СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная беседа "Грязная история"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить воспитанников с историей указов Петровских времен о соблюдении чистоты. Воспитание потребностей  поведения и деятельности, направленных на соблюдение ЗОЖ и улучшение состояния окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная беседа "Грязная история"»

Познавательная беседа «Грязная история»

Цель: ознакомить воспитанников с историей указов Петровских времён о соблюдении чистоты;

воспитание потребности поведения и деятельности, направленных на соблюдение ЗОЖ и улучшения состояния окружающей среды;

формирование экологической культуры личности в обществе как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.

Мусор и человечество – явления неразделимые и появились буквально одновременно. Другое дело, что за последние сто лет проблемы отходов сильно видоизменились: раньше они были связаны с недостаточным развитием цивилизации, теперь, наоборот, с "чрезмерным

С древних времен отходы и свалки вызывали у людей, мягко говоря, не самые радужные ассоциации. Библейская Геенна огненная, которая в православии должна прийти на смену аду, а в исламе является его синонимом, — это не что иное, как долина Еннома рядом с Иерусалимом, где сжигали мусор и мертвых животных. При этом еще раньше в долине проводили языческие обряды с жертвоприношениями — возможно, потому место для свалки было выбрано именно здесь.

Однако первые централизованные свалки появились значительно раньше — в III тысячелетии до нашей эры, на острове Крит, с которого началась история Древней Греции. Мусор здесь сваливали в ямы и засыпали землей. А в Древнем Риме были не только свалки, но и канализация с водопроводом

После победы христианства над язычеством забвению были преданы не только античные обряды, но и достижения цивилизации, особенно плотские. Люди практически совсем перестали мыться. Известный факт, что Изабелла I, королева Кастилии и Леона, за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и перед свадьбой; папа Климент VII и Филипп II умерли от чесотки, папа Климент V — от дизентерии, дочь одного из французских королей — от собственных вшей. А русские послы во Франции писали на Родину, что Людовик XIV, легендарный "Король-солнце", "смердит аки дикий зверь".

При этом исследователи истории Средневековья утверждают, что люди той эпохи на самом деле мылись, и даже в Париже, который считался самым грязным городом Европы, было около 26 бань.

Но все же часть легенд, вероятнее всего, действительно имеют отношение к реальности. Например, медиевисты утверждают, что в общественных банях люди не только мылись, но предавались и другим плотским "радостям", потому монахи ограничивали себя от водных процедур, а отшельники вообще считали грязь добродетелью.

Кроме того, люди думали, что мытье может быть опасным для здоровья, а нечистоты даже рассматривали как нечто полезное. Катрин де Сильги в своей книге "История мусора" пишет: "Врачи порой догадывались, что бытовые отходы ответственны за распространение эпидемий, но основной причиной бед считался удушливый запах нечистот. Однако более распространено в народе было мнение, что нечистоты оказывают на здоровье благотворное влияние, а эпидемии возникают из-за неблагоприятного расположения звезд".

И хуже всего дела обстояли даже не с личной гигиеной, а с состоянием городов. Узкие улочки были покрыты грязью, состоящей из смеси экскрементов, пищевых отходов, конского и свиного навоза. В порядке вещей было справлять нужду в любом удобном месте, даже короли делали это прямо из окон своих шикарных дворцов, из окон же спокойно выливалось содержимое ночных горшков и другие отходы. При этом люди кричали: "Берегись! Смотри под ноги!", но помогали эти восклицания далеко не всегда. Так появились знаменитые широкополые шляпы: они защищали от "сюрпризов" сверху. Высокие ботфорты тоже, кстати, были не просто модным аксессуаром, а защитой от зловонных "рек" на мостовых.

Русских в Европе считали чуть ли не извращенцами: из-за частых посещений бани — примерно раз в месяц. При этом, по словам историка и москвоведа Ирины Левиной, на Руси в каждом владении были выгребные ямы, куда в течение дня сбрасывались пищевые и бытовые отходы, а вечером вывозились в бочках за пределы города, часть мусора сжигали в печах и каминах.

320 лет назад, 9 апреля 1699 г., царём Петром I был издан Именной указ «О наблюдении чистоты в Москве». Считается, что тем самым было положено начало процессу городского благоустройства, который, если разобраться по-хорошему, никогда не будет доведён до конца.

Справедливости ради надо сказать, что этот документ не был совсем уж первым. Ровно за полвека до того, 30 апреля 1649 г., отец Петра I, царь Алексей Михайлович, издал свой вариант распоряжения, согласно которому русские города должны были взяться наконец за ум и очиститься от грязи и мусора. Одна из статей «Наказа о градском благочинии» гласила: «Чтобы грязи не было, иметь на каждом дворе дворника... ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела».

Другое дело, что это распоряжение было, как говорится, «за всё хорошее и против всего плохого». То есть никакой конкретики, сплошная маниловщина. Разумеется, никто особо по этому поводу не заморачивался, и дворники нечасто брались за своё прямое дело.

Об этом превосходно рассказано в романе Алексея Толстого «Пётр I» — как раз в том месте, где царь-плотник прибывает в Голландию и вспоминает родные пенаты: «На ином дворе в Москве у нас просторнее... А взять метлу, да подмести двор, да огород посадить зело приятный и полезный — и в мыслях ни у кого нет... Строение валится, и то вы, дьяволы, с печи не слезете подпереть, — я вас знаю... До ветру лень сходить в приличное место, гадите прямо у порога... Отчего сие?»

Вопрос кажется риторическим. Но Пётр в свойственной ему парадоксальной манере находит на него ответ. Как раз в Голландии он увлекается модными трудами философов-механицистов, которые уподобляют общество часовому механизму. Пётр понимает их выкладки по-своему. Если где-то есть недочёты, исправить их очень просто: надо всего лишь продумать и издать соответствующие законы, а потом принудить людей их исполнять. И тогда всё наладится, само собой.


Этим путём и идёт царь-плотник. Текст петровского указа о борьбе за чистоту московских улиц разительно отличается от благодушных рекомендаций его отца. Вот он: «В Москве по большим улицам и по переулкам чтоб помету никакого и мертвечины нигде ни против чьего двора не было, а было б везде чисто: и о том указал Великий Государь сказать на Москве всяких чинов людям. А буде на Москве всяких чинов люди кто станут по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать: и такие люди взяты будут в Земский приказ, и тем людям за то учинено будет наказанье: бить кнутом, да на них же взята будет пеня».

На всякий случай в 1712 г. к этому указу Пётр добавляет чуть больше конкретики: согласно новым распоряжениям, от каждых 10 дворов необходимо было избрать своего десятского, которому поручалось наблюдать за чистотой больших улиц. Мусор же полагалось сметать каждое утро.

Аналогичные (и даже несколько более жёсткие) указы были изданы и для новой столицы России: Санкт-Петербурга. Казалось бы, теперь проблема решена и главные города страны станут образцом для подражания.

Тщетно. Общество оказалось сложнее, чем самый хитроумный часовой механизм. Свидетельством тому — многочисленные указы о чистоте, которые появляются с завидной регулярностью. 

1718 г. Указ «О наблюдении санкт-петербургским жителям каждому против своего двора чистоты и поправления мостовой».

1719 г. Указ «О воспрещении выпускать на городские улицы домашний скот».

1721 г. Указ «О содержании в С.-Петербурге по улицам фонарей, о чищенье и мощении камнем улиц». Самый, пожалуй, характерный и показательный, поскольку содержит чуть ли не прямую жалобу высочайшего автора на упрямство народа, не желающего поддерживать порядок: «Здешние обыватели в чистоте улиц не содержат, хотя за оное неисправленные штрафуются».

Поединок двух великих упрямцев — русского народа и русского царя — закончился, как ни странно, победой народа. То есть строгие указы по-прежнему издавались и к наведению порядка «здешних обывателей» по-прежнему призывали. Но отлично поняли, что ни лаской, ни таской заставить горожан соблюдать чистоту не выйдет. На своём дворе порядок они ещё поддерживали, а на улицы плевать хотели. В буквальном смысле. Причём на самые что ни на есть центральные — в том числе. Вот выписка о санитарном состоянии Кремля в 1727 году: «От старого и доимочного приказов всякой пометной и непотребной сор от нужников и от постоя лошадей и от колодников, которые там содержатся, подвергает царскую казну немалой опасности, ибо от того является смрадный дух, а от того духа его императорского величества золотой и серебряной посуде и иной казне можно ожидать опасной вреды, отчего б не почернела».

Но жить по уши в грязи и мусоре тоже было нельзя. А бюджет на городское благоустройство традиционно осваивался методом распила. И потому городские власти принимались импровизировать. В частности, Полицейское управление Москвы, на которое возложили надзор за чистотой города, перед очередным приездом императрицы Елизаветы Петровны столкнулось с серьёзной проблемой. Кремль оказался завален нечистотами если не по маковку, то по колено уж точно. Надо было срочно что-то делать, не то поплатишься хлебным местом и чином. 

Вдохновение отчаяния подсказало тогдашним функционерам действительно нетривиальный ход. Схему, которая впоследствии была принята на вооружение и дошла до наших дней в виде вопроса из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»: «Ну, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы, кто хочет сегодня поработать?» Осуждённые на 15 суток привлекаются к общественным работам. Метлу в зубы — и вперёд. Но началось всё это дело в далёком 1744 году, когда полиция пошла на такой шаг: «Для скорейшей очистки Кремля и улиц от мусора и нечистот отрядить колодников, кроме тех, что в кандалах обретаются по делам уголовным тяжким

"Были у нас даже уборные — чуть ли не со времен Ивана III, то есть с конца XV века. Тогда их называли ретирадами, и они чем-то напоминали небольшие балкончики. Интересно, что в XIX веке архитектор Рихтер во время реставрации палат бояр Романовых на Варварке как раз принял ретирад за балкон и оформил его соответствующим образом", — рассказывает Левина.

Но проблемы все равно существовали. Во-первых, часть отходов сбрасывали в реки и водоемы. Например, поэтому Чистые пруды имеют такое название: рядом, на современной Мясницкой улице, располагались лавки мясников, которые сбрасывали в водоем отходы. Тогда пруды называли Погаными, после их очистки изменилось и название. "А Неглинную реку вообще убрали под землю именно из-за того, что она жутко пахла: в ней стирали, в нее же сливали отходы из Кремля, а также расположенных поблизости дворов", — говорит Левина.

И чем больше разрастались города, тем острее становился вопрос утилизации отходов жизнедеятельности, в первую очередь из-за эпидемий холеры и чумы. В 1898 году в Москве начала работать первая канализация.

В Европе, конечно, тоже не могли не обращать внимания на эпидемии. В последней трети XVIII века зародилось гигиеническое направление в медицине. С тех пор, говорится в книге Катрин де Сильги, "здоровое и чистое тело, а также вычищенное и проветриваемое помещение стали частью кодексов хорошего семейного поведения". Презрение к отбросам и чувство стыда при виде грязи стали преобладать над "прославлением грязи как основы плодородия и терапии".

Тогда города стали стараться очищать, массово появились свалки. А в XIX столетии начали делать первые попытки централизованной утилизации отходов — в Вене с граждан брали плату за сжигание мусора.

В 1859 году в Лондоне, который был тогда впереди планеты всей по уровню технического развития, начали создавать канализацию. Это произошло после жуткого события, вошедшего в историю как "Великое зловоние" — летом 1858 года выдалось особенно жаркое лето, а Темза, в которую до этого на протяжении семи лет сливалась отходы жизнедеятельности, вышла из берегов и зацвела, что вызвало эпидемию холеры и массовое бегство жителей из города.

Вскоре в Англии, в Ноттингеме, появился первый мусоросжигательный завод, затем там же были сделаны первые попытки переработки мусора в энергию — отходы использовали для розжига установки.

К началу XX века "мусорные проблемы", казалось бы, были полностью решены — канализация и свалки делали свое дело. Но довольно скоро, по мере индустриализации, появилась новая неприятность — промышленный мусор и другие "химические" отходы — из пластика, синтетики.

Сегодня каждый человек производит каждый день около полутора килограммов отходов, и основная часть всего этого мусора, в том числе разбитые ртутные градусники, батарейки, пластиковые тары и бутылки, оказывается на специальных полигонах. Оттуда в почву и подземные воды попадают продукты их разложения.

Именно поэтому сегодня так актуальна разработка эффективных и экологических способов утилизации мусора. Поэтому в мире активно развивается раздельный сбор отходов: мусор развитой цивилизации — стекло, пластик, металл, бумага — не складируется на портящих окружающую среду свалках и не сжигается, а используется как вторсырье. Отходы перерабатывают в новый продукт — алюминиевые банки, машины, бутылки, велосипеды и так далее.


Первая мусорная свалка была создана в Афинах примерно в 500 году до новой эры. Согласно указу, предписывающему сбрасывать отходы за городской чертой, уборщики мусора должны были вывозить его, как минимум, за милю от городских стен. Примеру Афин последовали и другие города. В результате свободные площади вокруг городов быстро уменьшались, а количество грызунов увеличивалось.

В средневековье твёрдые отбросы уже выбрасывали в ямы для нечистот, которые время от времени опорожнялись. Предписания городских властей запрещали выбрасывать мусор на улицу, но трудно представить, чтобы подобные запреты соблюдались достаточно строго. Более того, население теперь избавлялось от мусора, сбрасывая его в реки или рвы. В Западной Европе для этой цели часто использовали древнеримские сооружения.

Служба мусорных перевозок впервые была организована во Франции: в Париже в XIV веке, в Амьене — столетие спустя. В некоторых городах жители, задыхаясь от «аромата» гниющих отходов и нечистот, нанимали мусорщиков за собственный счёт.

Первая мусорная печь появилась лишь в 1874 году в английском городе Ноттингеме. Позже такие печи были построены во многих европейских городах. Тепло от печей даже использовали для выработки электроэнергии. Однако, ныне, из-за ухудшения состава воздуха многие города отказались от сжигания мусора. Захоронение отходов в земле пока остаётся наиболее распространённым
методом решения мусорной проблемы.

В нашей стране Пётр I приказал строго следить за чистотой Санкт-Петербурга. Каждый житель обязан был утром убирать мусор около своего дома. Того, кто не подчинялся, штрафовали. Решивших выбросить мусор в Неву, другие реки или каналы били кнутом и даже ссылали на каторгу.

В наши дни наиболее жёсткие законы действуют в Японии. Если кто-то, когда в строго определённое время мимо дома проезжает мусоросборочная машина, не успел вынести мусор, он обязан заморозить отходы в холодильнике и хранить их там до очередного появления «мусоровоза». Нарушителей, выкидывающих мусор на улицу, ждёт очень крупный штраф или даже содержание под стражей.


По сей день мусор в основном убирают вручную. Установлен даже своеобразный рекорд. Наибольшее число добровольцев, принявших участие в уборке мусора, составило 50405 человек, которые в 1993 году вручную очистили участок Калифорнийского побережья США.

Решить мусорные проблемы разом предлагает член Российской академии естественных наук Михаил Васильевич Бирюков. По его мнению, отходы надо измельчать и прессовать в строительные материалы. Бирюков с конца пятидесятых годов занимается производством строительных материалов из отходов древесины. Исследования доказали, что «пресс-масса» прекрасно получается и из других отходов, прежде всего — из бытового мусора. В измельчённом и спрессованном материале, из которого сделан брус, уже не различимы ни осколки стекла, ни картофельные очистки. Из такого бруса можно строить полноценные коттеджи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!