ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограничеными возможностями здоровья
Воспитательский час
тема: «Пожарная безопастность».
Подготовила:
Воспитатель ГБОУ ВКШИ для обучающихся с ОВЗ
Деулина Ю.С.
с.Воскресенское 2024г
Тема: Пожарная безопасность
Цель:
В игровой форме закрепить знания по теме «Пожарная безопасность», привить им навыки правильных действий при возгорании и оказании помощи при спасении людей, научить быстро и правильно оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для ее преодоления, побудить учащихся к глубокому изучению курса ОБЖ.
Создать условия для развития логического мышления.
Формировать у детей навыки общения и сотрудничества.
Воспитывать чувство ответственности за себя и за окружающих людей.
Воспитывать умение общаться, слушать собеседника, дополнять ответы товарищей.
Задачи:
Формировать нравственные ценности, уважительное отношение к себе самому и людям, которые тебя окружают, способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности.
Развивать умение вести дискуссию, работать сообща, согласовывать свои действия.
Воспитывать культуру общения, желание способствовать взаимопониманию и сплочению коллектива.
Форма проведения: Урок – игра
Тип урока: Обобщающий
Оформление, оборудование, инвентарь:
- бинты для этапа 4,
- карточки заданий для этапов: 7, 8, 9,
- периодические издания (журналы) для этапа 11,
- бумага (ватман), фломастеры для этапа 2,
- карточки с рисунками для подведения итогов
Эпиграф Если в доме случилась беда, Едким дымом режет глаза, Кругом только копоть и жар, Значит это, ребята, пожар! Но не дремлет команда мужчин, Набери телефон 01. Из беды тебя выручит славный Уважаемый всеми пожарный! | Эпиграф Знает каждый гражданин этот номер 01 Если к вам пришла беда – позвони скорей туда |
Ход урока
I этап. Организационный момент
- Приветствие учителя.
- Запись числа и темы урока на доске и в тетради.
- Класс разбивается на команды по 6-7-8 человек (в зависимости от количества учеников в классе).
II этап. Обобщение и систематизация знаний учащихся
- Вступительное слово по теме.
- Учитель объясняет правила игры. За каждый правильный ответ команда или участник команды получают карточку. Задача команд – набрать наибольшее количество карточек.
Образцы карточек
№ | Задание | Варианты ответов |
1 | Назвать как можно больше технических средств применяемых пожарными при тушении пожара | - Выдвижная лестница - Гидравлический насос - Носилки - Катушка с кабелем - Мотопила - Теплозащитные костюмы - Мобильная рация - Фонарь - Газозащитная маска - Сигнальный флажок - Топор - Лом - Жилетка яркого (предупредительного цвета) - Баллоны со сжатым воздухом - Рукавная катушка - Огнетушитель - Напорные рукава - Ключи для гидрантов - Ручные пожарные стволы (наконечники пожарных рукавов) - Рукавные разветвления |
2 | Нарисовать пожарную машину | |
3 | Закончить предложение: «Пожарная безопасность – это…» Из предложенных вариантов ответов выбрать правильный | 1. -природные опасности (все, связанное с природой: вулканы, болотные газы торфяники или др.) 2. -события, ситуации, явления, связанные с огнем или его производными (угли, головешки, искры и др.), которые могут причинить вред (физические травмы, заболевания и даже гибель) 3. -техногенные опасности (все связанное с промышленностью, транспортом, техникой для человека и природы)4. Социальные опасности, создаваемые самим человеком (войны, конфликты, бытовая неустроенность, неосторожность, низкая температура и др.) 5.- возможные (потенциальные) опасности: удар молнии, электрозамыкание, предметы, используемые в быту (электробритва, электроутюг,..) |
4 | Наложить бинтовую повязку на кисть руки | Команды накладывают бинтовую повязку. Затем сравнивается качество и скорость наложения повязки. При повреждении поверхности кисти руки крестообразную повязку накладывают, начиная с фиксирующего оборота бинта на запястье, а дальше – по тылу кисти на ладонь; затем вверх, «крестом» и вниз (2 раза) и заканчивают бинтование на запястье |
5 | Конкурс капитанов Отгадать слово, написанное на доске. | Капитан становится лицом к классу, спиной к доске. Он может задавать вопросы, на которые от команды получает ответы «да» или «нет». Он должен догадаться, какое написано слово (например: «костер», «спички», «огнетушитель» и т.д.) |
6 | Закончить фразы: Чтобы выжить в пожароопасной ситуации - Нужно уметь…. - Нужно знать…. - Нужно действовать…. - Нужно хотеть | - Нужно уметь предвидеть и распознавать пожарную опасность и, по возможности, избегать ее - Нужно знать об окружающих нас пожароопасных ситуациях и собственных возможностях - Нужно действовать грамотно, решительно, без паники Нужно хотеть совершенствовать свои физические и психические возможности, расширять свои знания, избегать вредных привычек, чтобы противостоять пожарной опасности |
7 | Составить пары из фраз и пословиц поговорок, одинаковых по смыслу | Сам сможешь сделать | Не боги горшки обжигают | Мнем все равно, как меня называют, лишь бы относились хорошо | Хоть горшком назови, только в печку не ставь | Мне стыдно | Сгореть со стыда | И тут плохо и там тоже | Из огня да в полымя | Правду не скроешь | Правда в огне не горит и в воде не тонет | С тобой мне надежно | За тобой – как за каменной стеной | Сильно болеет | Высох как спичка | Сильно ударился | Из глаз искры посыпались | Вещи быстро изнашиваешь | Как на огне горит | Все нарядные, а ты неряха | В красный день, как обгорелый пень | |
8 | Ответить на вопросы (оценивается каждый правильный ответ) | Какие места наиболее опасны с точки зрения электоробезопасности в троллейбусе и трамвае? | Металлические поручни и другие металлические детали | Почему для тушения пожара не рекомендуется использовать горячую воду? | Горячая вода дает пар, сквозь который ничего нельзя увидеть, нельзя контролировать ситуацию, кроме того будет трудно дышать | Как правильно тушить небольшой пожар: от краев к центру или от центра к краям? | Правильно гасить огонь с краев, двигаясь к центру | На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары | Там, где в качестве сырьем .или готовой продукцией являются горючие или пожароопасные вещества | Нужно ли выбивать окна во время пожара? | Нельзя, так как приток свеже8го воздуха усилит горение | Почему горящий бензин нельзя тушить водой? | Бензин легче воды, поэтому вреда опустится вниз и не окажет никакого огнетушащего эффекта | Почему во всех учреждениях двери должны открываться наружу? | Чтобы при эвакуации людей не создавались давка и столпотворение | |
9 | К каждому вопросу, расположенному на отдельной карточке необходимо подобрать карточку с правильным ответом | Вопросы | Ответы | Возник пожар - | Звони 01 | В комнате много дыма - | Ползи к выходу | На тебе горит одежда – | Падай на землю, катайся | Задымился телевизор- | Отключи, накрой одеялом | Горит старая трава- | Забросай землей | Почувствовал запах газа- | Открой окно, балкон | Трудно дышать от едкого дыма- | Дыши через мокрую тряпку | |
10 | Соединить стрелками средства пожаротушения и область их применения | Вода | | Для сбивания пламени | Снег | Можно тушить почти все за исключением электропроводки, горючих жидкостей | Песок, земля (даже из цветочных горшков) | Для облегчения и ускорения тушения пожара | Брезент, верхняя одежда | Для тушения горящей жидкости, разлитой по полу, отдельных очагов возгорания и электропроводки | Веники из зеленых веток\ | Согласно инструкции | Ведра, лестницы багры | Для тушения горючих жидкостей, жира, для прекращения доступа воздуха к очагу горения | Огнетушители | Для тушения больших пожаров | Пожарные машины | Можно тушить почти все за исключением электропроводки, горючих жидкостей | |
11 | Командам предлагается из любого периодического издания (журнала) выбрать фразы, заголовки и пр., которые можно объяснить с точки зрения ОБЖ | Например: журнал «Лиза» №17 – 2012г. | Из журнала: | Пояснение, дополнение | Сохрани оптимизм… | …..в любой экстремальной ситуации | Задай мышцам нагрузку - | Занимайся физической подготовкой | Будем здоровы: | Сохранение здоровья и жизни – основная задача курса ОБЖ | Не раскисай! | Правила поведения в чрезвычайной ситуации | Успокойся и улыбнись | Без паники – все под контролем - | Под натиском воды… | ….отступит пожар | Смело… | …и решительно нужно преодолевать все жизненные трудности | |
III этап. Подведение итогов. Команда - победитель определяется по наибольшему количеству картинок, набранных в ходе игры
Рефлексия: Закончить фразу «Сегодня на уроке я понял, что…………………….»
Пояснительная записка
В современных условиях, когда реальностью стали различного рода чрезвычайные ситуации, катастрофы, теракты, возрастает роль системы образования за подготовку учащихся по вопросам, относящихся к области безопасности жизнедеятельности. «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это один из тех предметов, которые непосредственно готовят детей к жизни, учат не теряться в экстремальных ситуациях, быстро принимать правильные решения, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих рядом.
В наше неспокойное время предмет ОБЖ приобретает первостепенное значение для социализации детей; следовательно, учитель должен искать те средства и формы обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению знаний по данной учебной дисциплине. Использование на уроках игр и игровых приемов помогает решать многие учебные задачи. Игры могут выступать и как средство активизации психических процессов, стимулирования познавательной деятельности. Игры позволяют активизировать работу учеников на уроке, поставить их на роль соведущих. А это, в свою очередь, заставляет учеников принять знания, осмыслить их, закрепить в сознании.
В предмете же ОБЖ особенно важно, чтобы дети не просто знали, но и умели применять свои знания в возможных опасных жизненных ситуациях. В играх не только происходит усвоение учёных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения, Игра помогает сделать учебный материал увлекательным. Умелое использование игр в учебном процессе облегчает и позволяет разнообразить его. Игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Игра в ходе учебного процесса способствует формированию определенных навыков, развивает речевые умения, обучает умению общаться, способствует запоминанию материала, развивает способности и психические функции.
Игра является инструментом преподавания, активизирующего мыслительную деятельность учеников. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, побуждает познавательную деятельность.
Игру можно считать эффективным, гибким и универсальным приемом обучения. Она призвана активизировать процесс обучения и развивать мотивацию обучения. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи практического, воспитательного, развивающего и образовательного характера.
Опасность пожаров, тяжесть их последствий: травмы, гибель людей, значительные экономические потери ставят вопросы пожарной безопасности на одно из первых мест в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Профилактическая работа по обучению учащихся навыкам осторожного обращения с огнем, повелению в экстремальных ситуациях и, самое главное, что делать, если произошел пожар, жизненно необходима