СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познание мира 3 класс Урок 7 Тема: Нервная система и её функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Знать функции нервной системы.

Задачи:

1.  Определят и перечислят  с помощью каких органов человек познаёт окружающий мир. Расставят органы нервной системы по их значимости и определят последовательность работы нервной системы. В группах  обсудят и нарисуют схему расположения нервной системы.

2. Перечислят и объяснят причины утомления нервной  системы. Установят   правила организации рабочего дня, для предотвращения переутомления.  В группах обсудят и составят рекомендации по сохранению здоровья.

3. Опишут разные периоды жизни человека и определят,  на каком этап он наиболее нуждается в помощи и поддержке.  Предложат варианты улучшения состояния здоровья, укрепления мышц и правильной работы внутренних органов.

 

Просмотр содержимого документа
«Познание мира 3 класс Урок 7 Тема: Нервная система и её функции»

Тема: Нервная система и её функции


Цель. Знать функции нервной системы.

Задачи:

  1. Определят и перечислят с помощью каких органов человек познаёт окружающий мир. Расставят органы нервной системы по их значимости и определят последовательность работы нервной системы. В группах обсудят и нарисуют схему расположения нервной системы.

2. Перечислят и объяснят причины утомления нервной системы. Установят правила организации рабочего дня, для предотвращения переутомления. В группах обсудят и составят рекомендации по сохранению здоровья.

3. Опишут разные периоды жизни человека и определят, на каком этап он наиболее нуждается в помощи и поддержке. Предложат варианты улучшения состояния здоровья, укрепления мышц и правильной работы внутренних органов.


Ход урока

  1. Психологический настрой.

  2. Работа в Дневнике наблюдений.

Стр. 7 №№9, 10

  1. Проверка домашнего задания. Все работы вывешиваются для всеобщего обозрения. Заслушать выступления 1-2 учеников, с остальными провести свободную беседу для выявления их знаний и понятий.

В о п р о с ы:

– Почему после обильного обеда хочется полежать, поспать, а не заниматься умственной работой?

– Почему питание однообразной пищей приводит к заболеванию?

– Что такое аппетит? Как сделать, чтобы он не пропал?

– Почему надо тщательно пережёвывать пищу, а не глотать кусками?

– Объясните, как вы понимаете: организм человека – это единое целое, хотя он состоит из многих органов.

– Есть ли в организме главные и второстепенные органы? Почему вы так думаете? Докажите.

– Как организм защищён от вредных воздействий внешней среды?

– Прочитайте, как может сложиться судьба человека, который следует призыву: «Хочешь быть здоров – занимайся физкультурой, закаливай организм, соблюдай режим».

– Как может сложиться жизнь человека, который не следовал этому призыву?

– Какой можно сделать вывод?


  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

«Мозговой штурм». Как человек познает окружающий мир? Как вы думаете, какие органы помогают человеку познавать мир?

Обсуждение. По ходу обсуждения записать на доске ключевые фразы, понятия, которые высказывают дети. Подведение итогов.

  1. Работа над новым материалом.

1. С о о б щ е н и е темы и задач урока.

– Прочитайте тему урока. (Нервная система и её функции.)

– Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке? (Сам человек, его нервная система.)

2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.

1) Слово учителя.

На предыдущих уроках мы узнали о великих достижениях в области науки и техники. Но тайной оставался сам человек, его мозг.

Посмотрите на портрет стр. 35. Перед вами портрет великого учёного Ивана Петровича Павлова, который вместе с Иваном Михайловичем Сеченовым исследовал человеческий мозг.

2) Самостоятельная работа.

Прочитайте о И. П. Павлове на с. 35.

3) Рефлексия.

– Приведите примеры, доказывающие то, что учёный Павлов был необыкновенным человеком.

– Чему были посвящены его исследования?

– Какие новые внешние воздействия на органы чувств человека появились с развитием промышленности? Как они влияют на человека? (Выслушиваются рассуждения детей.)

4) Беседа.

И. П. Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Включается сложная система связей органов человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.

– Какие вы знаете органы чувств?

– Какие из них важнее? (Все органы чувств важны.)

Если человек утрачивает какой-то орган чувств, то другие начинают «работать» за повреждённые. Какие примеры вы можете привести? (Слепые люди лучше слышат, читают пальцами, даже есть специальные книги для слепых.)

Надо беречь свои органы чувств, так как при потере большинства органов чувств внешняя информация не отправляется в мозг, не поступают никакие приказы, поэтому человек всё время спит.

5) Работа по учебнику.

1. Рассматривание рисунка. Определение центра нервной системы. Вопрос. Как вы думаете, почему головной мозг нарисован в центре?

2. Чтение текста. По ходу чтения учитель на доске записывает: головной мозг, спинной мозг, нервы. Обсуждение прочитанного.

Вопросы.

1. Откуда поступают сигналы всем органам и нервным окончаниям?

На доске запись.

Установи последовательность.

!_! - действие !_! - звук !_! - ухо !_! - нервы !_! - головной мозг !_! - приказ

3. Рассматривание рисунка. Определение последовательности работы нервной системы.

4. Выполнение практической работы.

6) Рефлексия.

– Как же попадает информация в головной мозг?

– Приведите примеры.

– Какую роль играет спинной мозг?

– Как доказать, что нервы пронизывают всё наше тело? (Если ущипнуть, уколоть – больно.)

– Хорошо или плохо то, что мы чувствуем боль? Почему?

– Что такое наркоз, где его применяют?

– Заполним схему.

– Объясните, чем и почему головной и спинной мозг хорошо защищены от внешней среды, а множество нервов не имеют такой защиты.

– Расскажите о своём самочувствии, когда вы болеете. Что вы делаете, чтобы справиться с болью?

– Сколько раз вам понадобилось порезаться, обжечься, чтобы понять опасность огня и острых предметов. Что помогает вам понять и запомнить, где таится опасность?

– Когда вы обращаетесь к врачу: в начале заболевания или когда нет сил терпеть боль?

5) Рассказ учителя.

Вот небольшой пример работы нервной системы.

Все сообщения в мозг и от мозга передаются по нервам, как по проводам. Сигналы по нервам бегут с огромной скоростью, она достигает 120 м в секунду.

Нервная система соединяет все части организма в единое целое и руководит им. Убедимся в этом на простом примере. Вы увидели на ветке грушу. Этот сигнал сразу передался по нервам мозгу. Он приказал глазам не выпускать грушу из виду, а ногам – идти к груше. Вы подошли. Глаза сообщили мозгу: груша рядом. Мозг дал команду рукам: сорвать, поднести ко рту, рту – открыться, зубам – откусить, языку – попробовать. Язык сообщает: очень вкусная груша, сладкая. Но вы уже и раньше догадывались об этом. Потому что глаза передали, что груша желтая, зрелая, а память напомнила: сентябрь, фрукты созрели. Пальцы рук подтвердили: мягкая – значит, сочная. Нос добавил: душистая. Мозг сделал вывод: будет сладко! И дал приказ слюнным железам и железам желудка: приготовиться принять вкусную пищу!

А вот пример того, какие задачи решает спинной мозг.

Вы случайно дотронулись до раскаленного утюга. Не успели почувствовать боль и испугаться, как рука сама отдернулась. Как это произошло?

Чувствительные клетки руки почувствовали страшный жар. Опасность! Сообщение об этом понеслось в спинной мозг. Там мгновенный приказ: всем мышцам руки немедленно сократиться. Рука отдернулась. Когда спинной мозг сообщил об этом головному мозгу, вы начали чувствовать боль и стали думать, как помочь больной руке.

Очень сложные задачи может решить только человек, потому что у него самый развитый головной мозг. У животных мозг меньше, развит он хуже и задачи решает попроще. У дождевого червя, например, вся нервная система состоит из двух толстых нервов, идущих вдоль тела, и нескольких утолщений нервных клеток. Конечно, думать с помощью такого мозга трудно.

– Как вы думаете, устаёт ли наш мозг? (Выслушиваются мнения учащихся, приводятся свои примеры.)

7) Работа в парах.

– Прочитайте текст на с. 40.

– Подготовьте ответы на вопросы, обсудите ответы с соседом по парте. (Вопросы записаны на доске.)

– Как функционирует мозг во время сна?

– Для чего нужен сон?

– Что может произойти, если систематически недосыпать?

8) Гигиена нервной системы

«Мозговой штурм». С помощью каких органов мы по­знаем окружающий мир? Обсуждение. Подведение итога.

Работа по учебнику стр 37-38 последние 3 абзаца.

1. Чтение текста. Обсуждение прочитанного.

Вопросы.

1. Опишите состояние человека, который систематически нарушает режим дня.

2. Назовите, какую деятельность называют умственной, а какую физической. В чем их различие?

3. Как вы думаете, почему необходимо чередовать умственный и физический труд?

4. Какая деятельность вам нравится больше, почему?

2. Практическая работа. ДН стр 11 №15.

3. Чтение и объяснение смысла пословиц. Работа будет проходить эффективнее, если первоначальное обсуждение проводить в группах или парах, а затем эти варианты будут вынесены на всеобщее обсуждение.


Игра «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….( зарядку)

* *

Я- хозяйка разных снов:

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны …..( подушка)


  1. Рефлексия.

Работа в группах. Задание: обсудить и нарисовать на макете человечка нервную систему. Презентация. Макеты вывешиваются на доске и заслушиваются выступления нескольких групп.

Задание: рассмотрите рисунок, обсудите и предложите свои рекомендации ученику, сидящему за компьютером.

Пятистишия «Здоровье». 1-2 минуты пишут самостоятельно, затем обмениваются в парах. Вызванные ученики читают пятистишия вслух.

Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы. Нарисовать схему познания окружающего мира через различные органы. Составить свой режим дня. Выполнить задания в тестовой форме.



Скачать

© 2017 1562 17

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!