СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний. Цель урока - побудить учащихся задуматься о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. 

Просмотр содержимого документа
«Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Урок 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Цель урока:

Побудить учащихся задуматься о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Задачи:

  1. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека.

  2. Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.

  3. Рассказать о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров

  4. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, карточки.

Ход урока:

  1. Мобилизующее начало урока

  1. Отсутствующие на уроке (причина)

  2. Подготовка учащихся к уроку

  3. Сообщение плана урока

  1. Постановка проблемы урока

Учитель: «В Российской Федерации за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров, в которых гибнет в среднем 18-20 тыс. человек, а материальный ущерб от огненной стихии составляет 50 – 70 млрд рублей. Поэтому, ваша задача – сформировать убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни, чтобы сохранить жизнь себе и другим».

  1. Изучение нового материала:

На сегодняшнем уроке мы поговорим о значении огня в жизни человека, о причинах и последствиях, об организации защиты населения и о правилах пожарной безопасности.

План изложения нового материала

Презентация «Пожарная безопасность»

Слайд 1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Слайд 2. Использование огня

Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46—230 тыс. лет тому назад. Позднее, люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огни­ва — железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огни­ва человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать с XIX века). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы — огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по сво­ему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).

Слайд 3. Огонь – друг человека

Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности.

Сегодня невозможно представить жизнь человека без использова­ния огня. Он нужен всюду.

На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнем и обеспечения своей безопасности от него.

Слайд 4. Огонь – враг человека

Слайд 5. Исторические факты.

Но и по сей день, возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку. Учитель: «А к чему это может привести?».

Слайд 6. Определение пожара (Записать в тетрадь)

Пожары возникали и возникают постоянно — на производстве, на транспорте, в жилых и общественных зданиях.

Слайд 7. Пожар в жилых и общественных местах

Слайд 8. Исторические факты.

Учитель: «Что приводит к наиболее трагическим последствиям в общественных местах?» (Ответ: паника)

Слайд 9. Паника (Запись в тетрадь)

Чаще всего пожары возникают по причине так называемого человеческого фактора. Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.

Слайд 10. Причины (Запись в тетрадь)

Учитель: «Рассмотрим более подробнее эти причины».

Слайд 11. Неосторожное обращение с огнем:

1. бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;

2. разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

3. отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

4. подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

5. чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;

6. небрежное хранение горючих жидкостей;

7. применение для освещения открытого огня.

Слайд 12. Неправильная эксплуатация оборудования

1.перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;

2. повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;

3. оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;

4. расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, по­крывал и др.);

5. нарушение правил эксплуатации электроприборов, опреде­ленных в инструкции предприятий-изготовителей;

Слайд 13. Неправильная эксплуатация печного отопления:

1. неисправность печей и их плохая подготовка к отопительно­му сезону;

2. своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

3. оставление топящейся печи без присмотра;

4. применение для розжига печи бензина, керосина, дизель­ного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Слайд 14. Шалости детей

1. игра со спичками;

2. разведение костров в подвалах и на чердаках;

3. поджог тополиного пуха в летнее время;

4. нарушение правил обращения с пиротехникой.

Учитель: «Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары - это постоянно существующие бедствия».

Слайд 15. Сравнительная таблица

Слайд 16.

IV. Закрепление материала (вопросы)

1. От чего зависит личная безопасность человека при пожаре?

Ответ: От его поведения, соблюдение правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умение действовать во время пожара.

2. Что такое паника?

Ответ: Психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации, называется паникой.

3. При каких условиях огонь становиться опасным для человека?

Ответ: Огонь становится врагом:

  • если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно;

  • если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности;

  • если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты);

  • если теряется контроль над процессом горения.

4. Что такое меры пожарной безопасности?

Ответ: Меры пожарной безопасностиэто действия по ее обеспечению и по выполнению ее требований

5. В каком веке были изобретены спички?

а) В XIX в. б) В XV в. в) В XIII веке

Ответ: А

6. Что такое пожар?

Ответ: Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

7. В каком году произошел самый крупный пожар в Москве?

а) 1950 год б) 1812 год в) 1900 год

Ответ: Б.

8. Назовите наиболее распространенные причины пожаров в быту.

Ответ:

  • Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования

  • Неправильная эксплуатация печного отопления

  • Шалости детей

  • Поджог

  • Неосторожное обращение с огнем

9. Где наиболее часто возникают пожары?

Ответ: Там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.

10. Соотнесите причины пожара и примеры.

Ответ: а – 3,

б – 1,

в – 2,

г – 4.

V. Итог урока

Учитель: «Ребята, как вы считаете, можно ли полностью избежать возникновения пожаров в быту?»

Ответ: в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо.

Учитель: «Что должен знать для этого каждый человек?»

Ответ: общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

VI. Домашнее задание:

1) параграф 1.1.

2) Ответить на вопросы в конце параграфа и выполнить задание.

3) Творческое задание: рисунки или поделки на тему пожарной безопасности.

VII. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!