СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пожары – большая беда для человека. Детские шалости с огнем и их последствия. Другие причины возникновения пожара дома, на улице»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Пожары – большая беда для человека. Детские шалости с огнем и их последствия. Другие причины возникновения пожара дома, на улице»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фентисовская основная общеобразовательная школа»


Учитель: Боева Ю.А


Тема классного часа на тему: «Пожары – большая беда для человека.

Детские шалости с огнем и их последствия.

Другие причины возникновения пожара дома,
на улице»


Классный час

Цель: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, давать оценку поступкам и делать выводы.

Оборудование: несколько примеров со случаями пожаров из средств информации и печати; фрагменты видеофильмов, компьютерных программ, сюжетные картинки с опасной ситуацией пожаров.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Изучение темы.

1Учитель. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека, – все уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится, – вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растет. Отчего же происходят пожары?

2. П р и м е р ы нескольких случаев с пожарами.

1) Десятилетний Андрей С. шел к маме на работу и на улице возле дома увидел бочку с какой-то жидкостью. Он открыл бочку и бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.

2) Павел Е., играя в кладовой со спичками, зажигал их и бросал в корзину с игрушками. Корзина загорелась, и пожар распространился по кладовой. Спас его сосед.

3) В одном из хуторов дети во дворе дома сжигали мусор. Огонь перешел сначала на сухое сено, затем загорелись деревянные надворные постройки, в результате погибли два трехлетних малыша. Причиной этой гибели опять явилось неосторожное обращение с огнем детей постарше.

4) Семилетний Артур решил поиграть со спичками в доме и тоже погиб. Просто у взрослых было много дел, никто и не задумывался о том, что за несколько минут может разыграться ужасная трагедия.

5) Двенадцатилетний Вадим принес в школу какой-то темно-серый порошок, неизвестный для него по происхождению и по составу, и предложил друзьям испытать его качества в огне. Алексей, Миша и Вадим развели костер; ближе всего к огню находился Алексей, ему Вадик и вручил порошок. С возгласами: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Алексей бросил порошок в пламя. Оно вспыхнуло, произошел взрыв. Алексей погиб, двое других мальчиков получили травмы и ожоги от вылетающих из костра предметов, осколков.

3. Д е м о н с т р а ц и я фрагментов видеофильмов, компьютерных программ, диапозитивов или сюжетных картинок с опасной ситуацией пожаров.

Например: ребенок взял поиграть спички, и на нем загорелась рубашка; ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его; мальчик стоит и поджигает мусор.

Каждый случай обсуждается по вопросу: правильно ли дети поступили или нет и почему?

Ребята совместно с учителем подводят итог, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.

4. П р о д о л ж е н и е беседы-рассказа.

Учитель. Есть, ребята, шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Бывают случаи, когда ради развлечения ребята пускают с крыш домов горящие самолетики, поджигают почтовые ящики, обшивки дверей в квартирах и подъездах. Они совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие «развлечения». А последствия могут быть самые трагичные.

5. Р а с с к а з ы детей о пожарах, которые они видели или которые произошли по их вине.

Дети дают оценку поступкам, делают выводы.

III. Итог занятия.

Учитель (напоминает детям). Пожар легче предупредить, чем погасить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Назовите, ребята, основные причины возникновения пожаров.

Учащиеся (с помощью учителя). Основными причинами возникновения пожаров являются шалости детей со спичками, неаккуратное обращение с легковоспламеняющимися материалами, несоблюдение правил пожарной безопасности.

Где бы вы не находились, всегда и везде помните о правилах пожарной безопасности:

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол прожег,

Не смотри, не жди, не стой;

А залей его водой.

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть к пожарным позвонить,

О пожаре сообщить.

-Как вы понимаете слово устное?( устное – это то, что произносится, а не пишется; передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

- Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как эти произведения дошли  до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

- Для чего нам нужно изучать произведения устного народного творчества? (Чтобы сохранить обычаи русского народа)

- Да, я согласна с вами. А еще народное творчество украшает нашу речь, делает ее выразительной и поэтичной.

 

IV. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Определение темы, цели, постановка учебной задачи.

– О чем, же мы будем говорить на уроке?  Попробуйте сформулируйте тему урока.

Сегодня у нас необычный урок

О жанрах устного народного

 Творчества поговорим,

 То, что читали, повторим.

 

- Обозначим цель:  познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать).

 

- Устному народному творчеству можно дать и другое название. Какое? (фольклор).

V. Проверка домашнего задания. СЛАЙД 6

   - Есть такая деревушка, а называется она «Фольклорушка». Живут в ней поживают простые крестьяне. Они трудятся, любят друг – друга играют свадьбы, воспитывают детей. Всё как везде, но особенность этой деревни в том, что каждая семья хранит в своём доме различные сокровища народного фольклора и передаётся это богатство из поколения в поколение. Но они не жадничают и охотно  делятся своими  знаниями  со всеми, кто приходит к ним с миром. Вот сейчас мы с вами и отправимся к ним в гости.

- Но перед тем, как отправиться в путь, мы должны проверить наш багаж, а это домашнее задание.

- Где мы побывали на прошлом уроке? (в музее народного творчества).

- О чем узнали? ( у каждого народа есть свои национальные костюмы, своя любимая посуда, свои игрушки…..)

- Очень приятно, что в ваших семьях бережно хранят, сами создают  изделия народного творчества, значит связь поколений не потеряна. Благодаря этому, у нас в классе появилась выставка народного творчества.

VI. Работа по теме урока. Открытие нового знания.

Знакомство с закличками. СЛАЙД 7     

- Багаж проверен. В путь.  Сначала мы посетим дом  Закличкиных. Здесь познакомимся с закличками, которые в деревнях знали все от мала до велика. Приступаем к исследованию. СЛАЙД 8

- Попробуйте догадаться от какого слова образовано слово закличка? Что значит  кликать, закликать?(звать, приглашать).

Когда  долгое  время  нет  дождя,  то  ребятишки, бегая  по  улице напевают  и  «дразнят»  дождик. СЛАЙДЫ 9-10

                                 Дождик, дождик,  пуще!    

                            Едет  Ванька  с  гущей,    

                            Задел  за  пенёк –   

                           Освятился  огонёк, 

                          Задел  за  кочку –                            

                          Пролил гущи  бочку.

-   В  пасмурную  же  погоду   поют.      

Радуга-дуга,                                                                                                                                      Не давай дождя,                                                                                                                             Давай солнышка.                                                                                                                                     Из-за облышка!

- Что же такое заклички?  ( Заклички – это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру, как к живым существам. Дети просят  о помощи силы природы. , потому что в  далекие времена жизнь человека и урожай полностью зависели от природных явлений.)

- Перед тем, как прочитать заклички в учебнике проведем словарную работу.

а) Словарная работа  СЛАЙДЫ 11-14

- Перед тем, как прочитать заклички в учебнике проведем словарную работу.

Снарядись - нарядись

Берестечко-береста –верхний слой берёзовой коры, сделанный из бересты

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Каравай -  круглый хлеб

б) Чтение закличек  хором (учебник с. 94)

- К кому обращаются авторы закличек ? (к солнышку, дождю)

-  Перечитайте и скажите с какой просьбой обращаются авторы закличек?

-Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?

( Потому что от них зависел урожай)

- С каким чувством будем читать первую закличку?  (с нежностью )

- Какие слова это подтверждают?  (солнышко, летечко, берестечко, горошка…)

- Прочитаем выразительно первую закличку.

- Вторую закличку прочитайте в ритме бойком, задорном, с восторгом, попробуйте договориться с дождиком,  пообещайте за исправную работу -  подарок.

VII. Физминутка                                  

-  Заклички также сопровождали уличные игры и использовали в затруднительных случаях. Например: попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!». СЛАЙД 15

Колода – предмет представляет собой бревно с выдолбленной серединой

VIII. Продолжение работы по теме урока.

Знакомство с приговорками СЛАЙД 16

- А сейчас нас приглашает в гости семья Приговоркиных.  Любят в этой семье приговаривать, что значит  говорить, делая что-нибудь. Члены этой семьи охотно согласились поделиться с вами приговорками.

б)   Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

-Какие слова Вам были непонятны? СЛАЙДЫ  17-18

Бобы-огородное растение семейства бобовых( фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

IX. Физминутка

- А сейчас сядьте поудобнее. Представьте себе, что вы оказались около родника. Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией. Отдохнули и готовы работать дальше.

X. Продолжение  работы  над приговорками.                                                                                             -Как надо читать приговорку громко кричать или тихо просить? (напевно, тихо прося….)

- Найдите слова, которые звучат напевно.

 Предложите свой вариант выразительного прочтения приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

XI. Продолжение работы по теме урока. СЛАЙД 19

1. Знакомство с потешками

а) - А теперь переходим на двор к Потешкиным. У них тоже есть, что нам показать. Как вы думаете, что они хранят  в своих сундуках? (потешки и пестушки).

- Что значит потешать? (смешить, развлекать).

б) - А вы знаете  какие-нибудь потешки?

- К кому обращены потешки?

- Потешки обращены к маленьким детишкам, значит их надо читать…                                           ( ласковым голосом, негромко, нежно, с доброй улыбкой, нараспев).

- Давайте потренируемся в выразительном чтении потешек.

в)Чтение потешек  учителем  ( дети следят по учебнику с.95)

г) Словарная работа

Сметлива – ( словарь Ожегова) сметливый - обладающий сметкой, догадливый.

Не ворочается – не поворачивается.

д) Выразительное чтение детьми

4. Знакомство с перевертышами (небылицы).                                                                                 - Следующая семья, у которой мы погостим Небылицыны.                                                                – Сядьте поудобнее и послушайте, что они вам расскажут. СЛАЙД 20 (аудиозапись)

Ехала деревня мимо мужика                                                                                                Вдруг из-под собаки лают ворота …                                                                                

- А почему вы смеетесь? СЛАЙД 21

-Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами или небылицами, потому что все в них перевернуто.

- Для чего были придуманы перевертыши(небылицы?) (чтобы ребенка успокоить, отвлечь, развеселить).

- Прочитайте перевертыши  в учебнике жужжанием.

XII. Закрепление изученного. Развитие умений – применение знания.

- Понравилось в деревне «Фольклорушка»? А в каком доме вам больше всего понравилось?

1.Работа в паре (на столах тексты)

- Жители деревни «Фольклорушка»  хотят проверить на прощание всё ли вы запомнили.  У вас на столах лежат листочки с произведениями устного народного творчества разных жанров. Они просят прочитать и определить , к каким жанрам фольклора относятся эти произведения.


2. Проверка работы. (Смайлики). СЛАЙДЫ 22-26

- Жители деревни Фольклорушка остались довольны вашей работой  и говорят вам: «До новых встреч!». СЛАЙД 27

XIII.Рефлексия. Оценка работы.

- Какой раздел мы сейчас изучаем? (Веселый хоровод)

- Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны.

-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

- Какие еще жанры народного творчества вы знаете? СЛАЙД 29