СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»


ТЕМА: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Предмет: ОБЖ.

Класс: 8.

Учитель: Рамазанов Р.И.

Дата:

8-1

8-2

8-3

8-4

8-5

Цель урока:

Побудить учащихся задуматься о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательная: Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека.

Развивающая: Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.

Воспитательная: Воспитывать нравственные качества: мужество, самоотверженность. Планируемый результат: Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетради


Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Изложение программного материала.

Использовать огонь для своих нужд человек начал ещё в очень древние времена. Археологические (археология – наука, изучающая историю человеческого общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей) находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46-230 тыс. лет тому назад. Позднее, примерно более 10 тыс. лет до н. э., люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века (начало 1 тыс. лет до н. э.) человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива – железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в период 1830-1855 гг.). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы – огнём. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).

Овладение огнём дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Благодаря использованию огня человек становился всё меньше зависимым от природных условий существования.

Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнём и обеспечения своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведёт к пожару.

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожары возникали и возникают постоянно – на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.


Запомните!


Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность.

Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, - всё это приводит к наиболее трагическим последствиям.

Внимание!

Пожары возникают чаще всего там, где человек пользуется огнём для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

В период с 1860 по 1910 гг. только в европейской части России было зарегистрировано 2 млн пожаров, которыми было уничтожено свыше 6,5 млн крестьянских дворов; ущерб оценивался в несколько миллиардов рублей золотом.

В период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевский писал, что пожары в Москве были привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно. Если пожар истреблял сотню или две домов, о нём и не говорили много. Только тот пожар считался в Москве большим, в пламени которого уничтожались, по крайне мере, 7-8 тыс. домов.

Самый большой пожар в Москве был в сентябре 1812 г., когда в оставленный русскими войсками город вошла Великая армия французского императора Наполеона I. Пожар длился трое суток и уничтожил три четверти городских строений.

В 1912 г. было установлено, что деревни Российской империи почти полностью выгорали каждую четверть века.

Использование огня в производстве и в быту возрастает, увеличивается, следовательно, и вероятность возникновения пожаров. В каждом жилище в настоящее время используются различные электроприборы (холодильники, телевизоры, утюги, электронагреватели и целый ряд других приборов). В большинстве домов используется бытовой газ. Меры пожарной безопасности при пользовании бытовыми приборами соблюдаются не всегда и не всеми, что приводит к возникновению пожаров в жилых районах.

Чаще всего пожары возникают по причине так называемого «человеческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.

Это должен знать каждый

Наиболее распространённые причины пожаров в быту

Неосторожное обращение с огнём

  • бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведённых местах;

  • разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

  • отогревание и в зимнее время замёрзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

  • подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

  • чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;

  • небрежное хранение горючих жидкостей;

  • применение для освещения открытого огня.


Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:

  • перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;

  • повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;

  • оставление электронагревательных приборов включёнными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;

  • расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);

  • нарушение правил эксплуатации электроприборов, определённых в инструкции предприятий-изготовителей;

  • эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.

Неправильная эксплуатация печного отопления:

  • неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;

  • своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

  • установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

  • оставление топящейся печи без присмотра;

  • применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Шалости детей:

  • игра со спичками;

  • разведение костров в подвалах и на чердаках;

  • поджог тополиного пуха в летнее время;

  • нарушение правил обращения с пиротехникой.

Часть пожаров (особенно на дачах) возникает из-за поджогов – криминальных, умышленных действий по уничтожению или повреждению чужого имущества.

Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары – это постоянно существующие бедствия.

Статистика

В Российской Федерации за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров (в 2001 г. – 246 тыс., в 2002 г. – 260 тыс., в 2005 г. – почти 227 тыс.), в которых гибнет в среднем 18-20 тыс. человек (в 2001 г. – 18289 человек, в 2002 г. – 19906 человек, в 2005 г. – 18194 человека), а материальный ущерб от огненной стихии составляет 50-70 млрд рублей.

Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнём.

В 70-75% случаев пожары возникают в жилом секторе и общественных зданиях, а число пострадавших в этих местах составляет 85-90% от общего количества.

По данным Главного управления государственной

противопожарной службы МЧС России

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ


Самый крупный пожар по числу жертв в одном здании произошёл в 1845 г. в театре города Кантона (Китай). В огне погибло 1670 человек.

Трагичны по своим последствиям пожары, возникающие в гостиницах и общежитиях.

В феврале 1977 г. в московской гостинице «Россия» произошёл пожар, в результате которого погибло 42 и пострадало 52 человека. Пожару была присвоена самая высокая, пятая, категория сложности. В тушении пожара принимали участие 1500 пожарных и 162 единицы специальной техники.


Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счёт снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

  1. Закрепление.

Вопросы самоконтроля

  1. В чём заключается значение огня в жизни человека?

  2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните, почему.

  3. Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

  4. Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнём.

  5. Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?


IV. Физкультминутка

- А теперь давайте отдохнем. Проведем физкультминутку.

  1. выполнить те упражнения, которые вы увидите на слайде.

V. Рефлексия. Составим памятку поведения человека во время пожара (каждый учащийся составляет и зачитывает, затем составляем общую)

выполнить те упражнения, которые вы увидите на слайде

VI Подведение итогов В заключение урока необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но умень­шить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области по­жарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

В заключение урока необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но умень­шить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области по­жарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.поражающих факторах пожара, о причинах возникновения пожаров.

Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но

уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния

человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие

правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной

жизни.


Домашнее задание


Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся за последние годы в районе вашего проживания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!