СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение результативности обучения в условиях ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способы и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» (А. Дистервег)

Просмотр содержимого документа
«Повышение результативности обучения в условиях ФГОС»

Повышение результативности обучения в условиях ФГОСов

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способы и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

(А. Дистервег)



Я хочу охарактеризовать несколько технологий, которые чаще всего использую на своих уроках. Их целями и задачами являются социализация, развитие компетенций, творческой активности, аналитической деятельности и т.д., т.е. все то, о чем было сказано Дистервегом.

  1. Технология развивающего обучения научно обоснованна в трудах Выготского, Занкова, Давыдова.В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Развивающее обучение- это активно-деятельный способ обучения, который приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Главным условием развивающего обучения является познавательная активность учащихся, их продуктивная мыслительная деятельность. На уроках я использую дидактические игры, дискуссии, условно-графические наглядности (карты, схемы, кластеры). (Примеры - кластер «Отличия человека от др. живых существ», карта и схема Марафонского сражения и т.д.). Как показывают исследования, условно-графическая наглядность оставляет в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.

  2. Групповые технологии : (групповые, парные, индивидуальные). В основе лежит сотрудничество, доверие. (2гр.- ученые-историки (теоретики ) – (работа с документами)и ученые-археологи(практики) -(работа с иллюстрациями и описание предметов), дети выдвигают разные версии исторических событий – сами пишут историю. Рефлексия- чтение текста параграфа и оценка правильности выводов каждой группы. (Тема «Древнейшие люди»). Хотя последний пример можно отнести к другой технологии (автор - Троицкий), он называет ее «Дети пишут историю».

  3. Технология проектной деятельности - по обществознанию брали следующие объекты: социальные явления (девианты), социальные отношения (к старикам, молодежи и т.д.), социальная среда (пандусы, остановки, дом и двор). Технологии методических проектов:

-исследовательские (археологические памятники Древнего Рима);

-творческие (Путешествие по Древнему Египту): (гид и группа туристов, сценка «Суд Осириса», кукольный театр (диалог двух обезьянок) и т.д.;

-информационные (Управление в Афинах);

-практико-ориентированные (отчет об экскурсии в музей).

  1. Игровые технологии (технология проектного обучения (Дьюи), лозунг «Все из жизни, все для жизни». Цель: самостоятельно приобретать знания, пользоваться ими, коммуникативные умения, исследовательские умения, системное мышление. Играем в учителя, когда ребенок-учитель должен организовать проверку домашнего задания или изучение нового материала. При изучении темы «Культура» инсценируем («Антигона» Софокла (причем, каждый класс по-разному - группами; весь класс - хор старцев и главные герои.). Разминка (даты, события) - историческая цепочка или историческая дуэль. На обществознании - «Научный симпозиум»: администратор перепутал карточки регистрации по секциям (социология, история, экономика, антропология и т.д.) +карточки с определением понятий «социология, история» и т.д. Каждому ученому найти свою секцию по определению.

  2. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач (Альтшуллер)- развитие творческого воображения, преодоление стереотипов. По истории пытались выстроить алгоритм прочтения древних надписей (на примере черного камня (Шампольон).

  3. Технология интегрированного обучения - умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Обязательно - фаза вызова и рефлексия. Сравнить географическое положение и занятия населения Древней Финикии и Древнего Египта.

При переходе на ФГОС нового поколения нам приходится руководствоваться новыми принципами обучения (деятельностного обучения), новыми методами обучения (посредством решения системы учебных задач), новыми формами обучения (групповая), обновлённой системой обучения (классно-урочная система, дополненная лабораторно-исследовательской).

Деятельностный подход – это вовлечённость ученика в деятельность. Человек совершает ту или иную деятельность не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» К.Д. Ушинский.

Мотивация внедрения деятельностного подхода в обучении: приход в школу поколения детей с новыми психологическим особенностями и требованиями к образовательной среде, низкая результативность обучения.

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни задавал себе вопрос: почему при титанических усилиях учителя, использовании различных методических приёмов заинтересованность учеников снижается, а результативность обучения падает?

Причины низкого уровня обученности учащихся при использовании в качестве методологического основания вербального подхода. Качество психологических условий в учебном процессе мешает учащимся осваивать новое содержание. В основе вербального подхода – принуждение учащихся к выполнению репродуктивных действий, что вызывает отторжение учебного процесса, создаёт ситуацию, когда учащиеся вынужденно идут в класс, но учиться не хотят. Перегруженность домашними заданиями приводит к тому, что большая часть учащихся их вообще не выполняет. Пристрастный опрос по домашнему заданию на каждом уроке поддерживает постоянное состояние тревоги, стресса, страха, что приводит учащихся к временной необучаемости, создаёт психологическую ситуацию, когда учащиеся учиться не могут.

В результате деятельностного подхода обеспечивается психологически комфортное состояние преподавателя и учащихся, снижается количество конфликтных ситуаций, повышается общекультурная подготовка учащихся, создаются условия для формирования человека знающего, коммуникабельного, творческого, рефлексирующего, способного к саморазвитию.

Все новое – хорошо забытое старое. Все названные и неназванные (модульно-блочные, интегрированного обучения и т. д.) технологии я использую в своей практике давно. Я считаю, что на результативность влияет в первую очередь подбор детей. У меня 4 пятых класса. 3 класса достаточно сильные, в этих классах проводить урок одно удовольствие. Все, что я рассказывала о технологиях, я применяла у них. Четвертый класс очень слабый, и там многие технологии просто буксуют (даже игры).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!