РАЗРАБОТКА урока ОБЖ
Выполнил: Шаталин А.А. учитель-организатор ОБЖ
МБОУ СШ№2 г. Димитровграда Ульяновской области
Аннотация
Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности», 11 класс.
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о причинах пожара и обязанности и ответственности граждан.
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ на 6- том году изучения данной дисциплины.
Содержание
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1.Методическое обоснование темы.
2.2.Методические рекомендации по проведению урока.
2.3.План урока.
2.4. Дидактический материал к уроку.
2.5. Список литературы (источников) для учащихся.
2.6. Список литературы для педагогов.
3.Список использованных источников.
4. Приложение.
Методическая разработка урока ОБЖ
по теме «Пожарная безопасность. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности».
Цель методической разработки:
раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Пожарной безопасности. Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности»,
приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств,
использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.
Введение
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.
Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2016 году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек. Больший показатель по количеству гибели людей в условиях мирного времени имеют лишь дорожно-транспортные происшествия (ДТП – 270 тыс. чел. в год).
Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Методическое обоснование темы
Знание ОБЖ -один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Безопасность человека в повседневной жизни» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о безопасном поведении при возникновении пожаров, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.
Методические рекомендации по проведению урока.
Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок является первы в разделе «Основы комплексной безопасности».Урок проводится с учащимися 11 класса, предварительно можно провести индивидуальную работу с учащимися по составлению презентаций проектов, а также работу по планированию и разработке проектов.
Тема программы: Безопасность человека в повседневной жизни.
Тема урока: «Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: смешанный.
Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.
Цели:
- Обобщить представления учащихся об особенностях прав и ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Систематизировать знания Правил пожарной безопасности, соблюдение их требований в повседневной жизни, надежная гарантия личной безопасности и верный путь снижения количества возгораний, возникающих по вине человека.
-Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки.
- Продолжить формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотно и адекватно оценивать сложившуюся обстановку.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Права и обязанность граждан в области пожарной безопасности».
2. Развивающие:
- проводить поиск нужной информации в источниках разного типа.
- критически анализировать источник (характеризовать авторство источника, время, цели его создания)
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
- формулировать собственную позицию.
3. Воспитательные
- способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим.
- воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.
4. Здоровье- сберегающая:
- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Материально-техническое обеспечение урока:
Учебник ОБЖ 11 класс, под редакцией А.Т. Смирнова, 4-е издание переработанное. Москва "Просвещение" 2012 г.
Н.А. Прокопенко, Н.В. Косолапова. ОБЖ для начального и среднего профессионального образования. Москва «Академия», 2010 г.
Презентации учащихся.
Дидактический материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, история.
Технологическая карта урока:
План урока:
1. Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.
2. Защита проекта «Причины возникновения пожаров».
3. Обсуждение с классом ( вопрос, ответ, пояснение учителя) где возникают пожары?, Человеческий фактор?, Огонь становится врагом человека?
4. Игра я прав. Где два ученика приводят доводы в защиту своей позиции (1ученик чтобы развести костер у здания, 2 высказывается против разведения костра). И другие задания: курение в комнате на диване; использование открытого огня в квартире; использование пиротехнике в доме и т.д.)
5. Защита проекта «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности»
6. Тестирование по ранее записанным понятиям.
7. Домашнее задание.
Материальное обеспечение:
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994года № 69, (извлечения из ФЗ 69),
Кодекс Российской федерации об административных правонарушений (извлечения из КоАП РФ) ,
Уголовный кодекс Российской федерации (извлечения из УК РФ),
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (извлечения из ППР),
Учебник ОБЖ 11 класс, под редакцией А.Т. Смирнова, 4-е издание переработанное. Москва "Просвещение" 2012 г.
Научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2014), дидактические материалы ОБЖ,
Компьютер,
Телевизор,
Дисковый носитель.
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Работа по теме урока.
На уроке учащиеся делятся на подгруппы. У каждой подгруппы имеется соответствующее задание. Учащиеся каждой подгруппы должны защитить свой проект, а остальные ученики делают записи в тетрадях.
Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».
Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»
В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.
Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров».
Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).
Защита проекта по теме: «Причины возникновения пожара» (выступление учащихся)
Защита проекта по теме: «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности» (выступление учащихся)
Обсуждение с учащимися возраста с которого наступает ответственность граждан за административные правонарушения и уголовные, а также примеры ситуаций (пожаров) и ответственности в зависимости от последствий.
Тестирование по ранее записанным понятиям.
Домашнее задание.
Список литературы (источников) для учащихся.
Алексеенко, В.А. Жизнедеятельность и биосфера [Текст]: учебное пособие / В.А. Алексеенко. – М.: Логос, 2005.
Безопасность деятельности [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2003.
Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник. / под ред. Э.А. Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002.
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст]: Учеб. пособие / В .А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - изд. 2-е, перераб. — М.: Высш. шк., 2007.
Интернет – ресурсы:
http://erudition.ru/referat/ref/id.32645_1.html (ОБЖ в училище)
http://73.mchs.gov.ru/upload/site55/document_file/sEg9VgFRiI.pdf (официальный сайт ГУ МЧС по Ульяновской области)
http://mosathletics.ru (ЧС природного характера)
http://european-obzhs.org (ЧС техногенного характера)
Список литературы для педагогов.
1. Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Составитель Б.И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001.
4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003.
Список использованных источников.
1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200.
2. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-С.8- 15. 2 статьи
3. Быстрова М. День знаний - и день безопасности/М.Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.
4. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом/М.Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.
5. Воробейчиков А. Пожарные во Франции/ А.Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.
6. Гринин А.С. Пожарная и взрывная безопасность/А.С. Гринин / Гринин А. С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М., 2002.-С.95-121. 68.69я73 Г85
8. Дешевых Ю. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю.Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.
9. Князев П. Организация и управление процессом обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения: Рабочая программа курсов повышения квалификации работников образования/П.Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-N9.-С.56-58.