Урок 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Цель урока:
Побудить учащихся задуматься о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи:
Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека.
Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.
Рассказать о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров
Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, карточки.
Ход урока:
Мобилизующее начало урока
Отсутствующие на уроке (причина)
Подготовка учащихся к уроку
Сообщение плана урока
Постановка проблемы урока
Учитель: «В Российской Федерации за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров, в которых гибнет в среднем 18-20 тыс. человек, а материальный ущерб от огненной стихии составляет 50 – 70 млрд рублей. Поэтому, ваша задача – сформировать убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни, чтобы сохранить жизнь себе и другим».
Изучение нового материала:
На сегодняшнем уроке мы поговорим о значении огня в жизни человека, о причинах и последствиях, об организации защиты населения и о правилах пожарной безопасности.
План изложения нового материала
Презентация «Пожарная безопасность»
Слайд 1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Слайд 2. Использование огня
Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46—230 тыс. лет тому назад. Позднее, люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива — железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать с XIX века). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы — огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).
Слайд 3. Огонь – друг человека
Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности.
Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду.
На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнем и обеспечения своей безопасности от него.
Слайд 4. Огонь – враг человека
Слайд 5. Исторические факты.
Но и по сей день, возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку. Учитель: «А к чему это может привести?».
Слайд 6. Определение пожара (Записать в тетрадь)
Пожары возникали и возникают постоянно — на производстве, на транспорте, в жилых и общественных зданиях.
Слайд 7. Пожар в жилых и общественных местах
Слайд 8. Исторические факты.
Учитель: «Что приводит к наиболее трагическим последствиям в общественных местах?» (Ответ: паника)
Слайд 9. Паника (Запись в тетрадь)
Чаще всего пожары возникают по причине так называемого человеческого фактора. Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.
Слайд 10. Причины (Запись в тетрадь)
Учитель: «Рассмотрим более подробнее эти причины».
Слайд 11. Неосторожное обращение с огнем:
1. бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;
2. разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
3. отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
4. подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
5. чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
6. небрежное хранение горючих жидкостей;
7. применение для освещения открытого огня.
Слайд 12. Неправильная эксплуатация оборудования
1.перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
2. повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
3. оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
4. расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
5. нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей;
Слайд 13. Неправильная эксплуатация печного отопления:
1. неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
2. своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
3. оставление топящейся печи без присмотра;
4. применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Слайд 14. Шалости детей
1. игра со спичками;
2. разведение костров в подвалах и на чердаках;
3. поджог тополиного пуха в летнее время;
4. нарушение правил обращения с пиротехникой.
Учитель: «Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары - это постоянно существующие бедствия».
Слайд 15. Сравнительная таблица
Слайд 16.
IV. Закрепление материала (вопросы)
1. От чего зависит личная безопасность человека при пожаре?
Ответ: От его поведения, соблюдение правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умение действовать во время пожара.
2. Что такое паника?
Ответ: Психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации, называется паникой.
3. При каких условиях огонь становиться опасным для человека?
Ответ: Огонь становится врагом:
4. Что такое меры пожарной безопасности?
Ответ: Меры пожарной безопасности – это действия по ее обеспечению и по выполнению ее требований
5. В каком веке были изобретены спички?
а) В XIX в. б) В XV в. в) В XIII веке
Ответ: А
6. Что такое пожар?
Ответ: Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
7. В каком году произошел самый крупный пожар в Москве?
а) 1950 год б) 1812 год в) 1900 год
Ответ: Б.
8. Назовите наиболее распространенные причины пожаров в быту.
Ответ:
Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования
Неправильная эксплуатация печного отопления
Шалости детей
Поджог
Неосторожное обращение с огнем
9. Где наиболее часто возникают пожары?
Ответ: Там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.
10. Соотнесите причины пожара и примеры.
Ответ: а – 3,
б – 1,
в – 2,
г – 4.
V. Итог урока
Учитель: «Ребята, как вы считаете, можно ли полностью избежать возникновения пожаров в быту?»
Ответ: в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо.
Учитель: «Что должен знать для этого каждый человек?»
Ответ: общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
VI. Домашнее задание:
1) параграф 1.1.
2) Ответить на вопросы в конце параграфа и выполнить задание.
3) Творческое задание: рисунки или поделки на тему пожарной безопасности.
VII. Выставление оценок.