Просмотр содержимого документа
«Повышение уровня родительской компетенции школьников с ОВЗ презентация»
Повышение уровня родительской компетенции как условие успешной социализации школьников с ОВЗ
Педагог-психолог Короленко Е.В.
- Скажите, пожалуйста, куда же мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. - Мне все равно… - сказала Алиса. - Тогда все равно куда и идти, -заметил Кот. (Л. Кэррол «Алиса в стране чудес»)
Педагог и родители: единство целей обучения и воспитания детей с ОВЗ
«Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. В настоящей действительности деятельность направлена чаще на решение частных случаев, а не на выявление общей закономерности компетентного родительского поведения» (М.А. Евдокимова)
Понятие родительской компетенции
- индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности (Костылева Н.Е.).
- способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденского)
Функции семьи
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу
- Воспитательная
- Хозяйственно-бытовая
- Эмоциональная
- Первичный социальный контроль
- Репродуктивная и сексуальная
Виды родительской компетенции
- Здоровьесберегающая
- Педагогическая
- Социальная
- Психологическая
- Правовая
- Информационная
- Мотивационная
- Технологическая
- Коммуникативная
- Рефлексивная
Типологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (В.В.Ткачева, И.Ю.Левченко)
Три группы:
- Психосоматичная (смешанный тип реагирования)
- Невротичная (гипостенический тип реагирования)
- Авторитарная (стенический тип реагирования)
Формы работы с родителями учащихся с ОВЗ
Традиционные формы работы
- Родительские собрания
- Классные и общешкольные конференции
- Индивидуальные консультации
- Посещение на дому
Формы работы с родителями учащихся с ОВЗ
Нетрадиционные формы работы
- Родительские тренинги
- Дискуссии
- Психологич. разминки
- Круглые столы
- Устные журналы
- Практикумы, мастер-классы
- Родительские вечера
- Родительские чтения
- Родительские ринги
И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева в рамках повышения уровня родительской компетенции выделяют следующие этапы:
- Привлечение родителей к коррекционно-образовательному процессу
- Формирование у родителей интереса к процессу развития ребенка, демонстрация возможностей существования достижений ребенка
- Развитие у родителей чувства успешности и родительской компетентности
- Раскрытие перед родителями возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка, участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе
Использованные источники
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб., 2006
- Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех, кто идет рядом. – М, 2010
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М, 1999
- Психология воспитания детей с нарушениями зрения. Под ред.Солнцевой Л.И., Денискиной В.З. – М, 2004
Спасибо за внимание!