СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная мотивация дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В настоящее время намечается тенденция снижения возрастной границы школьного возраста: дети начинают учиться довольно рано, в возрасте шести лет они уже умеют читать и писать, а соответственно  подготовка к школе начинается ещё раньше. Но какой бы ни была педагогическая подготовка к обучению в школе, ребёнок шести лет чаще всего ещё не готов психологически к этой качественно новой ступени. Раннее поступление в школу осложняет процесс усвоения знаний, и, хотя ребенок уже способен усваивать учебный материал,  у него еще сохраняется острая потребность играть. Он учится, играя, и ещё не готов сменить социальную ситуацию развития с игровой на учебную.

Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации у дошкольников, которая не является следствием возраста, а должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу. Только в этом случае процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно.

Таким образом, на сегодняшний день возрастает острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как залога успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе.

 

Просмотр содержимого документа
«Познавательная мотивация дошкольников»



Вихрова А.Г.


МБДОУ «Детский сад № 59» г. Рязань,

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, магистрант,

научный руководитель доцент Назарова Ю.В.


Познавательная мотивация дошкольников


Аннотация: данная статья посвящена познавательной мотивации дошкольников с задержкой речевого развития и особенностям её формирования в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: дошкольники, мотивация, познавательная мотивация.

Abstract: this article focuses on the cognitive motivation of pre-school children with peculiarities of its formation at preschool age.Начало формы

Конец формы

Keywords: preschoolers, motivation, cognitive motivation.


В настоящее время намечается тенденция снижения возрастной границы школьного возраста: дети начинают учиться довольно рано, в возрасте шести лет они уже умеют читать и писать, а соответственно подготовка к школе начинается ещё раньше. Но какой бы ни была педагогическая подготовка к обучению в школе, ребёнок шести лет чаще всего ещё не готов психологически к этой качественно новой ступени. Раннее поступление в школу осложняет процесс усвоения знаний, и, хотя ребенок уже способен усваивать учебный материал, у него еще сохраняется острая потребность играть. Он учится, играя, и ещё не готов сменить социальную ситуацию развития с игровой на учебную.

Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации у дошкольников, которая не является следствием возраста, а должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу. Только в этом случае процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно.

Таким образом, на сегодняшний день возрастает острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как залога успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе.

Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника признано основополагающей проблемой психологии и педагогики развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждает её к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители, психологи и педагоги, работающие в системе образования.

Среди разнообразных мотивов деятельности дошкольника oсoбое местo занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что этот возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка (Ж. Пиаже, М.И. Лисина). Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней пoмощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметoв. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают  этим ценным качеством в равной  мере.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Проблема познавательной мотивации изучается и в отечественной, и в зарубежной психологии. Хотя следует отметить, что в зарубежной психологии она не выделяется отдельно, но интенсивно разрабатываются близкие по смыслу понятия, такие как (внутренняя мотивация, любознательность и мотивация достижения). Немецкий ученый X. Хекхаузен выделяет три основных подхода к изучению проблемы мотивации. Первый - биологизаторский подход, его представителями являются К. Лоренц, У. Мак-Дауголл, Н. Тимберген, представителями второго, ассоциативного подхода, являются Э. Торндайк, Б. Скиннер, Р. Вудвортс и личностного З. Фрейд, Н. Ах, Г. Мюррейидр [10,603].

В рамках гуманистической психологии работал А. Маслоу, разработавший теорию мотивации, согласно которой потребности делятся на высшие и низшие. Познавательные же потребности, по А. Маслоу, могут направлять поведение человека лишь в том случае, когда удовлетворены потребности, находящиеся на более низких иерархических ступенях [11,348].

Так же как в зарубежной, в отечественной психологии нет единого понимания проблемы мотивации. Её изучением занимались многие ученые разных подходов и направлений, такие как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, В.И. Ковалев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.

Проанализировав теоретические основы проблемы исследования, мы, вслед за Л.И. Божович, выделили основное определение и характеристики познавательной мотивации. Под познавательной мотивацией понимается внутренняя мотивация деятельности, не зависящая от внешних факторов (оценки, награды, практической пользы). В качестве познавательной мотивации старших дошкольников выступают мотивы, которые  выполняют побуждающую и смыслообразующую функции.  В соответствии с этим, познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и умственных усилий. 

По мнению Н.Г. Морозова, мотивация – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов [3,195].

Г.И. Щукина считает, что «познавательная мотивация – мощный побудитель активности личности, под чьим влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [6,189].

Периодoм наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, по мнению А.Н. Леонтьева, является дoшкольный возраст.

А.Н. Леонтьевым была высказана точка зрения, что мотив – не только внутренний процесс и oтнюдь не любой импульс, возникающий у личности, а явление, объективная основа которого лежит вo внешнем мире, в его вещественных и идеальных oбъектах. Эти объекты, приобретая для  челoвека особую значимость, «личностный смысл», побуждают его к  действию. «…Человеческие потребности, - утверждает А.Н. Леонтьев, - прямо не выводимы из потребностей же; переходы от потребностей низших к высшим – опосредованы обогащением их предметного содержания, т.е. развитием мотивов» [5,283].

По мнению Л.С. Выготского: «Познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских мотивациях» [2,261].

В работах ведущих отечественных педагогов и психологов (М.М. Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.Я. Короткова, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Н.А. Михайленко, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.) указываются возможности и резервы, позволяющие ненасильственно, естественным путем осуществить адекватное формирование познавательной мотивации ребенка. Этим резервом является использование игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Авторами выявлена сущность этой деятельности, ее особенности и возможности в развитии, воспитании и обучении детей. Именно в ней органично формируются качества, свойства, мотивы личности, складывается личностный и деятельностный опыт.

Виноградова Е.Л. выделила три показателя выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности) [1,43].

Исследователи указывают на различный уровень познавательной мотивации у дошкольников разного возраста. Так, младший дошкольник относительно легко может принять решение в ситуации, где необходимо выбрать один предмет из нескольких. Среди таких мотивов выделяют доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии. Это могут быть мотивы достижения, общения, самоутверждения и т.д. [4,146].

У детей старшего дошкольного возраста в процессе формирование познавательной мотивации происходит активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем: уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, систематизация представлений, любопытство и первоначальная любознательность постепенно перерастают в устойчивую черту личности – познавательный интерес, свидетельствующий о сформированности познавательной мотивации.


Литература

  1. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46.

  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 261 с.

  3. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье– М: Педагогика, 1961.-195 с.

  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология - Ростов-н/Д.: 2002. – 146 с.

  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1982. – 283 с.

6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов уча- щихся. — М.: Речь, 1988.-189 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!