СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение вестибулярной устойчивости обучающихся посредством статических упражнений на равновесие».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение использования упражнений на равновесие на уроках физической культуры для улучшения вестибулярной устойчивости.

Просмотр содержимого документа
««Повышение вестибулярной устойчивости обучающихся посредством статических упражнений на равновесие».»


ПОВЫШЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОСРЕДСТВОМ СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАВНОВЕСИЕ


¹Уханева Екатерина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент

²Мельникова Галина Ивановна, учитель физической культуры


¹ФГОУ ВО «Калиниградский государственный технический университет» г. Калининград, Россия, [email protected]

²МАОУ лицей 35 им. Буткова В.В. г. Калининград, Россия, [email protected]




Использования упражнений на равновесие на уроках физической культуры для улучшения вестибулярной устойчивости. Данный показатель является информативным для определения уровня развития функции равновесия, так как способность сохранять устойчивое положение тела при выполнении множества движений в повседневной жизни одна из основных задач физического воспитания.


Многочисленными исследованиями доказана роль вестибулярной системы в проявлении профессионально важных физических и психофизиологических качеств, во влиянии на результат практически во всех видах спорта, в гармоничном развитии человека.

Учеными выявлены многочисленные связи вестибулярной системы со всеми функциональными системами организма. В работе А.А.Зайцева было выдвинуто положение о необходимости организации занятий по физическому воспитанию с опорой на принцип активации системы, имеющей полифункциональные возможности для организма – вестибулярной системы. Поэтому исследование уровня развития вестибулярной системы у школьников шестых классов актуально и необходимо для выработки рекомендаций по оптимизации содержания учебных занятий по физической культуре.

Целью нашей работы является изучение использования упражнений на равновесие на уроках физической культуры для улучшения вестибулярной устойчивости. Определение устойчивости вестибулярной системы осуществлялось на тренажере «Вертикаль» (устройство для тренировки вестибулярного аппарата, разработанное В.Г.Стрельцом). Суть теста на « Вертикали» заключалась в следующем: Испытуемому предлагалось взяться за ручки тренажера и, приняв исходное положение – голова наклонена назад, ноги поджаты, начать вращение. Тест проводится при «выключенном» зрении ( надеваются светонепроницаемые очки). После пяти оборотов подавалась команда «стоп», обследуемый должен был поставить ноги на мат и отпустить ручки тренажера, но сделать это тогда, когда он почувствует, что сможет устоять на ногах без дополнительной опоры. Регистрируется время от команды «стоп» до отпускания ручек тренажера, которое называется «временем нерешительности», характеризующее сенсорную реакцию организма на вестибулярную нагрузку.

В тестировании приняли участие ученики четырех, шестых классов МАОУ лицея 35 им.Буткова В.В. города Калининграда. В контрольную группу вошли ученики 6 «А» и 6 «Л» классов, а в экспериментальную – 6 «Б» и 6 «И» классов. Всего было обследовано 72 школьника. Результаты тестирования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.



Таблица 1

Предварительное тестирование школьников на тренажере «Вертикаль»

Классы

Время нерешительности у мальчиков

Время нерешительности у девочек

9,2

9,9

8,6

9,0

7,7

8,1

8,0

9,3


Рис. 1.Результаты предварительного тестирования на тренажере «Вертикаль»

Результаты тестирования показали примерно одинаковый уровень развития вестибулярной устойчивости у школьников с незначительными расхождениями во времени нерешительности.

Для проведения второго этапа исследовательской деятельности были подобраны упражнения на равновесие для подготовительной части урока. Авторами методики использования упражнений на равновесие, выбранной для проведения экспериментальной работы стали В.А.Моисеев и А.Н.Чумаков. Они предложили комплекс из одиннадцати упражнений, которые надо выполнить в усложненных вариантах, например, сохранять равновесие стоя на носках с закрытыми глазами или с откинутой назад головой. В течение двух месяцев два экспериментальных класса применяли этот комплекс в подготовительной части урока. С каждым занятием качество выполнения упражнений улучшалось. Время сохранения равновесия при выполнении заданий постепенно увеличилось с десяти секунд до двадцати. Два контрольных класса использовали в подготовительной части урока традиционную разминку, в которой тоже были упражнения, активирующие вестибулярную систему, но не с такой целенаправленностью.

По окончании эксперимента, который длился два месяца было проведено повторное тестирование на тренажере «Вертикаль». Полученные результаты были обработаны методом математической статистики и отражены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Повторное тестирование школьников на тренажере «Вертикаль»

Классы

Время нерешительности у мальчиков

Время нерешительности у девочек

6a

5,9

6,7

5,7

6,4

4,2

4,2

3,7

4,0



Рис.2.Результаты повторного тестирования на тренажере «Вертикаль»


Как видно из таблицы самая высокая вестибулярная устойчивость наблюдается у школьников 6и класса, чуть хуже показатели у 6б класса, эти классы занимались по предложенной нами программе, целенаправленно активирующей функцию равновесия. У классов входящих в контрольную группу время нерешительности в среднем отличается от экспериментальных приблизительно на 2 секунды, хотя и у них мы наблюдаем улучшение данного показателя. Для выполнения сравнительного анализа проведенной экспериментальной деятельности все результаты отражены в таблицах 3 и 4, а также на рисунках 3 и 4.

Таблица 3

Сравнительный анализ изменения времени нерешительности у мальчиков до и после эксперимента

Классы

До эксперимента

После эксперимента

9,2

5,9

8,6

5,7

7,7

4,2

8

3,7


Рис.3.Сранительный анализ результатов у мальчиков


Таблица 4

Сравнительный анализ изменения времени нерешительности у девочек до и после эксперимента

Классы

До эксперимента

После эксперимента

9,9

6,7

9,0

6,4

8,1

4,2

9,3

4,0


Рис.4. Сравнительный анализ результатов у девочек


Для большей достоверности мы решили провести сравнение результатов отдельно у девочек и отдельно у мальчиков. Как видно из таблицы 3 улучшение результатов у мальчиков наблюдается во всех классах, но в экспериментальных группах результат улучшился в среднем на 3,9 сек.а, в контрольных на 3,0 сек. Лучшие показатели также наблюдаются у 6и класса. Это можно объяснить тем, что в данном классе многие ребята ходят на дополнительные спортивные занятия, проводимые во внеурочное время. В других классах занимающихся в спортивных секциях ребят значительно меньше.

У девочек также лучшие показатели в 6и и 6б классах (экспериментальные). Здесь мы видим значительное улучшение результатов в среднем на 4.2 сек., в контрольных классах на 2,8 сек.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что уровень вестибулярной устойчивости у школьников шестых классов, регулярно посещающих уроки физической культуры, улучшается, а при использовании упражнений на равновесие в подготовительной части урока, мы наблюдаем значительное улучшение данного показателя. Данный показатель является информативным для определения уровня развития функции равновесия, без которой невозможно гармоничное развитие всех сторон моторики школьников, так как способность сохранять устойчивое положение тела при выполнении множества движений в повседневной жизни одна из основных задач физического воспитания. Следовательно, на уроках физической культуры в школе крайне необходимо развивать и совершенствовать способность к равновесию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Зайцев А.А.. Полещук Н.К., Макаревский А.Б. Вестибулярные нагрузки и их мультимодальное моделирование на специальных тренажерах // А.А. Зайцев, Н.К. Полещук, А.Б. Макаревский // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал.– Калининград: Изд-во БГАРФ, 2015. - №2 (32) – С.78-83

2. Стрелец В.Г. Некоторые теоретические основы вестибулярной тренировки // Тренажеры для вестибулярной тренировки и методы объективного педагогического контроля: сб.науч.тр. - Л.,1988.- С.3-7.


IMPROVING VESTIBULAR STABILITY OF STUDENTS BY MEANS OF STATIC EXERCISE ON BALANCE


¹Wheneva Ekaterina Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

² Melnikova Galina Ivanovna, the teacher of physical culture



¹FSBEI HE «Kaliningrad state technical university», Kaliningrad, Russia, e-mail: [email protected]

² Lyceum 35 of them. Butkov V. V., Kaliningrad, Russia, e-mail: [email protected]


The use of exercise on balance in the lessons of physical culture for improving vestibular stability. This index is informative to determine the level of development of the equilibrium function, as is the ability to maintain a stable body position when performing the many movements in everyday life one of the main objectives of physical education.