СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная деятельность. Обществознание 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность. Обществознание 10 класс.»

Познавательная и коммуникативная деятельность

Познавательная и коммуникативная деятельность

План урока Знание Познание Установите причинно-следственные связи между понятиями и изобразите схематически.

План урока

Знание

Познание

Установите причинно-следственные связи между понятиями и изобразите схематически.

Познаваем ли мир? Познание Знание процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия с окружающим миром Форма существования и систематизации результатов в познавательной деятельности человека

Познаваем ли мир?

Познание

Знание

процесс

постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия с окружающим миром

Форма существования и систематизации результатов в познавательной деятельности человека

Предположите как ответили на этот вопрос каждая группа ученых Познаваем ли мир ? Мир познаваем Мир познаваем Оптимисты Пессимисты Мир познать нельзя Мир познать нельзя Мир познаваем, но знание может быть недостоверным Мир познаваем, но знание может быть недостоверным Скептики

Предположите как ответили на этот вопрос каждая группа ученых

Познаваем ли мир ?

  • Мир познаваем
  • Мир познаваем

Оптимисты

Пессимисты

  • Мир познать нельзя
  • Мир познать нельзя
  • Мир познаваем, но знание может быть недостоверным
  • Мир познаваем, но знание может быть недостоверным

Скептики

Точки зрения на возможность познания Познаваем ли мир ? Сущность вещей человек постичь не способен Сущность вещей человек постичь не способен Агностики (непознаваемо) Гносеологи Познание возможно , но есть границы познания Познание возможно , но есть границы познания

Точки зрения на возможность познания

Познаваем ли мир ?

  • Сущность вещей человек постичь не способен
  • Сущность вещей человек постичь не способен

Агностики (непознаваемо)

Гносеологи

  • Познание возможно , но есть границы познания
  • Познание возможно , но есть границы познания
Словарь    Гносеология – теория познания (знание о знании)

Словарь

Гносеология – теория познания (знание о знании)

Приведите примеры Формы познания Познание Рациональное Чувственное Понятие Ощущение Это сложная форма чувственного познания в котором велика роль памяти и воображения представляет собой рассуждение в ходе которого происходит логическое заключение или вывод Это мысль утверждающая или отрицающая нечто в объектах познания - Отражение отдельных свойств отдельных признаков предметов и процессов Целостное отображение  предмета в многообразии их свойств это мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей Восприятие Суждение Представление Умозаключение

Приведите примеры

Формы познания

Познание

Рациональное

Чувственное

Понятие

Ощущение

Это сложная форма чувственного познания в котором велика роль памяти и воображения

представляет собой рассуждение в ходе которого происходит логическое заключение или вывод

Это мысль утверждающая или отрицающая нечто в объектах познания

- Отражение отдельных свойств отдельных признаков предметов и процессов

Целостное отображение

предмета в многообразии их свойств

это мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

Восприятие

Суждение

Представление

Умозаключение

Познание Мышление   Язык (речь)

Познание Мышление

Язык (речь)

Соотношение чувственного и рационального познания Рационализм Сенсуализм На первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность в противовес разуму На первое место в процессе познания ставит разум в противовес чувствам Чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое

Соотношение чувственного и рационального познания

Рационализм

Сенсуализм

На первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность в противовес разуму

На первое место в процессе познания ставит разум в противовес чувствам

Чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое

Истина и ее критерии

Истина и ее критерии

  • "Истина - есть соответствие полученного знания действительности"
Истина и ее критерии  Истина - есть знание, соответствующее своему предмету , совпадающее с ним , - есть соответствие знания действительности.

Истина и ее критерии

Истина - есть знание, соответствующее своему предмету , совпадающее с ним , - есть соответствие знания действительности.

Виды истины Относительная   истина- это справедливое, но неполное знание Абсолютная истина –это полное точное исчерпывающее знание

Виды истины

Относительная

истина- это справедливое, но неполное знание

Абсолютная

истина –это полное точное исчерпывающее знание

Виды истины   Объективная Субъективная - истина , сама по себе не зависит от человеческого сознания истина , зависимая от сознания человека. Может совпадать или не совпадать с объективной истиной

Виды истины

Объективная

Субъективная

- истина , сама по себе не зависит от человеческого сознания

истина , зависимая от сознания человека.

Может совпадать или не совпадать с объективной истиной

Критерии истины Внутренняя согласованность мысли (логика ) Субъективные Полезность людям (прагматизм) Общезначимость Критерии Ясность и очевидность Объективные Практика

Критерии истины

Внутренняя согласованность мысли (логика )

Субъективные

Полезность людям (прагматизм)

Общезначимость

Критерии

Ясность и очевидность

Объективные

Практика

Истина и ее критерии   Истина – объективна Истина - конкретна Истина - процесс Задание : на примере «истинного знания» охарактеризуйте черты истины

Истина и ее критерии

Истина – объективна

Истина - конкретна

Истина - процесс

Задание : на примере «истинного знания» охарактеризуйте черты истины

Истина и ее критерии   - Закон всемирного тяготения -Планеты движутся вокруг солнца -Солнце встает на Востоке а садиться на Западе -Волга впадает в Каспийское море -Земля круглая -Люди смертны Глаза –органы зрения Существует вечный двигатель

Истина и ее критерии

- Закон всемирного тяготения

-Планеты движутся вокруг солнца

-Солнце встает на Востоке а садиться на Западе

-Волга впадает в Каспийское море

-Земля круглая

-Люди смертны

  • Глаза –органы зрения
  • Существует вечный двигатель
Виды истины   Заблуждение Ложь -знание , ошибочно принимаемое за истинное -преднамеренное искажение  знания

Виды истины

Заблуждение

Ложь

-знание , ошибочно принимаемое за истинное

-преднамеренное искажение

знания

Можно ли ограничить истину от заблуждения? Гаутамма Будда ( 400 г. до н. э.) Не доверяйте тому, что слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте и живите согласно ему.

Можно ли ограничить истину от заблуждения?

Гаутамма Будда ( 400 г. до н. э.)

  • Не доверяйте тому, что слышали;
  • не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение;
  • не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства;
  • не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам;
  • не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли;
  • не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин.
  • После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте и живите согласно ему.

Критерии истины  Критерий - это средство проверки достоверности  знания.   Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Критерии истины

Критерий - это средство проверки достоверности

знания.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Особенности научного познания Задания : 1.Особенности научного познания – составить шпаргалку. 2.Уровни и методы научного познания – составить таблицу.  3.Проранжировать формы и объяснить их (доказательство, научная теория , научный факт, научная проблема, парадигма, единая научная картина мира, научная гипотеза).

Особенности научного познания

Задания :

1.Особенности научного познания – составить шпаргалку.

2.Уровни и методы научного познания – составить таблицу.

3.Проранжировать формы и объяснить их (доказательство, научная теория , научный факт, научная проблема, парадигма, единая научная картина мира, научная гипотеза).

Особенности социального познания 1 Субъект и объект познания совпадают. Субъект и объект познания совпадают. 2 Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. 3 Социальное знание всегда имеет оценку, это ценностное знание. Социальное знание всегда имеет оценку, это ценностное знание.

Особенности социального познания

1

  • Субъект и объект познания совпадают.
  • Субъект и объект познания совпадают.

2

  • Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
  • Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3

  • Социальное знание всегда имеет оценку, это ценностное знание.
  • Социальное знание всегда имеет оценку, это ценностное знание.
Особенности социального познания 4 Открытые социальные законы носят вероятностный характер. Открытые социальные законы носят вероятностный характер. 5 В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины. В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины. 6 Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Особенности социального познания

4

  • Открытые социальные законы носят вероятностный характер.
  • Открытые социальные законы носят вероятностный характер.

5

  • В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины.
  • В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины.

6

  • Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
  • Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Составить таблицу : Формы человеческого знания Форма Сущность Примеры

Составить таблицу :

Формы человеческого знания

Форма

Сущность

Примеры

Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность –  это взаимодействие двух и более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативная деятельность

  • Коммуникативная деятельность –

это взаимодействие двух и более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативная деятельность Коммуникации-  это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Коммуникативная деятельность

  • Коммуникации-

это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Домашнее задание Учебник, параграф 6

Домашнее задание

  • Учебник, параграф 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!