Познавательная Беседа Об акции памяти «Блокадный Хлеб» с детьми старшей группы
Задачи:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда
- развивать у детей умение слушать и способность сопереживать; - воспитывать патриотизм, чувство гордости за мужество и стойкость, проявленное жителями блокадного Ленинграда, уважительное отношение к исторической памяти, к ветеранам и особое отношение к войне;
- закрепить понятие «блокада» и «блокадный хлеб».
Ход беседы
Воспитатель предлагает детям рассмотреть демонстрационный материал на мольберте. Читает стихотворение О. Берггольц.
Никто не забыт и ничто не забыто, На все поколенья и все времена Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.
Воспитатель Ребята, это стихотворение написала русская поэтесса Ольга Берггольц, которая на себе перенесла и испытала все ужасы блокады. 22 июня 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. Началась самая жестокая война.
- 22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
- Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
И грозные тучи фашисткой блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
Запись песни «Вставай, страна огромная».
Воспитатель: на нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.
Воспитатель: Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй! ’’ И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.
Воспитатель: 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась самая длительная и чудовищная блокада. Город регулярно бомбили и обстреливали с воздуха. Везде разруха и смерть. К началу блокады вывезли небольшую часть жителей Ленинграда, а остальных не успели, и они остались в осаждённом городе. Жизнь в городе становилась всё труднее и труднее. Кончились запасы еды, в домах не было света и воды, топлива.
- Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен
Низко летят над крышей.
- Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме.
Мама мне страшно
Мама 125 и больше не грамма
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
Воспитатель: Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Воспитатель: В условиях жестокого голода и холода дети блокадного Ленинграда росли, учились, играли и работали. Школы продолжали работать. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Даже во время урока от голода теряли сознание и умирали дети, а после похорон продолжали учиться. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах. Везде стояли печки "буржуйки"
Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Воспитатель: Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо.
- Маленькую ласточку из жести
Все носили на своей груди,
Это было знаком доброй вести,
Это означало, писем жди.
Этот знак придумала блокада,
Знаем мы, что только самолет,
Только птицы к нам из Ленинграда
С весточкою с родины дойдет!
Воспитатель: Ладожское озеро стало " Дорогой жизни ", спасением для многих. По этой дороге привозили муку и крупу, а больных и раненых ленинградцев увозили.
Город продолжал жить. 900 дней и ночей продолжалась блокада.
Воспитатель: И вот наконец утром 27 января 1944года блокадное кольцо было разорвано. Люди не забывают тех, кто защищал город. Вот и мы сейчас почтим память героев Ленинграда минутой молчания.
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.