СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности», 11 класс.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности», 11 класс.

Просмотр содержимого документа
««Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности», 11 класс.»

РАЗРАБОТКА урока ОБЖ
















Выполнил: Шаталин А.А. учитель-организатор ОБЖ

МБОУ СШ№2 г. Димитровграда Ульяновской области



































Аннотация

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности», 11 класс.

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о причинах пожара и обязанности и ответственности граждан.

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ на 6- том году изучения данной дисциплины.












































Содержание

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1.Методическое обоснование темы.

2.2.Методические рекомендации по проведению урока.

2.3.План урока.

2.4. Дидактический материал к уроку.

2.5. Список литературы (источников) для учащихся.

2.6. Список литературы для педагогов.

3.Список использованных источников.

4. Приложение.




Методическая разработка урока ОБЖ

по теме «Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности».

Цель методической разработки:

  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Пожарной безопасности. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности»,

  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств,

  • использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

Введение

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.

Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2016 году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек. Больший показатель по количеству гибели людей в условиях мирного времени имеют лишь дорожно-транспортные происшествия (ДТП – 270 тыс. чел. в год).

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.



















Методическое обоснование темы

Знание ОБЖ -один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.

Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Безопасность человека в повседневной жизни» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о безопасном поведении при возникновении пожаров, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.

Методические рекомендации по проведению урока.

Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок является первы в разделе «Основы комплексной безопасности».Урок проводится с учащимися 11 класса, предварительно можно провести индивидуальную работу с учащимися по составлению презентаций проектов, а также работу по планированию и разработке проектов.

Тема программы: Безопасность человека в повседневной жизни.

Тема урока: «Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.





Цели:

- Обобщить представления учащихся об особенностях прав и ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Систематизировать знания Правил пожарной безопасности, соблюдение их требований в повседневной жизни, надежная гарантия личной безопасности и верный путь снижения количества возгораний, возникающих по вине человека.

-Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки.

- Продолжить формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотно и адекватно оценивать сложившуюся обстановку.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности».

2. Развивающие:

- проводить поиск нужной информации в источниках разного типа.

- критически анализировать источник (характеризовать авторство источника, время, цели его создания)

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

- формулировать собственную позицию.

3. Воспитательные

- способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим.

- воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.

4. Здоровье- сберегающая:

- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.





Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Учебник ОБЖ 11 класс, под редакцией А.Т. Смирнова, 4-е издание переработанное. Москва "Просвещение" 2012 г.

  2. Н.А. Прокопенко, Н.В. Косолапова. ОБЖ для начального и среднего профессионального образования. Москва «Академия», 2010 г.

  3. Презентации учащихся.

  4. Дидактический материал.

Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, история.

Технологическая карта урока:

План урока:

1. Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

2. Защита проекта «Причины возникновения пожаров».

3. Обсуждение с классом ( вопрос, ответ, пояснение учителя) где возникают пожары?, Человеческий фактор?, Огонь становится врагом человека?

4. Игра я прав. Где два ученика приводят доводы в защиту своей позиции (1ученик чтобы развести костер у здания, 2 высказывается против разведения костра). И другие задания: курение в комнате на диване; использование открытого огня в квартире; использование пиротехнике в доме и т.д.)

5. Защита проекта «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности»

6. Тестирование по ранее записанным понятиям.

7. Домашнее задание.




Материальное обеспечение:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994года № 69, (извлечения из ФЗ 69),

  • Кодекс Российской федерации об административных правонарушений (извлечения из КоАП РФ) ,

  • Уголовный кодекс Российской федерации (извлечения из УК РФ),

  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации (извлечения из ППР),

  • Учебник ОБЖ 11 класс, под редакцией А.Т. Смирнова, 4-е издание переработанное. Москва "Просвещение" 2012 г.

  • Научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2014), дидактические материалы ОБЖ,

  • Компьютер,

  • Телевизор,

  • Дисковый носитель.







Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Работа по теме урока.

На уроке учащиеся делятся на подгруппы. У каждой подгруппы имеется соответствующее задание. Учащиеся каждой подгруппы должны защитить свой проект, а остальные ученики делают записи в тетрадях.

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.

Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров».

  • Знакомство с причинами пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

  • Защита проекта по теме: «Причины возникновения пожара» (выступление учащихся)

  • Защита проекта по теме: «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности» (выступление учащихся)

  • Обсуждение с учащимися возраста с которого наступает ответственность граждан за административные правонарушения и уголовные, а также примеры ситуаций (пожаров) и ответственности в зависимости от последствий.

  • Тестирование по ранее записанным понятиям.

  • Домашнее задание.

























Список литературы (источников) для учащихся.

  1. Алексеенко, В.А. Жизнедеятельность и биосфера [Текст]: учебное пособие / В.А. Алексеенко. – М.: Логос, 2005.

  2. Безопасность деятельности [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2003.

  3. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник. / под ред. Э.А. Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002.

  4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст]: Учеб. посо­бие / В .А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - изд. 2-е, перераб. — М.: Высш. шк., 2007.





Интернет – ресурсы:

  1. http://erudition.ru/referat/ref/id.32645_1.html (ОБЖ в училище)

  2. http://73.mchs.gov.ru/upload/site55/document_file/sEg9VgFRiI.pdf (официальный сайт ГУ МЧС по Ульяновской области)

  3. http://mosathletics.ru (ЧС природного характера)

  4. http://european-obzhs.org (ЧС техногенного характера)

Список литературы для педагогов.

1. Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Составитель Б.И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001.

4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003.

Список использованных источников.

1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Нарко­мания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200.

2. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-С.8- 15. 2 статьи

3. Быстрова М. День знаний - и день безопасности/М.Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.

4. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом/М.Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.

5. Воробейчиков А. Пожарные во Франции/ А.Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.

6. Гринин А.С. Пожарная и взрывная безопасность/А.С. Гринин / Гринин А. С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М., 2002.-С.95-121. 68.69я73 Г85

8. Дешевых Ю. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю.Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.

9. Князев П. Организация и управление процессом обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения: Рабочая программа курсов повышения квалификации работников образования/П.Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-N9.-С.56-58.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!