ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ) И МОДЕРАЦИИ
Гриценко Галина Васильевна
КГУ «Гимназия № 2»
акимата города Рудного
"Критиковать сегодняшнюю систему образования - как пинать старую беззубую собаку. Сорвать злость можно, заставить работать - нет. Не педагоги виноваты школьного образования. Матросы не виноваты, когда корабль садится на мель… Не будем искать виноватых», просто зафиксируем некоторые фундаментальные проблемы современного образования: лекции-монологи учителя как основной способ подачи информации устарели; классно-урочная система не соответствует требованиям динамично развивающегося мира; в массовом порядке исчезает мотивация учащихся к учению в школе и интерес педагогов к своей работе. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям в бедах, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи.
Взяв в прошлом году 1 класс, мне захотелось попытаться сделать так, чтобы после 1 сентября радость и желание учиться у моих первоклассников не пропала. И чтобы маленькие неудачи, горечь и обиды были заменены, пусть и маленькими, но открытиями и победами, и мои ученики получали радость от познания нового, от общения со своими сверстниками и учителем. И в этом мне помогла технология АМО (активных методов обучения) и модерации.
Цель применения данной технологии обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию, привитие элементарных навыков функциональной грамотности у школьников. Она настолько АКТИВНА, что может дать возможность получать удовольствие от каждого урока! Она настолько МОБИЛЬНА, что позволяет эффективно управлять классом во время занятия! Это одна из современных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ технологий. Основное значение данной технологии состоит в эффективном управлении педагогическим процессом. Данная технология предполагает следующую структуру:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Фаза 2 Работа над темой.
Фаза 3 . Завершение образовательного мероприятия. Этапы:
Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, помогающие эффективно решать конкретные задачи урока. На первой фазе урока - этап инициация (приветствие, знакомство) использую такие методы, как «Часы», «Электрическая цепочка», «Поздоровайся локтями», «Улыбёмся друг другу», весёлые зарядки до уроков, игра «Да - нетка», «Самолётик пожеланий». Они эффективно и динамично помогают позитивно начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, создать коллаборативную среду.
На этапе вхождения или погружения в тему: методы "Диаграмма Венна", «Остановки», «Раскадровка», «Суперпамять», деловые игры - помогают привести в систему знания учащихся по теме урока.
На этапе определения ожиданий обучающихся применяю такие методы, как: «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Прогноз погоды», «Солнышко – туча», которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и определить учащимися целей урока.
На второй фазе «Работа над темой», на этапе интерактивная лекция (передача педагогом новой информации) такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Превращения», «Театр» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
На этапе - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока) при организации самостоятельной работы над темой, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал на помощь приходят методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Гостиница», деловая игра «Приём на работу». Для проведения дискуссии и принятия решений - методы «Хорошо - плохо», «Приоритеты», «На линии огня». Для презентации материала самостоятельной работы обучающихся - «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Творческая мастерская», мини - проекты.
АМО оказали влияние на формирование положительной мотивации к учёбе у учащихся моего класса, т. к. способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, вовлеченности в совместную деятельность через парную, групповую работу, т. е. помогают созданию коллаборативной среды. Именно, коллаборативная среда ставит ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Мною было проведено исследование «Класс» в начале и конце первого года обучения. Сравнительный анализ показал положительные изменения в мотивации у обучающихся.
Т. о., применение технологии АМО и модерации содействует достижению комплекса образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Освоение АМО и технологии модерации позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, позволяют сформировать необходимые компетенции у участников образовательных мероприятий, а также способствовать повышению мотивации, как в обучении, так и преподавании.