Познавательная и коммуникативная деятельность
План урока
Знание
Познание
Установите причинно-следственные связи между понятиями и изобразите схематически.
Познаваем ли мир?
Познание
Знание
процесс
постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия с окружающим миром
Форма существования и систематизации результатов в познавательной деятельности человека
Предположите как ответили на этот вопрос каждая группа ученых
Познаваем ли мир ?
- Мир познаваем
- Мир познаваем
Оптимисты
Пессимисты
- Мир познать нельзя
- Мир познать нельзя
- Мир познаваем, но знание может быть недостоверным
- Мир познаваем, но знание может быть недостоверным
Скептики
Точки зрения на возможность познания
Познаваем ли мир ?
- Сущность вещей человек постичь не способен
- Сущность вещей человек постичь не способен
Агностики (непознаваемо)
Гносеологи
- Познание возможно , но есть границы познания
- Познание возможно , но есть границы познания
Словарь
Гносеология – теория познания (знание о знании)
Приведите примеры
Формы познания
Познание
Рациональное
Чувственное
Понятие
Ощущение
Это сложная форма чувственного познания в котором велика роль памяти и воображения
представляет собой рассуждение в ходе которого происходит логическое заключение или вывод
Это мысль утверждающая или отрицающая нечто в объектах познания
- Отражение отдельных свойств отдельных признаков предметов и процессов
Целостное отображение
предмета в многообразии их свойств
это мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей
Восприятие
Суждение
Представление
Умозаключение
Познание Мышление
Язык (речь)
Соотношение чувственного и рационального познания
Рационализм
Сенсуализм
На первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность в противовес разуму
На первое место в процессе познания ставит разум в противовес чувствам
Чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое
Истина и ее критерии
- "Истина - есть соответствие полученного знания действительности"
Истина и ее критерии
Истина - есть знание, соответствующее своему предмету , совпадающее с ним , - есть соответствие знания действительности.
Виды истины
Относительная
истина- это справедливое, но неполное знание
Абсолютная
истина –это полное точное исчерпывающее знание
Виды истины
Объективная
Субъективная
- истина , сама по себе не зависит от человеческого сознания
истина , зависимая от сознания человека.
Может совпадать или не совпадать с объективной истиной
Критерии истины
Внутренняя согласованность мысли (логика )
Субъективные
Полезность людям (прагматизм)
Общезначимость
Критерии
Ясность и очевидность
Объективные
Практика
Истина и ее критерии
Истина – объективна
Истина - конкретна
Истина - процесс
Задание : на примере «истинного знания» охарактеризуйте черты истины
Истина и ее критерии
- Закон всемирного тяготения
-Планеты движутся вокруг солнца
-Солнце встает на Востоке а садиться на Западе
-Волга впадает в Каспийское море
-Земля круглая
-Люди смертны
- Глаза –органы зрения
- Существует вечный двигатель
Виды истины
Заблуждение
Ложь
-знание , ошибочно принимаемое за истинное
-преднамеренное искажение
знания
Можно ли ограничить истину от заблуждения?
Гаутамма Будда ( 400 г. до н. э.)
- Не доверяйте тому, что слышали;
- не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение;
- не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства;
- не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам;
- не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли;
- не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин.
- После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте и живите согласно ему.
Критерии истины
Критерий - это средство проверки достоверности
знания.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Особенности научного познания
Задания :
1.Особенности научного познания – составить шпаргалку.
2.Уровни и методы научного познания – составить таблицу.
3.Проранжировать формы и объяснить их (доказательство, научная теория , научный факт, научная проблема, парадигма, единая научная картина мира, научная гипотеза).
Особенности социального познания
1
- Субъект и объект познания совпадают.
- Субъект и объект познания совпадают.
2
- Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
- Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
3
- Социальное знание всегда имеет оценку, это ценностное знание.
- Социальное знание всегда имеет оценку, это ценностное знание.
Особенности социального познания
4
- Открытые социальные законы носят вероятностный характер.
- Открытые социальные законы носят вероятностный характер.
5
- В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины.
- В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины.
6
- Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
- Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Составить таблицу :
Формы человеческого знания
Форма
Сущность
Примеры
Коммуникативная деятельность
- Коммуникативная деятельность –
это взаимодействие двух и более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Коммуникативная деятельность
это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Домашнее задание