительности функционирования опыта;

  • возможности воспроизведения данного опыта другими педагогами.

Основными методами изучения и обобщения передового опыта педагогов являются: наблюдение, опрос, беседа, изучение рабочих материалов, литературы. Распространение передового опыта осуществляется в устных формах (наставничество, практикумы и другие), так и в литературных формах (статьи, методические рекомендации, разработки и другие).

Огромную роль в повышении мастерства педагога играет аттестация. Это оценка деятельности педагога, «контрольный срез» его достоинств и недостатков. Продвижение педагога на более высокий разряд – показатель его профессионального роста.


Повышение качества образования.


Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества потенциала обучающихся;

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);

  • качества образовательных технологий;

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения — интерактивной доски.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.


Определить приоритетные направления работы школы.


Усиление личностной направленности образования (новые технологии).
2. Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).
3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).
4. Шире использовать в педагогической деятельности мультимедийные презентации, возможности интерактивной доски.

5. Системная работа педагогического коллектива по повышению профессионального мастерства.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!