СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение познавательной активности студентов через решение прикладных задач по специальности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическое использование прикладных задач на уроках математики позволяет связывать теорию с практической деятельностью, что способствует более глубокому освоению профессии, развитию интереса к математике, ориентирует учащихся на более высокий уровень ее изучения.

Просмотр содержимого документа
«Повышение познавательной активности студентов через решение прикладных задач по специальности на уроках математики»

Повышение познавательной активности студентов через решение прикладных задач по специальности на уроках математики

Кошелева Елена Анатольевна

ГБ ПОУ «ВПТ»

преподаватель математики

высшей квалификационной категории


Как показывает практика, в техникум приходят ребята с низким уровнем математической подготовки и отсутствием интереса к изучению математики. Однако учащиеся уже определились со своей будущей профессией. Поэтому эффективным средством для повышения мотивации являются прикладные задачи, которые демонстрируют непосредственное применение знаний из области математики для решения практических задач в профессиональной деятельности.

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку учащихся к использованию математических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Проблема прикладной направленности обучения математике не является новой. Теоретическое обоснование эта проблема получила в работах Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева, А.Н. Колмогорова, Ю.М. Колягина, H.A. Терешина, С.И. Шварцбурга и др. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в диссертационных исследованиях Л.Ю. Бегениной, И.И. Зубовой, Е.В. Сухоруковой, H.A. Тарасовой и др. Математики и методисты в своих работах предлагают различные трактовки понятий «прикладная направленность», «практическая направленность». К примеру, Н.А. Терешин под прикладной направленностью к обучению математике понимает ориентацию содержания и методов обучения на применение математики для решения задач, возникающих вне математики. По-мнению Г.В. Дорофеева, прикладная направленность в обучении математике – это ориентация содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках; в профессиональной деятельности; в народном хозяйстве и в быту.

      • качестве основного средства реализации прикладной направленности целесообразно использовать математические задачи и их конструкции (Г.И. Саранцев, Т.А. Иванова, В.И. Крупич, М.И. Зайкин, И.Ф. Шарыгин и др.) Задачи с практическим содержанием способствуют раскрытию многообразия применения математики в жизни.

В методической и учебной литературе понятие «прикладной задачи» трактуется по-разному:

– прикладной называют задачу, требующую перевода с естественного языка на математический;

– прикладная задача должна быть по своей постановке и методам решения более близкой к задачам, возникающим на практике;

– под прикладной задачей понимается сюжетная задача, сформулированная, как правило, в виде задачи-проблемы и удовлетворяющая следующим требованиям:

1) вопрос должен быть поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике (решение имеет практическую значимость);

2) искомые и данные величины (если они заданы) должны быть реальными, взятыми из практики;

– прикладная задача – это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами;

– когда в какой-нибудь области науки (не математики), техники или практической деятельности возникает задача, она не является математической по своему содержанию. Это задача физическая, биологическая, химическая, техническая и т. д. Когда же хотят такую задачу решать математическими средствами, ее называют прикладной (по отношению к математике).

Часто уроки математики не дают убедительного ответа на вопрос «зачем все это нужно?». Необходимо на понятном для учащихся языке показывать взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, с профессиональной деятельностью, с производством, с повседневной жизнью.

А этого можно достичь, лишь показав учащимся конкретные ситуации в избранной ими профессии, где используется математика. В этом случае эффективным является решение прикладных задач.

Под задачей прикладного характера мы понимаем задачу, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

При выборе задач мы ориентируемся на требования, которые предъявляются к человеку той или иной профессии, на виды деятельности, которыми ему предстоит овладеть. Помимо этого, задачи должны удовлетворять следующим требованиям:

– задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;

– вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;

– способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

– прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность;

– текст задачи должен отражать реализацию межпредметных связей.



Решение всех задач проходит в четыре этапа.

1. Анализ условия задачиадача формулируется на описательном языке).

2. Построение математической модели задачи (перевод исходной задачи на математический язык).

3.Решение математической модели задачисли задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму; если задача никогда не решалась, то осуществляется поиск необходимого алгоритма).

4. Интерпретация решения (это перевод решения задачи на исходный язык).


В таблице представлены примеры прикладных задач с указанием тем и специальностей, для которых они могут быть использованы.

Таблица

Прикладные задачи

Тема

Специальность

Задачи

Применение производной

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Закон прямолинейного движения тела задан уравнением S=-t³+3t²+9t+3. Найдите максимальную скорость движения тела. Здесь Sпуть (м), tвремя (с).

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Сила тока I(A) изменяется в зависимости от времени t(с) по закону I=3t²+2t+1. Найдите скорость изменения силы тока через 8 с.

Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

Зависимость температуры тела T то времени t задана уравнением T=0,5t²-2t+3. С какой скоростью нагревается тело в момент времени t=10c?

Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Для ограждения прямоугольного участка под посадку картофеля купили 400 м проволочной сетки. Определите размеры участка, чтобы его площадь была наибольшей.

Применение интеграла

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Найти путь, пройденный точкой от начала движения до ее остановки, если скорость ее прямолинейного движения изменяется по закону v=(15t-5t²) м/с.

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Скорость изменения силы тока в цепи задана уравнением v=2t+3. Найти силу тока в цепи в момент времени 2с.

Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

Вычислите работу, затраченную при растяжении каучукового шнура на 20 см, если растяжение пропорционально приложенной силе и сила в 2,6 Н удлиняет шнур на 2 см.

Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Найти площадь участка под посадку деревьев, ограниченного линиями y=0,5 x², x+y-4=0.

Фигуры вращения

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Какое количество солярки вмещает цилиндрическая цистерна диаметра 18 м и высотой 7 м?


Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Коническая крыша электрического щитка имеет диаметр 6 м и высоту 2 м. Сколько листов кровельного железа потребуется для этой крыши, если размер листа 0,7 м x1.4 м, а на швы и обрезки тратится 10 % общей площади крыши?

Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

Сколько квадратных метров жести израсходовано на изготовление 1 млн. банок диаметром 10 см и высотой 5 см, если на швы и отходы добавили 10% материала?

Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Коническая куча зерна имеет высоту 2,4 м, а окружность основания 20 м. Сколько тонн зерна в куче, если масса 1 м³ зерна равна 750 кг?

Рекомендуем перед изучением учебного материала по математике проанализировать, в каких ситуациях в профессиональной деятельности учащихся может пригодиться данный материал, и составить соответствующую систему задач с практическим содержанием.

Систематическое использование прикладных задач на уроках математики позволяет связывать теорию с практической деятельностью, что способствует более глубокому освоению профессии, развитию интереса к математике, ориентирует учащихся на более высокий уровень ее изучения.


Источники

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-prikladnyh-zadach-pri-izuchenii-matematiki-uchaschimisya-tehnicheskogo-kolledzha



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!