СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение профессиональной компетентности педагогов по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Опыт работы над проектом «Радуга народного творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда идет поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных учреждений, меняется и статус педагога, его образовательные функции. Востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных программ и технологий, современных образовательных подходов. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать нововведения, делая их главным механизмом в работе с дошкольниками.

Помочь воспитателям, в личностном и профессиональном развитии, призвана специально организованная методическая служба. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Опыт работы над проектом «Радуга народного творчества»»

Леонова Елена Ивановна

Город Майкоп, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Опыт работы над проектом «Радуга народного творчества»

Динамика развития современного общества ставит перед системой образования все новые и более сложные задачи. ФГОС ДО указывает на необходимость модернизации системы дошкольного образования в России, которая выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Сегодня, когда идет поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных учреждений, меняется и статус педагога, его образовательные функции. Востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных программ и технологий, современных образовательных подходов. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать нововведения, делая их главным механизмом в работе с дошкольниками.

Помочь воспитателям, в личностном и профессиональном развитии, призвана специально организованная методическая служба. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея разработки педагогического проекта по единой методической теме: «Система работы ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной культуре через интеграцию разделов художественно-эстетического развития». Творческое название проекта: «Радуга народного творчества».

Основной целью проекта является создание педагогических условий в ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры на основе интеграции разных видов художественно - творческой деятельности.

Актуальность данного проекта состоит в том, что современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

Следует подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.

Мы считаем, что процесс нравственно-патриотического воспитания будет более эффективным, при последовательном выполнении таких условий как:

  • непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей;

  • продвижение от опыта к знанию;

  • и последнее условие – это усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и родителями и сотрудниками детского сада.

Организация работы по реализации проекта осуществлялась поэтапно.

Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена диагностика эффективности работы детского сада по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей.

Знания о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества были отрывочны и поверхностны.

Проанализировав свою деятельность, проведя педагогические исследования, мы пришли к выводу, что необходимо приобщать детей к народной культуре, но начинать эту работу необходимо с обучения педагогов т.к. остро встал вопрос о профессиональной компетентности педагогов в приобщении дошкольников к народной культуре.

Выявив проблему, была спланирована работа с педагогами, родителями и детьми, определено содержание методической работы и критерии результативности. Следующий этап деятельности определил разные формы взаимодействия, как с детьми, так и с педагогами: семинары практикумы, выставки, беседы, экскурсии, театрализацию, встречи с сотрудниками музея.

Хочется остановиться на самых интересных, на наш взгляд, мероприятиях.

1.С целью повышения качества образования и развития педагогической компетентности проводим семинары-практикумы, так как они имеют более узкую направленность. В рамках семинара - практикума «Ознакомление с культурой русского народа» воспитатели познакомились со способами изготовления народной куклы, узнали больше о куклах наших предков. Итогом данной работы стала тематическая выставка «Куклы наших предков», где каждый педагог проявил свое творчество и представил кукол, изготовленных своими руками.

2.Так же была организована выставка «Из истории русского народного костюма». На выставку каждая группа представила куклу в русском народном костюме. К каждому костюму подготовили описание – какую область костюм представляет, какие части костюма и головных уборов присутствуют, как они называются, что символизируют собой узоры и орнаменты костюма.

3.На наш взгляд, очень интересной находкой явилось проведение обучающего семинара «Изготовление дымковских игрушек из соленого теста», где педагоги совершенствовали свои творческие способности. Полученные на семинаре знания педагоги с успехом применяют в работе с детьми.

4. Для формирования у детей знаний о народной культуре в ДОУ оформлены сменные экспозиции мини-музея.

При разучивании с детьми произведений русского фольклора, педагоги разъясняют значение непонятных детям слов и выражений: горница, дровенки, горшок, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие. В связи с эти возникла необходимость найти предметы русского быта, которые использовались в старину. Инициативу педагогов в создании выставки «Умелые руки не знают скуки» поддержали родители воспитанников.

5.Ещё одним из направлений приобщения детей к истокам народного творчества и развития их творческих способностей является представление музыкального фольклора в разных формах: музыкальных сказках, народных праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило их знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Дети использовали эти знания во время осеннего праздника «Осенины. Покров». При подготовке таких праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

Главный показатель эффективности работы - это данные анкетирования педагогов и диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Приведем сравнительные данные:

Знания и умения педагогов: начало года - 56%, конец года - 89%

Знания и умения детей: начало года – 49%, конец года – 81%

Таким образом, данные диагностики говорят об эффективности проводимой работы.

Разработанная система методической работы по данной проблеме позволила воспитателям значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область собственных знаний и умений.

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов. Важно, чтобы содержание и формы организации воспитательно-образовательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них.

Проделанная работа помогла сформировать как у воспитателей, так и у воспитанников устойчивый интерес к русской народной культуре. Теоретическое и практическое обучение воспитателей в детском саду дало положительные результаты.

Анализ проведенной работы показал перспективность развития данного направления работы с педагогами и воспитанниками детского сада, поэтому работа над этой темой будет продолжаться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!